Нарушение звукопроизношения в структуре особенностей двигательного развития детей со стертой формой дизартрии
Российская практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения социальных и образовательных эффектов. Современный уровень развития логопедической науки предъявляет достаточно высокие требования к уровню организации коррекционной практики и профессиональной компетентности логопеда: сегодня качественная логопедическая помощь может быть оказана программой реализации комплексного подхода к организации коррекционно-воспитательной работы с детьми.
Одной из наиболее распространённых патологий речи у детей является дизартрия, которая характеризуется дефектом произносительной стороны, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата [4].
Анализ исследований особенностей психического развития детей с дизартрией свидетельствует о том, что нарушение звукопроизношения – одной из базовых сторон речи – влияет не только на качество других компонентов речи (грамматики, лексики, просодики), но и другие вторичные последствия, а именно – оказывает отрицательное влияние на общее психосоматическое и физиологическое развитие ребёнка, затрудняя его социализацию [4,5]. Таким образом, дизартрия может стать причиной нарушения индивидуального развития, что в итоге приводит к затруднению интеграции такого ребёнка в общество и его социальной адаптации.
По данным Е.М. Мастюковой применяемые в традиционной логопедической практике методики коррекции дизартрии у детей не всегда бывают достаточно эффективными, т.к. не рассматриваются в контексте общего нарушения развития и используются для коррекции только локального нарушения звукопроизносительной стороны речи [3].
Анализ современной литературы (Л.В. Лопатина и др.) по данной проблеме указывает, что у дошкольников со стёртой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики и общей моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений [2].
Значительные трудности вызывает у таких детей динамическая организация любого двигательного акта, в первую очередь тонкого движения. В большинстве случаев оказывается затруднённым или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряжённо, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнение движений, что свидетельствует об определённой дисфункции премоторных систем, обеспечивающих кинетическую организацию движений.
Однако в отечественной и зарубежной литературе недостаточно научно обоснованы методики коррекции дизартрии на основе применения различных видов деятельности, общей двигательной активности у детей.
Двигательные затруднения у детей могут препятствовать нормальному речевому развитию, затруднять передвижения в пространстве, активные действия с различными предметами и инструментами, освоение навыков письма и чтения, занятия спортом и играми. В результате двигательных расстройств у детей может нарушаться мотивация к играм и любой другой деятельности. Кроме того, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают пагубное влияние на последующее развитие речи.
Данное обстоятельство актуализирует реализацию комплексного подхода к организации коррекционной работы с детьми со стёртой формой дизартрии, а так же даёт экспериментальное обоснование применения более эффективных коррекционно-педагогических методик по устранению нарушений звукопроизношения при дизартрии на основе интеграции классической логопедической коррекции и различных видов двигательной деятельности.
Работы нейрофизиологов (М.М. Безруких и др.) по изучению мозговой организации речевого акта подтверждают, что активизация всей двигательной зоны в коре больших полушарий значительно облегчает включение в работе те её участки, которые непосредственно отвечают за речедвигательный акт, начиная с постановки артикуляционного уклада и заканчивая её автоматизацией [1].
Можно полагать, что подобный подход к содержанию и направленности методики коррекции дизартрии позволит повысить качество реабилитационных мероприятий за счет сочетанного воздействия на центральный и периферический отделы речевого аппарата, задействование общедвигательных механизмов в организации речи.
Занятия проводятся индивидуально и с группой в зависимости от развития мелкой и крупной моторики детей. При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход включающий развитие артикуляторной, мелкой и крупной моторик. Коррекционные занятия включают следующую деятельность:
1. Система работы по развитию мелкой моторики:
а) упражнения для рук (самомассаж рук, игры на пальцах сочетаемые с речью),
б) упражнения для развития мыслительных способностей через определённые движения (кинезиологические упражнения).
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Система работы по развитию крупной моторики:
а) использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание);
б) использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учатся выполнять движения соответственно тексту;
в) логопедическая ритмика – комплексная методика, посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Для исправления речевого нарушения, нужно вести целенаправленную работу по развитию артикуляторной, крупной и мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, а также активизирует и повышает объем физических сил и возможностей ребенка, тонизирует деятельность всей нервной системы; кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений; обогащает опыт ребенка; развивает речь и мышление ребенка.
Список литературы
1. Безруких, М.М. Психофизиология ребёнка: Учебное пособие [текст] / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская , Д.А. Фербер; Рос. Акад. Образования, Москва –Воронеж: МПСИ, 2005. – 494 с.
2. Лопатина, Л.В преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст]/ Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Союз, 2000. – 192 с.
3. Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
4. Правдина, О.В. логопедия [Текст] О.В. Правдина. – 2-е изд.. доп и перераб. – М.:Просвещение, 1973. – 272 с.
5. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О.Г. Приходько. – Спб.: КАРО. 2008. – 160 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.