Начальная школа на современном этапе развития
Учитель начальных классов МБОУ «СШ № 9 с УИОП»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Оленькова Людмила Ивановна
Этому вопросу в настоящее время уделяется большое внимание. От нас, учителей, зависит, какой будет наша новая современная школа. Лучше чем У.Черчель и не скажешь: « Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».
Так какой мы хотим
видеть современную школу? Это школа, где ребенок чувствует себя уютно и
комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных
отметок. Именно в школе человек начинает строить свою маленькую карьеру,
которая возможно и откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь. Вместе с
тем современная школа должна не только выявлять и учитывать индивидуальные
особенности каждого ученика, а создавать условия для их проявления и развития.
Главное - не столько дать школьникам новую информацию, сколько научить их самих
добывать эту информацию, перерабатывать, хранить и представлять ее. На первый
план, таким образом, выдвигается формирование информационно-коммуникационных,
исследовательских, проектных умений.
Серьезной проблемой нашего общества является состояние здоровья детей как
нравственного, так и физического. Вот поэтому внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих
технологий поможет обеспечить необходимые условия для продуктивной
познавательной деятельности обучающихся с учетом их состояния здоровья,
особенностей развития, интересов, склонностей и потребностей.
Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое
образовательно-воспитательное и информационное пространство, где
взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и
задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного
процесса.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие
детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой
предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать
самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные
и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя -
ключевая особенность школы будущего. В современной школе раскрываются таланты и
способности детей, здесь они приходят к пониманию ценности знания, любят
учиться и учатся с удовольствием и интересом. Это школа с развитой
инфраструктурой – современное здание, персональные компьютеры, Интернет,
библиотека; оснащенный всем необходимым спортивный зал, бассейн, здоровое
питание и комфортная столовая и т.д. В современной школе должны быть все
условия для внеурочной работы – занятий различных кружков и секций. Будет
замечательно, если, учитывая занятость современных родителей, дети будут иметь
возможность заниматься на факультативных занятиях или в секциях школы.
Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными
знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха
в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками
счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется
получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в
обществе.
Сегодня сложно представить школу без серьезной материально-технической базы. Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации должны закладываться именно здесь. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.
Наша школа оснащена всем необходимым для работы оборудованием.
Сегодняшнее образование остро нуждается в талантливых педагогах, в которых профессиональная грамотность и глубокие знания по предмету сочетаются с владением психологией и умением эффективно работать с ученическим коллективом. Компетентный педагог в школе остается центральной фигурой, от которой зависит качество обучения.
У каждого из нас был
свой учитель, любимый, для которого хотелось идти в школу, хорошо учиться,
которому пытался понравиться, завоевать его авторитет. Таким учителем быть
непросто. Учителю трудно добиться признания у детей, ведь их не обманешь. Тут
никак не обойдешься без искренности, открытости, особой нравственности в
отношениях и любви. Именно таким учителем хочется быть для детей, хотя бы для
некоторых, хочется, чтобы любили, ценили, уважали.
Современный учитель - это прежде всего друг по отношению к детям, их
помощник, советчик и союзник. Современный учитель - это, безусловно,
всесторонне развитый и образованный человек. Наш век невозможно представить без
новых ТСО. И ведущим среди них является компьютер. Педагог двадцать первого
века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, готовый не только к
личному общению, но и к общению через "Интернет". Однако, как бы
далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель будущего не забудет о
важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая
совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое
отношение к изучаемому материалу. Любое техническое средство обучения, даже
самое современное и перспективное, - лишь верный помощник педагога,
вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не
удастся заменить. Даже самая умная машина не может заниматься
духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить
самим. В век автоматизации от учителя потребуется максимальная степень
напряжения своих интеллектуальных сил. Современному педагогу нужно быть
специалистом высшего уровня по своему предмету, имеющим глубокие знания не
только в рамках учебной программы, но и за ее пределами, чтобы быть готовым к
любому вопросу учащихся.
Первый учитель… Или, как еще говорят, вторая
мама. Как это звучит гордо и ласково! Но, в то же время, как
ответственно быть первым учителем. Ведь именно учителю доверяют
родители самое дорогое, что у них есть, – своих детей. И от первого
учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Только уважение и
доверие, искренняя любовь к детям могут создать обстановку взаимопонимания,
увидеть в каждом ребенке личность. Еще Сократ более двух тысяч лет назад писал:
«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».
Каждый день открывая
дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза
– любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Я дарю им счастье открытий и
общения, ведь учитель, помогает детям во всем. Мы вместе делаем открытия,
вместе делаем первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой
мир, в свою жизнь.
Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую
атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных
ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать
для ученика другом, товарищем, помощником.
Люблю свою профессию
и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым,
но замечательным словом «Учитель».
Мы должны сделать школу местом,
где приятно проводить время, как было в истории в прошлом. Ведь в переводе с
древнегреческого слово "школа" означает "досуг" - место,
где приятно проводят время.
В моём понимании современная школа – это школа успеха , здоровья. Инновации
, методики , творческий потенциал – вот те слова , которые чаще всего звучат в
новой школе. Она учит мыслить, искать решение проблем. Современная школа – это
творческая мастерская педагога и самого ребёнка в педагогическом процессе, где
ребёнок является солнцем , вокруг которого вращается всё , где каждый ученик
талантлив по-своему , а мы , учителя , этот талант должны раскрыть в ребёнке ,
а не относиться к нему скептически.
Современная школа на сегодняшний день рассматривается с разных сторон: интеллектуальное развитие, физическое, эстетическое, нравственное. Эти стороны развития были востребованы вчера, остаются таковыми сегодня и будут не менее актуальны завтра, только достигать их нужно по-новому, чтобы в глазах учащихся мы, учителя , смогли увидеть радость и заинтересованность в обучении. Итоги всего этого мы сможем увидеть тогда, когда наши ученики поступят в ВУЗы и будут гордиться полученными в родной школе знаниями, своими учителями, которые помогли им в выборе профессии.
Литература:
1. Актуальные проблемы современного образования: пыт и инновации: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием:18-19 мая 2011г.
2. Андюхов Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы. – 2010. – № 4. – С.61-65
3. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1. – С.36-38
4. Золотухина А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – С. 3-5
5. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. – 2010. – №2. – С.107-114
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.