Статья о воспитании:
«Как помочь детям ОВЗ не чувствовать разницу
между ровесниками»
Автор статьи- Сальгириева М.А., учитель математики, учитель высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе, Почетный работник просвещения, воспитатель-методист.
За время работы на педагогическом поприще , почти 40 лет, я увидела несколько поколений и замечала с каждым определенным сроком деградацию в направлении духовности и нравственности, можно сказать появилась некая «нравственная инвалидность». Хочу поделиться своей работой по формированию духовности.
Среди обучаемых мной, были разные категории учащихся(инвалиды, ОВЗ, малоимущие, многодетные, с одним единственным ребенком).Будучи классным руководителем, при первом же знакомстве старалась сделать эти встречи на доброжелательном, непринужденном, легким тоне, чтоб вызвать открытость ребенка. Далее продумывала вопросы анкеты, чтоб поближе с каждым познакомиться и ненавязчиво выяснить его проблемы, окунуться в его «МИР»
После изучения каждой анкеты выстраивала план работы по выявленным категориям, и соответствии их интересов строился воспитательный план работы с классом, учитывая в комплексе все направления гармоничного развития личности. Главный акцент я делала, всю свою педагогическую деятельность ,на духовно-нравственное воспитание, так как считаю –духовность первостепенна!
Работу направления духовно-нравственного воспитания планировала с рассказа о своей семье, о традициях, о численности семьи и значимости для него такого количества детей, акцент делала на наличие бабушек, дедушек их роль в семье-это дает характеристику реальную семье!
Жизнь класса совместно с родительским и ученическим активами становилась бурной, интересной .зажигательной.
С особым пристрастием готовились и проводили мероприятия ко Дню пожилых , с привлечением бабушек, дедушек, прабабущек, День инвалидности, День толерантности. Я не говорю о Днях солидарности против терроризма (Бислан, наша школа в декабре 2014г),о Днях Матери и чеченской женщины и других мероприятиях воспитательного характера.
Часто практикую уроки Доброты, где даю возможность раскрыться каждому ребенку, чтоб увидеть его внутренний мир, услышать его мнение. Как я раннее говорила, в классе есть инвалиды, ОВЗ и вполне здоровые дети, большей частью применяю интерактивные методы.
Часто использую положение Декларации независимости инвалида, созданной Норманом Кюнком. Уроки, встречи ,беседы направляю на понимание инвалидности, направляю на взаимное уважение и равенство между обучающимися с ОВЗ и их ровесниками, формирование толерантности. Приведу здесь пункты этой Декларации:
– Не рассматривайте мою инвалидность как проблему.
– Не надо меня жалеть, я не так слаб, как кажется.
– Не старайтесь изменить меня. У вас нет на это права.
– Не учите быть меня покорным, смиренным и вежливым. Не делайте мне одолжения.
– Признайте, что реальной проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является их социальное обесценивание и притеснение, предубежденное отношение к ним.
– Поддержите меня, чтобы я мог по мере сил внести свой вклад в общество.
– Помогите мне познать то, что я хочу.
– Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
– Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с другом.
– Не помогайте мне тогда, когда я в этом не нуждаюсь, даже если это доставляет вам удовольствие.
– Не восхищайтесь мною. Желание жить полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
– Узнайте меня получше. Мы можем стать друзьями.
– Будьте союзниками в борьбе против тех, кто пользуется мною для собственного удовлетворения.
– Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте.
В зависимости от уровней звена останавливаюсь на вышеизложенных пунктах : почему он так говорит? А как ты считаешь? На чем может быть основано такое суждение?-тд. Такими приемами, я даю ровесникам пройтись через понимание инвалидами этого Мира .
Для проведения такой тонкой деликатной работы необходимо придерживаться следующего:
Уроки Доброты по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок должны иметь практико ориентированный характер и предусматривать применение интерактивных методов обучения, благодаря которым школьники, не имеющие ограничений по здоровью, могут ощутить себя в различных ситуациях, с которыми сталкивается человек с ОВЗ ежедневно, самостоятельно сделать выводы.
Задачами интерактивных форм обучения на Уроках Доброты являются:
· пробуждение у обучающихся интереса;
*самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи ;
· обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
· формирование у обучающихся мнения и отношения;
· формирование жизненных навыков;
· выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.
Организация дискуссии и обмена мнениями на разных этапах урока позволяет ребятам глубже понять и прочувствовать возможности и достижения ребят с ОВЗ, а также их ежедневные проблемы.
Основными формами организации УРОКА могут быть: мини-лекция , дискуссия ,дебаты Мозговой штурм (брейнсторм), деловая игра ,мастер класс,социально-психологический тренинг, методика «Займи позицию» , групповое обсуждение ,методика «Дерево решений»
Использование интерактивных форм в ходе Уроков Доброты позволяет создать условия для обращения участников к социальному опыту, как собственному, так и других людей, коммуникации друг с другом, решения проблемных ситуаций и т.д.
Уроки доброты можно для обучающихся всех классов – с 1 по 11 и, хотя тематика занятий может быть одинаковой в разных классах, но в зависимости от возраста обучающихся используются различные методы и формы подачи материала.
Темы:
1.Люди с инвалидностью: что мы знаем о них?
2. Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный).
3. Каждый росток тянется к солнцу .
4. Друг в беде не бросит… Давай дружить!
5. Невредные советы: Как дружить по-настоящему.
6. Игры, в которые мы играем .
7. Особенные люди. О внешности, способностях и возможностях .
8. О силе духа и слабости .
9. Видеть руками .
10. Особенные люди. О способностях и возможностях в спорте.
11. Особенные люди. О способностях и возможностях в творчестве.
12.. Слышать сердцем .
13. Пойми меня :В темноте и тишине .
14.Верить в себя : Упасть и снова подняться .
15. Счастье жить: Человек с инвалидностью: любить и быть любимым.
Уроки Доброты должны проходить в комфортной неформальной обстановке. Занятия в зависимости от цели могут быть организованы не только в помещении класса, но в других помещениях (на спортплощадке, во дворе школы, в парке и т.д.)
При проведении урока Доброты в классе нужно создать комфортную атмосферу для дискуссии (отодвинуть столы, организовать полукруг, подготовить пространство для безопасного проведения практических тренировок и т.д.)
К урокам Доброты ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО тщательно подготовиться, продумать все нюансы, чтоб ненароком не обидеть, не уязвить самолюбие ребенка ОВЗ, предусмотреть приглашение в качестве соведущих,работников соцблока, готовых принять участие в дискуссии и ответить на любые вопросы детей (даже не очень корректные).
Взаимодействие нормально развивающихся школьников и их сверстников, имеющих ОВЗ, способствует их взаимообогащению, формированию эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Обучающиеся, не имеющие ограничений по здоровью, учатся опыту взаимодействия, сопровождения и позитивному отношению. Включенность воспитанников с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников (в ходе проведения интегрированных мероприятий, инклюзивного образования) повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности.
На уроках Доброты по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок школьники знакомятся с множеством возможно неизвестных им прежде понятий: «безбарьерная среда», «интеграция», «инклюзивное образование», «социальная адаптация», «толерантность», «универсальный дизайн», «синдром Дауна», «точечно-рельефный шрифт Брайля», «жестовый язык», «дактилология», «азбука слепоглухих» и т.д. Уточнение понятийного аппарата повышает информированность ребят и делает работу на уроке более осознанной.
Неотъемлемой частью Урока должно быть формулирование вывода и обмен мнениями по сути изученного материала.
На заключительном этапе, осуществляется рефлексия и дается домашнее задание (если это предусмотрено темой занятия). Рефлексия начинается с концентрации на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали школьники в процессе урока при обсуждении темы занятия.
При проведении рефлексии используйте следующие вопросы:
Что произвело на вас наибольшее впечатление?
Есть ли что-либо, что поразило, удивило вас на занятии?
Какие выводы Вы для себя сделали?
Завершается занятие подведением итогов педагогом (или приглашенным гостем, ведущим занятие), а также формулировкой домашнего задания. Домашнее задание дается с целью интериоризации, полученных знаний и практической реализации изученного на уроке материала. В качестве домашних заданий обучающимся предлагается осуществить наблюдение, нарисовать плакат, подготовить выступление, памятку, сделать презентацию социального проекта и т.д.
Чем больше будет сострадания, часто будет проявляться уважительное отношение дру к другу,наш мир очистится духовно. А, значит, каждый из нас будет идти правильным путем: с чистыми, благими мыслями и намерениями.
Сегодня обстановка в мире страшная: короновирус! Все возвратились в свой очаг, каждый родитель увидел своего ребенка другими глазами или правильнее сказать «не своего» ребенка. До этих пор семья мало занималась воспитанием ребенка, только лишь хлеб насущный для семьи добывали. А самое главное, детей -забыли или еще лучше, отдали на воспитание обществу, школе, соседям, бабушке, няньке, репетитору и.тд.
Знания играют большую роль, но без воспитания -им грош цена! Наше завтра в руках наших детей, но они были предоставлены сами себе, полдня школа их воспитывает, остальное время они предоставлены сами себе. Они и выбирают легкий путь, находя всех виновными, кроме себя.
Семья –ячейка общества, она дает на генном уровне нравственно подкованных и безразличных членов общества. Пользуясь случаем, самоизоляцией в семье, обратите внимание на формирование духовности, толерантности, сострадания! Школа всегда ждет своих воспитанников и всегда готова выполнять миссию: обучая воспитывать!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.