Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Оценка 5

Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
28.03.2021
Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
konspekt_otkrytogo_uroka_oge_20.doc

Конспект открытого урока по теме:

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

Цели урока: 

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:

«Грамматическая основа предложения»,

«Знаки препинания в сложных предложениях»,

«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,

«Орфографический анализ слов»,

«Анализ средств выразительности»,

«Лексический анализ слов»;

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка  навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;

3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку,  «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).

 

Ход урока

 

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

 Вступительное слово учителя.

Слово…  Испокон веков его главное  назначение  в том, чтобы объединять, а не разъединять людей.  Слово – это поступок.  И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок   добрым  или  злым…

 

1.      Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в текст?

2.      Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы (с давних времен, издавна,  от века, со времен царя Гороха)

3.      Вспомните определение фразеологизма

 

Фразеологизмы (идиомы) — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет всё словосочетание в целом.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения

 

4.       Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.

1.Мокрая крыса,

 2.сидорова овца,

3. Маланьина победа,

4.филькина свадьба,

5.валаамова курица,

6. иерихонская грамота,

7.канцелярская сирота,

8.казанская ворона,

9.заблудшая коза,

10.белая ослица,

11. пиррова труба.

 

/  Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица,  иерихонская труба,  канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа  /

 

 

II.Анализ текста

     Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал  (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о  (не) учит…вала  каждого мгновения а перескак…вала через пустые  (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.

(По В.Набокову)

 

 

1.      Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

2.      Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.

3.      Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.

4.      Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.

5.      Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.

6.      Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.

7.      Выпишите из предложения слово,  правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких  страдательных причастий»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ТЕСТ/СЛОВ.ДИКТАНТ

8.      Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ

9.      Выпишите из 7 части контекстные антонимы.

10.  Назовите средство художественной выразительности

Память перескакивала через пустые места

 

III.  КРОССВОРД -ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ название средства выразительности.

 

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

 

IV.Тест  «Средства выразительности»

 

Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

 

1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение    2) метафора     3) фразеологизм    4) сравнение

 

2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение    2) метафора     3) эпитет     4) сравнение

 

3 .Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)

1) олицетворение     2) метафора      3) эпитет      4) фразеологизм

 

4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.

1) олицетворение      2) метафора      3) эпитет      4) сравнение

 

5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение      2) метафора       3) эпитет       4) сравнение

 

6.  Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) метафора     3) эпитет       4) сравнение

 

7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) метафора     3) фразеологизм      4) сравнение

 

8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение    2) метафора      3) эпитет     4) сравнение

 

9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) фразеологизм     3) эпитет      4) сравнение

 

V. «Превращения». Заменить словосочетания. 

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

 

1.полковое знамя –     (знамя  полка)

2. солнечная энергия –    (энергия солнца)
3.лесной запах –    (запах леса)

4. учительский стол -           (стол учителя)
5. конское ржание -   (ржание коня)
6. школьный портфель -    (портфель для школы)

7.плюшевый медвежонок –  (медвежонок из плюша)
8. приморский парк -   (парк  у моря)
9.клетчатый шарф –  (шарф  в клетку)

10.бессонная ночь –  (ночь без сна)

 

 

 

 

VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

 

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

«Плюс – минус – интересно». Самоанализ с картой

Я узнал….

Я научился…

Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».

 

 

 

 


Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к

Конспект открытого урока по теме: «Подготовка к

Маланьина победа, 4.филькина свадьба, 5

Маланьина победа, 4.филькина свадьба, 5

Уподобление одного предмета или явления другому

Уподобление одного предмета или явления другому

VI . Подведение итогов. Рефлексия деятельности

VI . Подведение итогов. Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021