Статья: "Научные исследования учащихся по истории своей семьи – эффективный ресурс формирования их гражданско-патриотических качеств"
Оценка 4.9

Статья: "Научные исследования учащихся по истории своей семьи – эффективный ресурс формирования их гражданско-патриотических качеств"

Оценка 4.9
docx
29.02.2024
Статья: "Научные исследования учащихся по истории своей семьи – эффективный ресурс формирования их гражданско-патриотических качеств"
Cтатья для учителей истории.docx

Cтатья для учителей истории "Научные исследования учащихся по истории своей семьи – эффективный ресурс формирования их гражданско-патриотических качеств"

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско - патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, а гражданская ответственность и патриотизм являются консолидирующей базой российской политики, мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную идентичность, не растерять себя как нация, как заявил в своем выступлении перед Федеральным Собранием президент РФ В. В. Путин. В связи с этим, я считаю свою работу, которая направлена на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма, особенно актуальной.

Знание своей родословной, своих корней всегда было уважаемо и почетно на Руси. Многие известные фамилии насчитывают многовековую историю.

Однако за 70 – летний период советской власти и масштабные социально – политические явления 90 - х годов прошлого столетия произошли многие как важные позитивные перемены, так и негативные явления.

Эти события повлияли на систему ценностных ориентиров в обществе и школе, стали причиной нарушения духовного единства общества, послужили основой разрушения ценностей старшего поколения и деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Принятая в 2010 году Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России впервые продекларировала, что вводимый Федеральный государственный стандарт общего образования рассматривается как конвенциональная норма, отражающая общественный договор между семьей, обществом и государством. Воспитание как ценностно - ориентированный процесс поставлено во главу угла школьного образования и рассматривается как миссия образования.

История и обществознание как важнейшие предметы ценностно - ориентированной и гражданско - патриотической направленности играют в процессе воспитания особую роль.

Одним из самых эффективных средств формирования гражданско - патриотических качеств личности является генеалогия.

Генеалогия - в переводе с греческого обозначает «родословная».

Уместно привести слова нашего современника – генеалога С. А. Сапожникова: «Генеалогия, родословие, - это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства. И это государственная задача – научить людей ценить цепь поколений, которая была перед ними, и чувствовать себя звеном этой цепи. Это философская основа и жизни, и гражданственности, и патриотизма».

Среди ученых не было единства мнений о предмете и задачах генеалогической науки. Традиционно генеалогия рассматривалась как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение родов, родственные и кровные связи отдельных людей.

Сейчас генеалогию рассматривают не как вспомогательную, а как самостоятельную специальную историческую дисциплину, так как процесс изучения прошлого своей семьи содержит в себе мощный нравственно – этический потенциал, столь необходимый при формировании личности. Духовно – нравственное здоровье и возрождение России во многом зависит от того, как в современных семьях восстанавливается прерванная в ХХ веке духовная память о предках, возрождается традиция помнить и продолжать историю. Потребность знать историю своего рода обусловлена многими причинами, прежде всего, отечественной историей ХХ века с ее многочисленными войнами, революциями, потерями родственных связей. Испокон веков знание своего генеалогического древа считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали не только общую историю страны, но и познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения и ценности передавались из поколения в поколение Отношение к своему роду – это не врожденное качество, а результат воспитания. А на сегодняшний день утеряно воспитательное значение генеалогических знаний.

Стремление ухватить ускользающую нить своего рода, достойно продолжить его, желание гордиться своими предками – вот главные мотивы человека, составляющего свое родословное древо сегодня. Мотивом является не только обывательский интерес к прошлому своих предков, но и сохранение национальной самобытности. Великий историк Василий Осипович Ключевский по этому поводу заметил: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. При этом необходимо знать, что изучение родословной выдвигает человека на другой уровень сознания, где появляется чувство собственного достоинства, гордость за своих предков, влияет на их саморазвитие и становление».

А генеалогическое направление в сочетании с краеведением и историей ненавязчиво помогает личности осознать себя в культуре, способствует преодолению разрыва между поколениями. Генеалогия помогает и самоидентификации человека.

Как отмечают социологи, «историческая ценность» рода поддерживается участием его представителей в важных и вошедших в учебники, переломных и послуживших укреплению престижа Отечества событиях. …»Деяния предков» осознаются как «движущая сила» истории отечества». Здесь – ключ к патриотическому воспитанию!Умения и навыки, формируемые в процессе генеалогического поиска соотносятся с современным требованием системно – деятельностного подхода к образованию, с решением задач по развитию у детей творческого действия. Ярко выраженная личная мотивация генеалогического исследования позволяют рассматривать генеалогию в качестве уникальной школы исследователя», «творческой лаборатории».

Я глубоко убеждена в том, что никакие учебники и художественная литература не заменят нам то, что дает фамильная история – через нее постигается и современность и история, будь то отечественная или всемирная.

Познание отечественной истории путем личностной идентификации семейной истории обосновывается рядом факторов.

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Ребенок, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в атмосферу, необходимую для его нормального развития. Генеалогический поиск способствует созданию положительного имиджа, способствует формированию представлений о чувстве собственного достоинства, предполагает ответственность человека за свои действия. Таким образом, рефлексия личности, обращенная в историческое прошлое семьи, становится ресурсом самовоспитания.

Изучение истории рода – это всегда открытие, виртуальное путешествие в пространстве и во времени, меняющее человека и его социальное место. Жажда помнить превращает каждого в историка самого себя и приводит к появлению многочисленных домашних архивов.

В школьном курсе нет отдельного предмета как «Генеалогия», он размыт по разным учебным дисциплинам: литература, география, история и т. д. История тесно связана с генеалогией. На уроках можно рассказать о событиях, имеющих прямое отношение к предкам учащихся. Генеалогия позволяет обнаружить в истории темы, которые кажутся детям интересными и даже забавными, но, тем не менее, позволяют «вписать» себя в историю, осознать свое место в ней, а значит, и определить свою гражданскую позицию.

Школьная генеалогия сегодня – лучший способ не только семейной, но и социальной терапии нашего общества. Ребенок – историк семьи и строитель семейных отношений.

При проведении генеалогических поисков учащимися используются все доступные им методы исследовательской работы:

 - знакомство с литературой по интересующей проблематике, включая научные и публицистические материалы;

 - изучение документов по истории своего рода в архивах, библиотеках и музеях как государственных, так и домашних (семейных);

 - опрос, интервьюирование, анкетирование родственников, знакомых, других людей, обладающих интересующей информацией;

 - переписка, оформление запросов в организации;

 - фотографирование, видеосъемка;

 - обобщение собранного материала;

 - составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.

 - создание картотеки членов рода;

 - экспедиции в места проживания предков;

 - работа в сети Интернет.

 Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Наиболее актуальными в современный период являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно - мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности. В эффективности данных методов и технологий я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, также то, что выпускники продолжают заниматься исследованиями в ВУЗах.

Весь материал – смотрите документ.


 

C татья для учителей истории "Научные исследования учащихся по истории своей семьи – эффективный ресурс формирования их гражданско-патриотических качеств"

C татья для учителей истории "Научные исследования учащихся по истории своей семьи – эффективный ресурс формирования их гражданско-патриотических качеств"

ХХ века с ее многочисленными войнами, революциями, потерями родственных связей

ХХ века с ее многочисленными войнами, революциями, потерями родственных связей

Школьная генеалогия сегодня – лучший способ не только семейной, но и социальной терапии нашего общества

Школьная генеалогия сегодня – лучший способ не только семейной, но и социальной терапии нашего общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2024