Статья о работе с ОВЗ
Оценка 4.8

Статья о работе с ОВЗ

Оценка 4.8
Документация +5
docx
Междисциплинарный 5
3 кл—11 кл
17.04.2020
Статья  о работе с ОВЗ
мероприятия по формированию гуманного отношения
статья в журнал.docx

Статья о воспитании:

«Как помочь детям ОВЗ не чувствовать разницу

между    ровесниками»

Автор статьи- Сальгириева М.А., учитель математики, учитель высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе, Почетный работник просвещения, воспитатель-методист.

За время работы на педагогическом поприще , почти 40 лет, я увидела несколько поколений и замечала с каждым определенным сроком деградацию в направлении духовности и нравственности, можно сказать появилась некая   «нравственная инвалидность». Хочу  поделиться своей работой по формированию духовности.

 Среди обучаемых мной,  были разные категории учащихся(инвалиды, ОВЗ, малоимущие, многодетные, с одним единственным ребенком).Будучи классным руководителем, при первом же знакомстве старалась сделать эти встречи на доброжелательном, непринужденном, легким  тоне, чтоб вызвать открытость ребенка. Далее продумывала вопросы анкеты, чтоб поближе с каждым познакомиться и ненавязчиво выяснить его проблемы, окунуться в его «МИР»

После изучения каждой анкеты выстраивала план работы по выявленным категориям, и  соответствии их интересов строился воспитательный план  работы с классом, учитывая в комплексе все направления гармоничного развития личности. Главный акцент  я делала, всю свою педагогическую деятельность ,на духовно-нравственное воспитание, так как считаю –духовность первостепенна!

Работу направления духовно-нравственного воспитания планировала с рассказа о своей семье, о традициях, о численности семьи и значимости для него такого количества детей, акцент делала на наличие бабушек, дедушек их роль в семье-это дает характеристику реальную семье!

Жизнь класса совместно с родительским и ученическим активами становилась бурной, интересной .зажигательной.

С особым пристрастием готовились и проводили     мероприятия ко Дню пожилых , с привлечением бабушек, дедушек, прабабущек,  День инвалидности, День толерантности. Я не говорю о Днях солидарности против терроризма (Бислан, наша школа в декабре 2014г),о Днях Матери и чеченской женщины и других мероприятиях воспитательного характера.

Часто практикую уроки Доброты, где даю возможность раскрыться каждому ребенку, чтоб увидеть его внутренний мир, услышать его мнение. Как я раннее говорила, в классе есть инвалиды, ОВЗ и вполне здоровые дети, большей частью применяю интерактивные методы.

Часто использую положение Декларации независимости инвалида, созданной Норманом Кюнком. Уроки, встречи ,беседы направляю на понимание инвалидности, направляю на взаимное уважение и равенство между обучающимися с ОВЗ и их ровесниками, формирование толерантности. Приведу  здесь  пункты этой Декларации:

– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.

– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.

– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.

– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.

– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.

 – Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.

– Помогите мне познать то, что я хочу.

– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.

– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.

– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.

 – Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.

– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.

– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.

 – Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.

В зависимости от уровней звена останавливаюсь на вышеизложенных  пунктах : почему он так говорит? А как ты считаешь? На чем может быть основано такое суждение?-тд. Такими приемами, я даю ровесникам пройтись через понимание  инвалидами  этого Мира .

Для проведения такой тонкой деликатной работы необходимо придерживаться следующего:

Уроки Доброты по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практико ориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы.

Задачами интерактивных форм обучения на Уроках Доброты являются:

 · пробуждение у обучающихся интереса;

*самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи ;

· обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

 · формирование у обучающихся мнения и отношения;

 · формирование жизненных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.

Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах урока позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.

Основными формами организации УРОКА могут  быть: мини-лекция , дискуссия ,дебаты Мозговой штурм (брейнсторм), деловая игра ,мастер класс,социально-психологический тренинг, методика «Займи позицию» , групповое обсуждение ,методика «Дерево решений»

Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д.

Уроки доброты можно для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости от возраста обучающихся используются различные методы и формы подачи материала.

Темы:

1.Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?

 2. Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный).

 3. Каждый росток тянется к солнцу .

4. Друг в беде не бросит… Давай дружить!

 5. Невредные советы: Как дружить по-настоящему.

6. Игры, в которые мы играем .

7. Особенные люди. О внешности, способностях и возможностях .

8. О силе духа и слабости .

9. Видеть руками .

10.  Особенные люди. О способностях и возможностях в спорте.

 11. Особенные люди. О способностях и возможностях в творчестве.

 12.. Слышать сердцем .

13. Пойми меня :В темноте и тишине .

14.Верить в себя : Упасть и снова подняться .

15. Счастье жить: Человек с инвалидностью: любить и быть любимым.

 Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях  (на спортплощадке, во дворе школы, в парке и т.д.)

 При проведении урока Доброты в классе нужно создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.)

К урокам Доброты ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО  тщательно подготовиться, продумать все нюансы, чтоб ненароком не обидеть, не уязвить самолюбие  ребенка ОВЗ, предусмотреть приглашение в качестве соведущих,работников соцблока, готовых принять участие в дискуссии и ответить на любые вопросы детей (даже не очень корректные).

 Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.

 На уроках Доброты  по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся с множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д. Уточнение понятийного аппарата повышает информированность ребят и делает работу на уроке более осознанной.

Неотъемлемой частью Урока должно быть формулирование вывода и обмен мнениями по сути изученного материала.

На заключительном этапе, осуществляется рефлексия и дается домашнее задание (если это предусмотрено темой занятия). Рефлексия начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия.

При проведении рефлексии используйте следующие вопросы:

 Что произвело на вас наибольшее впечатление?

Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?

Какие выводы Вы для себя сделали?

Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.

Чем больше будет сострадания, часто будет проявляться уважительное отношение дру к другу,наш мир очистится духовно. А, значит, каждый из нас будет идти правильным путем: с чистыми, благими мыслями и намерениями.

Сегодня обстановка в мире страшная: короновирус! Все возвратились в свой очаг, каждый родитель увидел своего ребенка другими глазами или правильнее сказать  «не своего» ребенка. До этих пор семья мало занималась воспитанием ребенка, только лишь хлеб насущный для семьи добывали. А самое главное, детей -забыли или еще лучше,    отдали на воспитание обществу, школе, соседям, бабушке, няньке, репетитору и.тд.

Знания играют большую роль, но без воспитания -им грош цена! Наше завтра в руках наших детей, но они были предоставлены сами себе, полдня школа их воспитывает, остальное время они предоставлены сами себе. Они и выбирают легкий путь, находя всех виновными, кроме себя.

Семья –ячейка общества, она дает на генном уровне нравственно подкованных и безразличных членов общества. Пользуясь случаем, самоизоляцией  в семье, обратите внимание на формирование духовности, толерантности, сострадания! Школа всегда ждет  своих воспитанников и всегда готова выполнять миссию: обучая воспитывать!


 

Статья о воспитании: «Как помочь детям

Статья о воспитании: «Как помочь детям

Бислан, наша школа в декабре 2014г),о

Бислан, наша школа в декабре 2014г),о

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство

Уроки доброты можно для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости…

Уроки доброты можно для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости…

К урокам Доброты ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО тщательно подготовиться, продумать все нюансы, чтоб ненароком не обидеть, не уязвить самолюбие ребенка

К урокам Доброты ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО тщательно подготовиться, продумать все нюансы, чтоб ненароком не обидеть, не уязвить самолюбие ребенка

Какие выводы Вы для себя сделали?

Какие выводы Вы для себя сделали?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020