Статья "Наставничество в рамках инклюзии"
Оценка 4.7

Статья "Наставничество в рамках инклюзии"

Оценка 4.7
docx
13.06.2023
Статья "Наставничество в рамках инклюзии"
наставничество в рамках инклюзии.docx

Наставничество в рамках инклюзии.

Известно, что воспитатели дошкольных учреждений – особая категория педагогических работников. Это профессионалы с большим творческим  потенциалом.  «Вектор» их деятельности – креативность в подходах к осуществлению своей педагогической деятельности. Наверное, поэтому людям других профессий, пришедшим на работу в дошкольное учреждение, трудно привыкнуть к постоянному режиму «фонтанирования» творческой активности коллег «по цеху».

Справедливости ради, нужно отметить, что творческих профессий много, однако это особый случай. Для дошкольных работников нет задачи, которую бы они не решили.  Если раньше, в советском прошлом в условиях дефицита пособий мы – воспитатели - всё изготовляли своими руками, иногда привлекая членов своих семей, родителей воспитанников и даже «шефов» закреплённых за детским садом предприятий, то сейчас, в условиях изобилия средств и игрушек, наши креативные идеи остаются  только нашими. Однако, вопрос творчества поменял направление. Поменялись подходы к осуществлению педагогической деятельности. Поменялись задачи воспитания и образования, поменялся состав детских групп – сообществ  маленьких изобретателей и почемучек. Таким образом, вопрос самообразования для воспитателей всегда актуален. А для новых коллег этот вопрос может быть разрешим и поддержан ещё и в рамках наставничества.

XXI век –  век  развития индивидуальностей.  Особенно это стало очевидно с появлением инклюзии в образовании. Состав детских групп настолько разнороден по своим возможностям, что почти каждый ребёнок требует индивидуального подхода. Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья и одарённые дети, как никогда требуют к себе отдельного внимания со стороны воспитателя.

Сетка занятий в режиме дня в дошкольных группах ориентирована на фронтальную организацию деятельности. Значит, возросла необходимость  объединения детей в структуре занятия в малые подгруппы. Это будет способствовать достижению  цели занятия через решение разных задач. Подгруппы могут быть размещены в пространстве по принципу: основная (самая большая по численности) и  малые подгруппы по 1, 2, 3 человека.

Именно так до сих пор, работали педагоги дополнительного образования, осуществляя платные услуги.  В условиях платных образовательных услуг, когда не все родители могут заплатить,  группы формируются из детей с разным уровнем умений и способностей.  Программа по дополнительной образовательной услуге пишется единая для всех.  Волей-неволей  педагогу  приходится гибко  подходить к её реализации.

Я, например, осуществляю  программу дополнительного образования по направлению художественно-эстетической деятельности, точнее изобразительной. На своих занятиях я реализую программу правополушарного рисования. Создавать необычные фоны из белил и цветовых пятен занятие очень увлекательное и интересное. С этим заданием, как правило, справляются все дети. Но нельзя же постоянно рисовать только природу! Вот и насыщаем мы наши «живописные полотна» объектами живого и рукотворного мира: людьми, животными и разнообразными предметами. Особенно нравится детям рисовать по мотивам сказок и стихов.  Так мы рисовали картины про «гадкого утёнка», «зайчика-листопадничка»,  деда Мороза, который «обходит владенья свои», про девочку из сказки «Морозко», которая взбивала перину со снежинками. 

В начале работы с детьми провожу  с ними  занятия по выявлению их изобразительных умений. Мониторинг как раз и способствует появлению разных объединений детей в  группе воспитанников. Затем, подбираю темы и средства изображения. И дело не только в том, чтобы «идти» от «простого - к сложному». Моя задача состоит в том, чтобы каждый ребёнок ушёл с занятия с выполненным, законченным «шедевром».

Всем известно, что ситуация успеха – идеальный способ для стимуляции познавательной и творческой образовательной активности каждого ребёнка.  Если коротко, то, например,  один ребёнок рисует кота, а другой картинку с нарисованным котом вырезает и наклеивает, а третий  наклеивает уже вырезанного кота, т.к. сам рисовать и вырезать ещё не научился. Конечно предварительной работы по подготовке к занятию становится больше (надо же подготовить более разнообразный материал и средства изображения).

В конце каждого занятия я предлагаю детям рассказать о том, что они нарисовали, спрашиваю, кому они подарят свою картину, кого из родных или знакомых научат также рисовать? Игровой характер занятий и развитие чувства сопричастности и уважения к созданному объекту стимулируют детей к ожиданию новых занятий: ведь у них, у каждого всё получилось прекрасно! Дети рады и довольны собой. Динамику этих новообразований я наблюдаю постоянно. В рекламном ролике по приглашению детей на занятия я пишу родителям о том, что занятия созданы для всех детей, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.

Мне кажется, что у моих коллег – педагогов по дополнительному образованию с направленностями естественно-научными, техническими, спортивными и социально-педагогическими, - есть свои нехитрые секреты, которыми они также могут поделиться с воспитателями.

На протяжении своей профессиональной жизни воспитатели постоянно повышают свою квалификацию. Уверена, что предложенный способ внутрифирменного обучения:  через передачу опыта  в работе с детьми от педагогов дополнительного платного образования воспитателям ДОУ, в условиях инклюзивного образования,  не будет лишним.


 

Наставничество в рамках инклюзии

Наставничество в рамках инклюзии

В начале работы с детьми провожу с ними занятия по выявлению их изобразительных умений

В начале работы с детьми провожу с ними занятия по выявлению их изобразительных умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023