Статья на тему:ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Оценка 4.6

Статья на тему:ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Оценка 4.6
Научные работы
docx
06.05.2021
Статья на тему:ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В работе в первую очередь рассматривается вопрос о педагоге, способном к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.
статья_Шумская .docx

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

 

Шумская Лариса Анатольевна,

преподаватель экономических дисциплин,

ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»,

shumskaya.larisa.1966@mail.ru

 

Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может

быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

«Высокий профессионализм —

обращенное в профессию творчество».

Лидия Гинзбург

 

Аннотация: В работе  в первую очередь  рассматривается вопрос о педагоге, способном к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

Ключевые слова профессионализм, педагогическая деятельность, компоненты педагогической деятельности, педагогическое мастерство.

 

Происходящие политические и экономические изменения в Донецкой Народной Республике и внедрение новых образовательных стандартов в учебный процесс ставят новые, более сложные, задачи перед системой профессионального образования, требуют высокого уровня профессионализма от тех, кто обеспечивает процесс обучения.

Профессионализм  человека,  согласно  Е.И.  Рогову,  –  это  совокупность  психофизиологических  и  личностных  изменений,  происходящих  в  нем  в  процессе  овладения  и  длительного  выполнения  деятельности,  обеспечивающих  качественно  новый,  более  эффективный  уровень  решения  сложных  профессиональных  задач  в  особых  условиях[4,  с.  17].

Формирование  профессионализма,  по  Е.И.  Рогову,  идет  по  трем  основным  направлениям:

1)  изменение  всей  системы  деятельности,  ее  функций  и  иерархического  строения.  В  ходе  выработки  соответствующих  трудовых  навыков  происходит  движение  личности  по  ступеням  профессионального  мастерства,  развивается  специфическая  система  способов  выполнения  деятельности  -  формируется  личностный  стиль  деятельности;

2)  изменение  личности  субъекта,  проявляющееся  как  во  внешнем  облике  (моторике,  речи,  эмоциональности,  формах  общения),  так  и  в  соответствующих  элементах  профессионального  сознания  (профессионального  внимания,  перцепции,  памяти,  мышления,  эмоционально-волевой  сферы),  что  в  более  широком  плане  может  рассматриваться  как  становление  профессионального  мировоззрения;

3)  изменение  соответствующих  компонентов  установки  субъекта  по  отношению  к  объекту  деятельности,  что  проявляется  в  следующих  сферах:

- когнитивной  -  уровень  информированности  об  объекте,  степень  осознания  его  значимости;

- эмоциональной  -  интерес  к  объекту,  склонность  к  взаимодействию  и  удовлетворенность  от  этого  взаимодействия,  несмотря  на  трудности;

- практической  -  осознание  своих  реальных  возможностей  влияния  на  объект  [4].

Поэтому, для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Педагогический профессионализм определяется через понятие  "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности,  побуждающий преподавателей  к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Определим сначала, что собой представляет педагогическая деятельность.

Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры [3, 6]. Ученые-педагоги рассматривают педагогическую деятельность как особый вид социальной, общественно-значимой деятельности взрослых (родителей, преподавателей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности, проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, профессиональных, высших, внешкольных).

Как и каждая деятельность, педагогическая включает в себя следующие компоненты:

- цель (направленная на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей);

- содержание (учебно - воспитательный процесс, направленный на социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, овладение общественным опытом);

-  средства (труд, общение, игра, обучение);

- действия;

-  объект (ребенок) и субъект (преподаватели, студенты, родители);

- результат.

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности преподавателя и воспитателя.

Педагогическое мастерство — это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное — в позиции педагога, способности виртуозно управлять деятельностью своих учеников[5].

Педагогическое мастерство — это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство — это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс [2]. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание.     Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности — дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы преподавателя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости студентов и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех студентов, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Овладение  педагогическим  мастерством  доступно  каждому  преподавателю  только  при  целенаправленном  индивидуально-психологическом  самообразовании  и  саморазвитии  на  основе  интеграции  опыта,  теоретических  знаний  и  практических  умений.  Именно  осознанная  профессиональная  деятельность  является  источником  педагогического  мастерства  -  единства  общекультурных,  деловых  свойств  личности  и  профессионализма преподавателя.

Педагогическое мастерство проявляется в высоком уровне овладения педагогической деятельностью на основе комплекса специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Хотелось бы отметить, что реализация современной политики образования невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512с.

2. Зимина Л. В., Мельникова И. П. Основы педагогического мастерства. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 288 с.

3. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя [Текст]: кн. для учителя - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

4.Рогов  Е.И.  Учитель  как  объект  психологического  исследования.  М.,  1988. -7 с. 

5.  Якушева С.Д.     Основы педагогического мастерства : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Изда­тельский центр «Академия», 2008, с. 5.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека

Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех студентов, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться

Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех студентов, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2021