Конспект открытого урока по теме:
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
(работа над тестовой частью)
Цели урока:
1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2020:
«Грамматическая основа предложения»,
«Знаки препинания в сложных предложениях»,
«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,
«Орфографический анализ слов»,
«Анализ средств выразительности»,
«Лексический анализ слов»;
умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;
2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;
3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;
4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;
3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Тип урока: урок развивающего контроля
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на работу на уроке.
Вступительное слово учителя.
Слово… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять, а не разъединять людей. Слово – это поступок. И от каждого из нас зависит, будет ли этот поступок добрым или злым…
1. Найдите в тексте антонимы, выпишите их. Какова их роль в текст?
2. Объясните значение фразеологизма испокон веков, подберите к нему синонимы (с давних времен, издавна, от века, со времен царя Гороха)
3. Вспомните определение фразеологизма
Фразеологизмы (идиомы) — это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет всё словосочетание в целом.
В предложении фразеологизм является одним членом предложения
4. Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.
1.Мокрая крыса,
2.сидорова овца,
3. Маланьина победа,
4.филькина свадьба,
5.валаамова курица,
6. иерихонская грамота,
7.канцелярская сирота,
8.казанская ворона,
9.заблудшая коза,
10.белая ослица,
11. пиррова труба.
/ Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица, иерихонская труба, канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа /
II.Анализ текста
Хотя роман его с Машенькой прод…лжался в те д…лекие годы не три дня не неделю а гораздо больше он (не) чу…ствовал (ни) какого (не) соответствия между д…йствительным врем…нем и тем другим врем…нем в к…тором он ж.л так как пам…ть его сов…рше(нн, н)о (не) учит…вала каждого мгновения а перескак…вала через пустые (не) нужные ему места я…стве(нн,н) озаряя только то что было связа(нн,н)о с Машенькой и потому вых…дило так что (не) было (не) соответствия между ходом прошлой ж…зн… и ходом наст…ящей.
(По В.Набокову)
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
2. Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. Определите тип этого сложного предложения.
3. Выпишите основу 5 части. Определите тип сказуемого.
4. Напишите номер части, которая осложнена однородными определениями.
5. Напишите номер части, которая осложнена обособленным обстоятельством.
6. Выпишите из предложения слова, правописание которых определяется правилом: «В глаголах пишется суффикс – ЫВА-/-ИВА -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени он не чередуется с суффиксом – У-/-Ю-, а остается неизменным.
7. Выпишите из предложения слово, правописание которого определяется правилом: « Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ТЕСТ/СЛОВ.ДИКТАНТ
8. Найдите в тексте орфограммы «Не с разными частями речи»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕСТ /СЛОВ.ДИКТ
9. Выпишите из 7 части контекстные антонимы.
10. Назовите средство художественной выразительности
Память перескакивала через пустые места
III. КРОССВОРД -ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли учащиеся знают определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к листам контроля. Учитель читает определение термина, задача обучающихся – НАЗВАТЬ название средства выразительности.
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
IV.Тест «Средства выразительности»
Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.
1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
3 .Шатры чёрных ив нависают над головой. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) фразеологизм
4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало.
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
6. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение
8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение
9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)
1) олицетворение 2) фразеологизм 3) эпитет 4) сравнение
V. «Превращения». Заменить словосочетания.
Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:
1.полковое знамя – (знамя полка)
2. солнечная энергия – (энергия
солнца)
3.лесной запах – (запах леса)
4. учительский стол - (стол
учителя)
5. конское ржание - (ржание коня)
6. школьный портфель - (портфель для школы)
7.плюшевый медвежонок –
(медвежонок из плюша)
8. приморский парк - (парк у моря)
9.клетчатый шарф – (шарф в клетку)
10.бессонная ночь – (ночь без сна)
VI. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
«Плюс – минус – интересно». Самоанализ с картой
Я узнал….
Я научился…
Мне нужно усовершенствовать знания по теме: «Подготовка к ОГЭ».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.