Методическая разработка
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ»»
Тагировой Марины Наримановны
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка специальности 19.02.10. «Технология продукции общественного питания»
Открытый урок - «Лексика русского языка как система» - это завершающее занятие в разделе «Лексика». В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, лексическая сочетаемость, иноязычные слова, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты, а также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.
В данной разработке используются дидактические демонстрационные и раздаточные печатные материалы, мультимедийные средства, интерактивная доска, анимационные образы для организации игровой формы занятия, презентация «Лексика», словесное сопровождение.
Методическая разработка рекомендуется для использования учителями общеобразовательных организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
|
Введение…………………………………………………………………..……….4 |
Методическое обоснование темы…………………………………………….….7 |
Методические рекомендации по проведению урока…………………….…….7 |
Методическая разработка открытого урока……………………………..….....10 |
Технологическая карта урока………………………………………………….. 28 |
Дидактический материал к уроку………………………………………...…....30 |
Список литературы (источников) для учащихся………………………...……41 |
Список литературы для педагогов…………………………………….......…..41 |
Самоанализ урока………………………………………………………………..42 |
Список литературы………………………………………………………….......44 |
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык в системе образовательной организации является дисциплиной общеобразовательной подготовки. Содержание дисциплины охватывает широкую область знаний об окружающем мире и законах языковых коммуникаций. Целью изучения является приобретение практических умений:
- осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
-принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме.
Информационный компонент
В
настоящее время нельзя представить себе жизнь без таких сфер жизнедеятельности
человека, как русский язык и культура делового общения. За многолетнюю историю
языка произошло обогащение его лексического состава, что привело к
необходимости более глубокого изучения данного раздела в курсе русского языка.
Термин лексика (гр. lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения
словарного состава языка. Он используется также и в более узких значениях: для
определения совокупности слов, употребляемых в той или иной функциональной
разновидности языка, в отдельном произведении писателя и даже одного человека.
Лексикологией (гр. lexis - слово + logos - учение) называется раздел науки о языке, изучающий лексику. Лексикология может быть описательной, или синхронической (гр. syn - вместе + chronos - время), тогда она исследует словарный состав языка в его современном состоянии, и исторической, или диахронической (гр. dia - через + chronos - время), тогда ее предметом является развитие лексики данного языка.
В задачи лексикологии входит изучение значений слов, их стилистической характеристики, описание источников формирования лексической системы, анализ процессов ее обновления и архаизации. Объектом рассмотрения в этом разделе курса современного русского языка является слово как таковое. Слово находится в поле зрения и других разделов курса.
Содержательный компонент
Лексическая система русского языка
Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов.
Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.
В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; объединенных общим типом словообразования; связанных общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д. Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и под.).
· Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы.
· Одно и то же слово, характеризуемое по различным признакам, может быть отнесено к нескольким сочетаниям, тогда речь идет о понятии омонимии.
· Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды,
· Одним из проявлений системных отношений слов является их способность соединяться друг с другом. Сочетаемость слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями, где в первую очередь играет роль прямое и переносное значение слов.
· Различающиеся оттенками значений родственные слова образуют ряды паронимов, из которых складываются словосочетания.
Разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов вливаются в обширные лексико-грамматические классы - части речи.
Таким
образом, все слова русского языка входят в его лексическую систему.
Исконно русский характер какого-либо слова объединяет его с другими словами
по происхождению. Объединение слов может быть основано на денотативных связях
(лат. denotare - обозначать), поскольку все слова обозначают то или иное
понятие. Обозначаемые словами понятия, предметы (или денотаты) сами
подсказывают их группировку.
Таким образом, изучение лексической системы языка раскрывает многомерную и
разнообразную жизнь слов. В их системных связях запечатлелась история языка и
самого народа. Развитие и взаимодействие значений слова и отношения его с
другими словами заслуживают самого серьезного изучения. Оно может проводиться в
нескольких направлениях.
Методический компонент
Методические советы к самостоятельной работе при подготовке к уроку
Перед проведением завершающего урока необходимо:
1) ознакомить детей с основными лексическими понятиями и историческими и межъязыковыми процессами,
2) представить систему лексических единиц,
3)осуществить лингвистический тренинг, подбор лексических единиц.
Для проведения занятия
1)предусмотреть в уроке использование приемов работы по формированию УУД
2)смоделировать структуру занятия с учетом компетентностно-деятельностного подхода
3)подготовить и проверить все используемое на уроке оборудование,
4)организовать инструктаж по охране труда и соблюдению техники безопасности,
5)подобрать упражнения здоровьесберегающего характера,
Данный урок проводился для учащихся 9 классов (возраст 15-16 лет).
Условия для проведения – кабинет русского языка, интерактивная доска, компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint), презентация «Лексика русского языка как наука».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Методическое обоснование темы
Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык В процессе повторения и систематизации материала осуществляется проверка знаний и умений употребления в речи таких понятий, как лексическое значение слова, прямое и переносное значение, сфера употребления, лексическая сочетаемость, иноязычные слова, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологические обороты, а также выявляются взаимосвязи разделов русского языка.
Методические рекомендации по проведению урока
1. Придите в класс, где будет проходить урок, за 2-3 минуты до его начала.
2. Осмотрите класс, убедитесь, что все готово к уроку: каково санитарное состояние класса, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, на месте ли наглядные пособия? Не превращайте этот элемент урока в пустую формальность.
3. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока.
4. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Это можно сделать до урока.
5. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?». Это приучит учащихся к мысли, что невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Сделайте так, чтобы каждый ученик с начала урока и до его конца был занят делом, не остался без работы.
6. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, следите, все ли ученики способны работать в заданном темпе, помогите слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого неустойчивое внимание, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
7. Обращайтесь немного чаще с вопросами к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
8. Не допускайте вопросов учащимся, требующих хоровых ответов.
9. Мотивируя оценки, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер, дайте указания ученику, над чем ему надо работать на уроке или после урока. Проверьте, понял ли он ваши указания; проверьте, как они будут выполнены. Это приучит к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
10. Объективно оценивайте знания ученика. Прекращайте урок со звонком. Продолжение урока на перемене недопустимо. Это приводит к неоправданному утомлению детей и нарушению дисциплины.
11. Держите на уроке себя с достоинством, серьезно, не допускайте ненужных шуток и острот.
12. Ведите себя спокойно, не нервничайте, не возбуждайте класс резкими замечаниями или окриками. Для поддержания дисциплины отдельных учащихся достаточно пристального взгляда учителя или спокойного замечания без раздражения и без повышения голоса. Помните, лучшее замечание ученику – это замечание без слов: недоуменный или удивленный взгляд, пауза в рассказе.
13. Во время урока стойте лицом к классу, чтобы ученики видели и осознавали, что они всегда находятся под наблюдением учителя. Это обеспечивает необходимый деловой контакт между учителем и классом.
14. Не делайте общих замечаний, на них никто, как правило, не реагирует. Замечания должны быть адресованы конкретным нарушителям дисциплины. Не делайте частых замечаний, к ним учащиеся адаптируются. Лучше смените вид деятельности на уроке, например, дайте какое-нибудь самостоятельное задание, а в это время скорректируйте свою дальнейшую работу на уроке.
15. Не допускайте неловких и смешных поз, не расхаживайте непрерывно перед классом, не поворачивайтесь спиной к классу, когда пользуетесь доской или наглядным пособием.
16. Излагая содержание материала, не отводите своего взгляда в сторону, а внимательно смотрите на учеников, наблюдая за их работой и поведением.
17. Ведите преподавание культурно – всегда пользуйтесь указкой, не стирайте с доски мел рукой и следите за тем, чтобы ученики тоже не вытирали доску руками. Своим поведением и внешним видом учитель должен служить примером для учеников. Будьте всегда опрятны, скромно и строго одеты.
18. Не допускайте фамильярности во взаимоотношениях с учениками, стремитесь к установлению взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.
19. Следите за своими действиями и старайтесь не допускать ошибок, а если сделали ошибку, то не стыдитесь сознаться в этом и немедленно исправьте ее.
20. Не оставляйте без реагирования ни одного нарушения дисциплины. Продуманно подходите к выбору и принятию мер по каждому проступку ученика с учетом характера нарушения, обстоятельств, его породивших, и индивидуальных особенностей ученика. Нельзя делать замечания безразличным тоном или небрежно.
21. Умейте придавать голосу нужные интонации.
22. Урок длится 40-45 минут и требует от учителя большого нервного напряжения в течение всего времени. В связи с этим, необходимо предусмотреть на уроке небольшие паузы, позволяющие учителю сосредоточиться на дальнейших этапах урока. Но на уроке пауза для учителя может быть только в период самостоятельной работы учащихся. Поэтому желательно такие задания предусматривать.
23. Для укрепления дисциплины желательно продумывать задания учащимся, заставляющие их «браться за ручку» и делать записи в тетрадях. В эти моменты ученик сосредотачивает внимание на содержании урока.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
Конспект урока
Тема открытого урока: Лексика русского языка как система
Продолжительность: 45 мин
Тип урока: Урок общения, систематизации и закрепления знаний
Вид урока: практический
Цель методическая: создание условий для формирования умений переноса теоретических знаний и умений в новые ситуации
Цели урока:
- Систематизировать знания студентов о лексике русского языка;
- развивать познавательные интересы и навыки аналитико-синтетической работы студентов путем формирования умений работать в коллективе и команде, взаимодействовать с партнерами.
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку
Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.
Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (MicrosoftOfficePowerPoint).
Межпредметные связи: иностранный язык, информатика и ИКТ.
Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Грамматика», «Фонетика».
Этап учебного занятия, содержание |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы (по Лернеру И.Я.)) |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
I.Организационный момент
Приветствие преподавателя |
3 мин |
Организовать учащихся для повторения знаний
|
Учащиеся должны знать значение слова |
Учащиеся должны уметь подбирать прилагательные, характеризующие определенное слово |
Эвристический |
коллективная |
|
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
Приветствие учащихся , проверка отсутствующих на уроке |
Учащиеся приветствуют учителя. |
|||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
ІІ. Мотивация учебной деятельности
|
3 мин |
Мотивировать учащихся на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации
|
Учащиеся должны знать лексическое значение слов, а также определение таких языковых понятий, как омонимы, омографы, орфоэпия, лексика |
Учащиеся должны уметь применять навыки постановки ударения в словах, опираясь на орфоэпические правила. |
Репродуктивный, эвристический |
Фронтальная, индивидуальная |
Слайды №01 - 03 |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
Решение ситуационной задачи по данной теме. - Чтобы у вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы решим задачу
Работа с подготовленной презентацией:
- Посмотрите на экран. На слайде представлены слова и задание к ним. - Определите в каком слове, верно, выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая. (Предполагаемый ответ: Произношение данных слов зависит от контекста).
- Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению? (Предполагаемый ответ: Разновидность омонимии – омографы).
-Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их. (Предполагаемый ответ: Орфоэпия и лексика).
Как вы думаете, чему же будет посвящен наш сегодняшний урок? |
Учащиеся выполняют практическое задание.
|
|||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
ІІІ. Сообщение темы, цели задач урока
|
3мин |
Предположить тему и цели урока |
Студенты должны знать требования к формулировке темы |
Студенты должны уметь комментировать высказывание |
Репродуктивный, эвристический |
коллективная |
Слайды № 04-09 |
|||||||||||
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||
|
Сообщение преподавателем темы и целей урока. - Сегодня наш урок посвящен теме «Лексика русского языка». Он поможет вам не только обобщить и систематизировать свои знания по теме, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, сформировать компетенции в области языка.
- Эпиграфом сегодняшнего урока взяла слова Кристиана Фридриха Геббеля: «Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надежный пробный камень образованности.»
- Как вы понимаете эти слова, и почему они являются эпиграфом к нашему уроку.
- А сейчас составим акростих Л – Е – К – С – И – К – А - |
Учащиеся записывают тему урока и объясняют значение эпиграфа
Учащиеся составляют акростих на заданную тематику
|
||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
.IV.Актуализация опорных знаний студентов
|
3 мин |
Формировать компетенции в области орфоэпии |
Учащиеся должны знать орфоэпических норм |
Учащиеся должны уметь правильно определять ударение |
Репродуктивный, эвристический |
Групповая, индивидуальная |
Слайд №10 - 13
|
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
Инструктаж учеников по работе на уроке. -Сегодня наш урок пройдет в нетрадиционной форме, и будет носить продуктивный характер. Для начала разделимся на 3 команды. Каждая команда выполняет свои задания. За правильно выполненные задания она получает буквы, из которых в конце урока соберется фамилия выдающего лингвиста.
-В процессе урока вы также можете выполнить индивидуальные задания, с целью повышения рейтингового балла.
- Первое задание - словарная работа, с помощью которой вы пополните свой лексический запас. На интерактивной доске написаны слова. Их нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения. 1к.Торты, граждане, гражданин, гражданство, характерный, разнохарактерный. 2к. Развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит. 3к. Банты, мускулистый, возрастной, великовозрастный, закупорить, черпать.
Работа в тетрадях. (Проверка ранее полученных знаний: 1к. ТОрты, грАждане, гражданИн, граждАнство, характеЕный, разнохарАктерный, 2к. РазвитОй, мАлоразвитый, бальзамИровать, грУшевый, слИвовый, позвонИт. 3к. БАнты, мУскулистый, возрастнОй, великовОзрастный, закУпорить, чЕрпать).
(Слайд - №10) - Следующее задание. Раскройте лексическое значение слов, увиденных на экране. 1 команда: Деликатный 2 команда: Имманентный 3 команда: Лояльный
(Слайд - № 11– 14) Проверка ранее полученных знаний (Деликатный – 1)вежливый, мягкий в обращении, 2)затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения. (деликатный человек) Имманентный – присущий природе самого предмета, внутренний (имманентная причина) Лояльный – держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-нибудь, чему-нибудь (соблюдать лояльность). |
Учащиеся группами в тетрадях выполняют практические задания разного характера: постановка ударений, определение лексического значения слов.
Работа учащихся с интерактивной доской по устной проверке с применением слайдов презентации.
|
|||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
IV. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности
|
4 мин |
Развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности в ходе урока |
Студенты должны знать определение таких понятий, как синимы, паронимы, антонимы |
Студенты должны уметь приводить пары в соответствие, ясно и четко излагать свою позицию |
Репродуктивный, эвристический |
групповая, индивидуальная |
Слайд №14
|
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
Следующее задание «Установи соответствие» Необходимо соединить пары слов по группам
1 группа парами подбирает синонимы
(Проверка: 1-в, 2 – е, 3 – а, 4 – м, 5 – д, 6 – г, 7 – и, 8 – б, 9 – л, 10 – з, 11 – ж, 12 – к)
2 группа сгруппируйте парами антонимы.
(Проверка: 1-л, 2-б, 3-г, 4-а, 5-д, 6-е, 7-м, 8-ж, 9-з, 10-и, 11-к, 12-в)
3 группа сгруппируйте парами паронимы
(Проверка: 1-в, 2-д, 3-к, 4-б, 5-м, 6-г, 7-л, 8-з, 9-и, 10-а, 11-ж, 12-е)
|
Учащиеся на раздаточном дидактическом материале выполняют задание на соответствие. |
|||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
V. Практическая часть работы |
25 мин |
Проконтролировать степень усвоения знаний, умений, навыков, входящих в содержание и тему урока |
Учащиеся должны знать понятия: «синквейн», антонимы, синонимы, паронимы |
Учащиеся должны уметь составлять «синквейн», определять верное лексическое значение слов, распознавать сферу употребления слов, уметь составлять устойчивые сочетания |
Репродуктивный эвристический |
Коллективная, индивидуальная |
Слайды №15-24 |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
(Слайды №15-19) Следующее задание «Составление синквейна» А сейчас вас ждет необычное задание под названием «Синквейн». Дидактический синквейн (от фр. cinquains, Шаблон:Ang-en) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале XX века под влиянием японской поэзии. ффективный метод развития образной речи, Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Каждая команда составляет описание понятия используя прием «Синквейн» 1группа «синоним», 2 группа «пароним», 3 группа «антоним»
Чтение синквейнов вслух. (Примеры: Синоним 1.Значение 2.Схожее, близкое 3.Подбирают, совпадают, служат 4.Позволяют избегать однообразие речи 5.Слова Пароним 1.Смысл 2.Корневые, аффиксальные, этимологические 3.Обогащают, выступают, не совпадают 4.Часто используются в каламбурах 5.Однокоренные Антоним 1.Против 2.Противоположное, противопоставительное 3.Имеют, разделяются, выражаются 4.Часто встречаются в пословицах 5.правда-ложь)
5 задание «Укажи неверное значение слова» 1 группа: 1. фат - щеголь, любящий рисоваться, пустой человек. 2. трактат - научное сочинение. 3. монополия - игра. 4. провоцировать - вызвать на какие-либо действия путём провокации.
2 группа 1. увенчаться - завершиться чем-нибудь хорошим 2. ристалище - площадь для гимнастических, конных состязаний 3. риторичный - напыщенный, внешне украшенный. 4. сангвинический - спокойный.
3 группа 1. зеница - глаз, зрачок. 2. конгресс - собрание, съезд. 3. либретто - словесный текст музыкально-вокального произведения 4. диадема – ожерелье
Следующее задание «Сфера употребления слов» 1 группа В каком ряду все слова являются разговорными? 1.кассирша, раззява, картофель 2.дикторша, охламон, весельчак 3.жадина, картошка, Интернет 4.электричка, старьёвщик, неразбериха
2 группа В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления? 1.гутарить, компьютер 2.поэт, лицедей 3.интернет, притаранить (принести) 4.колбаситься, предки (родители)
3 группа. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"? 1.архаизм 2.фразеологизм 3.неологизм 4.диалектизм
(Слайд - №21 - 22) 7 задание «Кто больше» За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: (Слайд) 1 группа – голова 2 группа – нос 3 группа – глаз
(Слайд №23 - 24) 8 задание «Монограмма с пословицей». Кто быстрее разгадает пословицу, тот и получает балл.
Не учись разрушать, а учись строить. |
Учащиеся в группах составляют «синквейн» по заданным темам
В раздаточных материалах выполняют задание на определение верного лексического значения.
Определяют сферу употребления слов.
Составляют устойчивые сочетания с определенными словами
Разгадывают монограмму. |
|||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
VI.Обобщение и систематизация знаний В нетрадиционной форме мини-тестирования |
7 мин |
Обеспечить усвоение основных знаний по разделам лексики |
Учащиеся должны знать основные случаи нарушений лексической сочетаемости слов, понятия: заимствования, неологизмы, многозначность слов |
Учащиеся должны уметь применять теоретические знания на практике, использовать мыслительные операции и синтеза |
Продуктивный, эвристический |
Фронтальная, индивидуальная |
Слайды №25 |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
(Слайд №25) А сейчас мы проведем тест в игровой форме. Вы будете собирать пазл. Если вы правильно выполните тест и положите фрагменты по ответам в порядке возрастания, то перевернув фрагменты вам удастся собрать пазл с высказыванием о русском языке Вариант 1 Какое из данных утверждений неверно? 1) Омонимы посол как одушевленной существительное (посол Франции) и посол как неодушевленное существительное (сельдь пряного посола) образовались в результате расхождения значений одного и того же многозначного слова. 2) В сочетаниях бросить камень и бросить спорт используются разные значения одного и того же глагола, производное значение возникло путем метафорического переноса 3) Порох – общеупотребительное, стилистически нейтральное, исконно русское слово. 4) Прах – общеупотребительное, стилистически отмеченное (книжное), заимствовано из старославянского языка.
Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент: НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. НАДЕТЬ что – одеться, обуться, облечь себя во что-то; -что на кого/что – одеть, обуть, облечь во что-то кого-либо/что-либо. Он надел свитер, потом надел пальто и шапку на старика. На стулья надели чехлы. ОДЕТЬ кого/что (во что или чем) – одеть, обуть, облечь кого-либо/что-либо во что-то. Он одел старика (в пальто). Берега одели в гранит. 1) Словарь синонимов 2) Словарь паронимов 3) Словарь омонимов 4) Фразеологический словарь
Укажите пример нарушения лексической сочетаемости 1)сдержать слово 2) устроить встречу 3) осуществить договор 4) сдержать натиск
В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ? 1) Перед премьерой проводились ежедневные репетиции. 2) Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки. 3) На телеканале должен быть ежедневный выпуск новостей 4) На демонстрации моды показывали образцы ежедневной одежды.
«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Белинский Вариант 2 В
каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек
Что
изучает лексика?
2) слова и их значения. В
каком предложении слово употреблено в переносном значении? 4)
Утром бухта наполнилась плавучим льдом. Укажите ряд многозначных слов: 1) съедобный, утомление; 2) хохот, шезлонг; 3) компьютер, ландыш; 4) съемка, ручка. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» К. Паустовский Вариант 3 Определите,
в каком варианте даны заимствованные слова: 2)берег, город, молоко;
3) место, история, тетрадь; В каком предложении нет ошибки, вызванной нарушением лексической сочетаемости
Укажите
слова, не являющиеся паронимами: 2) командировочные, командированные; 3) фарш, фарс; 4) представить, предоставить;
Определите,
в каком варианте даны неологизмы:
3) бартер, кастинг, конфессия; «Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков» П.Мериме |
Обобщение пройденного за урок в целом, посредством выполнения тестирования в нетрадиционной форме |
|||||||||||||||||
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые образовательные ресурсы |
||||||||||||
Знания |
Умения |
|||||||||||||||||
VI.Итог урока Выставление оценок Домашнее задание. |
5 мин |
Оценить работу студентов, провести рефлексию, разъяснить домашнее задание |
Учащиеся должны знать особенности выполнения письменного домашнего задания согласно предлагаемой целеустановке |
Учащиеся должны уметь анализировать собственную деятельность |
Информационно-рецептивный |
Коллективная |
Слайды №26-27 |
|||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||
Итак, фамилию какого выдающегося лингвиста мы смоделировали на уроке. Конечно же, это Виноградов В.В. Прочитайте высказывание этого ученого о языке. «Едва не ярче всего богатство русского языка обнаруживается в его лексике, в его словарном составе». Прокомментируйте его.
Проведение цветовой диагностики. - Выберите цвет, который более всего соответствует вашему душевному состоянию в настоящее время. (У каждого ученика – конвертик с карточками разных цветов; каждый прикрепляет карточку выбранного цвета на стенд) Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения нашего класса.
Символические значения цвета. Синий – спокойствие, нежность, привязанность. Зеленый – настойчивость, самоуверенность, самоуважение. Красный – сила воли, активность, властность. Желтый – стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость. Фиолетовый – тревожность, стресс, страх, огорчение
Выставление оценок за урок с учетом коллективных и индивидуальных ответов.
Инструктаж по выполнению домашнего задания: - составьте сказку о лексике, используя слова для справок(лексикография, лексема, синоним, омоним, антоним, пароним, фразеология, фразеологизм). |
Комментарии к высказыванию В.В. Виноградова.
Проведение рефлексии в форме психологического теста. Запись в тетрадь домашнего задания со слайда презентации. |
|||||||||||||||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дидактическая структура урока |
Методическая подструктура урока |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
||
Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний |
Репродуктивный (групповое выполнение практических заданий), эвристический (мозговой штурм) |
Смешанная |
Разъяснение, выполнение практических заданий в раздаточном материале и на интерактивной доске, создание проблемной ситуации |
Интерактивная доска, компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций(Microsoft Office PowerPoint), Презентация «Лексика русского языка»
|
Фронтальный. Индивидуальный
|
Устойчивый интерес и внимание детей на данном этапе |
Систематизация, обобщение и повторение знаний |
репродуктивный (выполнение практических заданий), эвристический (ответы на проблемные вопросы) |
Смешанная |
Выполнение практических заданий разного уровня и характера на систематизацию знаний в микрогруппах |
компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций(Microsoft Office PowerPoint) Презентация «Лексика русского языка»
|
Групповой Индивидуальный.
|
Уверенная ориентация в практической части материала, успешное выполнение практических заданий |
Применение понятий и способов деятельности |
Репродуктивный (практическое выполнение заданий), эвристический (ответы на проблемные вопросы) |
Смешанная |
Выполнение практических заданий разного уровня и характера на систематизацию и обобщение знаний, формирование практических умений |
компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций(Microsoft Office PowerPoint), Презентация «Лексика русского языка» |
Коллективный Индивидуальный. |
Успешное выполнение практических заданий, высокий уровень активизации класса при поиске ответа на проблемный вопрос. |
Рефлексия |
эвристический (ответ на проблемный вопрос) |
Смешанная |
Самоанализ деятельности учащихся на уроке |
Учебная доска |
Коллективный |
Объективная оценка своей деятельности |
Дидактический материал к уроку
1) Раздаточный материал
Индивидуальные задания
1.Переставье прямоугольники с буквами таким образ, чтобы слева по вертикали моно было прочитать русскую пословицу. Если вы правильно выполните условие, то справа прочтете такую же по смыслу грузинскую пословицу.
Л А |
Е Н |
Е Ш |
Г Н |
Ш И |
В С |
К Е |
Я Н |
В М |
Е О |
Н Е |
Е С |
У Т |
К Р |
Ш Ь |
Ш Ь |
А И |
О Е |
(Ответ: Шила в мешке не утаишь. В сене огня не скроешь)
2.Назовите фамилии 14 знаменитых отечественных ученых лингвистов.
В |
А |
С |
О |
В |
В |
В |
Р |
О |
Н |
А |
Н |
Е |
А |
Х |
И |
О |
С |
О |
Б |
В |
О |
Н |
А |
М |
Н |
С |
К |
И |
Й |
А |
Г |
Р |
О |
Т |
О |
О |
В |
О |
П |
В |
О |
Д |
А |
Р |
Г |
Н |
О |
Т |
Е |
С |
Т |
Д |
А |
Р |
А |
О |
Н |
Н |
Б |
О |
О |
В |
Л |
И |
Л |
М |
А |
Я |
Ф |
В |
К |
О |
Ь |
Н |
Л |
О |
П |
Р |
О |
А |
Ш |
В |
О |
Т |
А |
Н |
У |
Т |
А |
Х |
М |
А |
Т |
О |
В |
Щ |
Е |
Р |
Б |
Ответ: Аванесов, Ахманова, Грот, Виноградов, Востоков, Даль, Ларин, Ломоносов, Обнорский, Панов, Потебня, Фортунатов, Шахматов, Щерба.
3.Отыщите неправильную ломаную линию, которая обошла бы все клетки фигуры, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки никуда не заходя дважды, и притом так, чтобы, следуя за линией, вы сможете прочесть пословицу
З |
А |
Д |
Я |
Н |
Д |
Н |
М |
У |
В |
С |
И |
О |
О |
Я |
З |
А |
Ь |
Н |
О |
Г |
А |
Ц |
Й |
Ш |
Е |
П |
О |
М |
О |
Г |
И |
А |
М |
Й |
И |
П |
О |
Н |
Е |
Ш |
Ь |
Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
4.Составьте пословицу из слов, причем берите из них столько букв, сколько в скобках.
Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (2), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя (1)
Ответ: У страха глаза велики.
Задания для каждой подгруппы
1 подгруппа |
2 подгруппа |
3 подгруппа |
||||||
1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения
Торты, граждане, гражданин, гражданство, характерный, разнохарактерный.
|
1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения
Развитой, малоразвитый, бальзамировать, грушевый, сливовый, позвонит.
|
1.Данные слова нужно правильно прочитать, переписать и поставить ударения
Банты, мускулистый, возрастной, великовозрастный, закупорить, черпать.
|
||||||
2. Раскройте лексическое значение слов
Деликатный
|
2. Раскройте лексическое значение слов
Имманентный |
2. Раскройте лексическое значение слов
Лояльный |
||||||
3. «Установи соответствие» синонимы
|
3. «Установи соответствие» антонимы.
|
3. «Установи соответствие» паронимы
|
||||||
4.«Составление синквейна» Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Тема: «синоним»
|
4.«Составление синквейна» Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Тема: «пароним»
|
4.«Составление синквейна» Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Тема: «антоним»
|
||||||
5 задание «Укажи неверное значение слова» 1 группа: 1. фат - щеголь, любящий рисоваться, пустой человек. 2. трактат - научное сочинение. 3. монополия - игра. 4. провоцировать - вызвать на какие-либо действия путём провокации.
|
5 задание «Укажи неверное значение слова» 2 группа 1. увенчаться - завершиться чем-нибудь хорошим 2. ристалище - площадь для гимнастических, конных состязаний 3. риторичный - напыщенный, внешне украшенный. 4. сангвинический - спокойный.
|
5 задание «Укажи неверное значение слова» 3 группа 1. зеница - глаз, зрачок. 2. конгресс - собрание, съезд. 3. либретто - словесный текст музыкально-вокального произведения 4. диадема – ожерелье
|
||||||
6 задание «Сфера употребления слов» 1 группа В каком ряду все слова являются разговорными? 1.кассирша, раззява, картофель 2.дикторша, охламон, весельчак 3.жадина, картошка, Интернет 4.электричка, старьёвщик, неразбериха
|
6 задание «Сфера употребления слов» 2 группа В каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления? 1.гутарить, компьютер 2.поэт, лицедей 3.интернет, притаранить (принести) 4.колбаситься, предки (родители)
|
6 задание «Сфера употребления слов» 3 группа. Какое из перечисленных слов имеет значение "недавно появившееся в языке слово"? 1.архаизм 2.фразеологизм 3.неологизм 4.диалектизм |
||||||
7 задание «Кто больше» За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: 1 группа – голова
|
7 задание «Кто больше» За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: 2 группа – нос
|
7 задание «Кто больше» За пять минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: 3 группа – глаз
|
||||||
8 задание «Монограмма с пословицей»
|
8 задание «Монограмма с пословицей»
|
8 задание «Монограмма с пословицей»
|
Тесты для обобщения и систематизации
1 вариант
1.Укажите тип словаря, из которого взят фрагмент: НАДЕТЬ – ОДЕТЬ. НАДЕТЬ что – одеться, обуться, облечь себя во что-то; -что на кого/что – одеть, обуть, облечь во что-то кого-либо/что-либо. Он надел свитер, потом надел пальто и шапку на старика. На стулья надели чехлы. ОДЕТЬ кого/что (во что или чем) – одеть, обуть, облечь кого-либо/что-либо во что-то. Он одел старика (в пальто). Берега одели в гранит. 5) Словарь паронимов 6) Словарь синонимов 7) Словарь омонимов 8) Фразеологический словарь
|
2. Какое из данных утверждений неверно? 1) В сочетаниях бросить камень и бросить спорт используются разные значения одного и того же глагола, производное значение возникло путем метафорического переноса 2) Омонимы посол как одушевленной существительное (посол Франции) и посол как неодушевленное существительное (сельдь пряного посола) образовались в результате расхождения значений одного и того же многозначного слова. 3) Порох – общеупотребительное, стилистически нейтральное, исконно русское слово. 4) Прах – общеупотребительное, стилистически отмеченное (книжное), заимствовано из старославянского языка. |
3. В каком предложении вместо прилагательного ЕЖЕДНЕВНЫЙ нужно употребить ПОВСЕДНЕВНЫЙ? 1) Перед премьерой проводились ежедневные репетиции. 2) Жизнь спортсмена – это прежде всего упорные, ежедневные тренировки. 3) На демонстрации моды показывали образцы ежедневной одежды. 4) На телеканале должен быть ежедневный выпуск новостей |
4.Укажите пример нарушения лексической сочетаемости 1)сдержать слово 2) устроить встречу 3) сдержать натиск 4) осуществить договор
|
«Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет нисколько сомнения.»
В.Белинский
|
2 вариант
1.
Что изучает лексика?
2) части речи и их формы;
|
2.
В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
2) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая
линия; |
3.
Укажите ряд многозначных слов: |
4.
В каком предложении слово употреблено в переносном значении? |
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» К.Паустовский
|
3 вариант
1.В каком предложении нет ошибки, вызванной нарушением лексической сочетаемости
|
2. Определите, в каком варианте даны
заимствованные слова: 3)
место, история, тетрадь;
|
3.
Определите, в каком варианте даны неологизмы:
3) псалтырь, светлица, кафтан;
|
4.
Укажите слова, не являющиеся паронимами: |
«Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». П.Мериме
|
Презентация «Лексика русского языка»
Список литературы (источников) для учащихся
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007
2. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Список литературы для педагогов
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2006
2. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
3. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2007
5. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2006.-68С.
6. Единый государственный экзамен 2010: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2010-93С.
Самоанализ урока
1. Группа, в которой проводился данный урок, имеет средний уровень качества знаний и обученности, обладает хорошей познавательной направленностью и интересом к освоению предмета.
2. Степень трудности – средняя, большая плотность практического материала.
3. Цель: создание условий для повторения и систематизации знаний студентов о лексике русского языка, умений их применять знания на практике, обогащения словарного запаса – в ходе урока студенты показали освоенные ими знания о лексике русского языка при выполнении практических заданий разного уровня и характера.
4. Урок систематизации, обобщения и закрепления знаний – что полностью соответствует дидактической цели урока.
5. Этапы урока
I. Организационный момент. (3 мин) – организация и привлечение внимания учащихся
II. Мотивация учебной деятельности. (3 мин) – мотивация студентов на дальнейшую работу, с помощью мозгового штурма.
III. Сообщение темы, цели задач урока. (3 мин) – сообщение темы, разъяснение целей и задач урока, чтение и объяснения эпиграфа
IV. Актуализация опорных знаний студентов (3 мин) – инструктаж на дальнейшую работу, выполнение словарной работы
V. Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности: (3 мин) – выполнение заданий на установку соответствий
IV. Самостоятельное выполнение практической деятельности (20 мин) – выполнение практических заданий разного характера индивидуально и в группах
V. Обобщение и систематизация знаний (7 мин) – выполнение мини-тестирования в игровой форме
VI. Итог урока (3 мин) – подведение итога, выставление оценок, психологический тест на рефлексию, запись и комментирование д/з.
6. Методы обучения:
ü Словесный (беседа, объяснение, разъяснение).
ü Наглядный (демонстрационный материал, иллюстрация, показ наглядных пособий, метод цветовых выюоров).
ü Метод поощрения.
ü Практический (упражнения).
ü Метод создания ситуации успеха в учебе.
ü Поисковый (размышления над проблемой).
Данные методы соответствуют изучаемого материалу, и способам организации деятельности учащихся, что значительно повысило качество знаний у студентов
7. Демонстрации проводились на среднем уровне
8. Наиболее удачный фрагмент урока – составление группами «синквейна» на заданную тему, выполнение нетрадиционного мини-тестирования, составление пазла.
9. Эмоциональность высокая, выполнение игровых практических заданий с применением информационных технологий в виде презентации повышает заинтересованность студентов.
Список литературы
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007
2. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2006
5. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
6. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
7. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2007
8. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2006.-68С.
9. Единый государственный экзамен 2010: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2010-93С.
10. Справочно-информационный портал «Русский язык» - http:// www.gramota.ru
11. Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка, возможности изучения на сайте http://www.about-russian-language.com/index.html/
Автор разработки: Тагирова Марина Наримановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОУ «Бут-Казмалярская СОШ»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.