Статья о вопросах методики развития связной речи детей.

  • doc
  • 31.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вопросы методики развития связной речи детей.doc

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ.

 

Монологическая речь  психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потомучто необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В тоже время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ РАССКАЗОВ.

 

Формирование речи ребенка связано с развитием его логического мышления. Кроме того, основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка.

Психология относит появление монологической речи у детей к пяти годам. Психолог Эльконин так пишет об этом: «Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций  и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, замыслов. Появляется новая форма речи – сообщения в лице монолога, рассказа о пережитом и увиденном…».

В связи с этим, в программе по развитию речи для младших групп рассказывание не выделено в специальный отдел. В этом возрасте можно осуществлять только подготовку к рассказыванию: учить детей выделять последовательность событий в рассказе, сказке, используя вопросы, иллюстрации, силуэты, фигурки; учить отвечать на вопросы взрослого по интересной для них теме /какие игрушки у тебя есть дома? и.т.д./.

Сравнительная сложность детских рассказов разных видов учтена в программе обучения при определении очередности занятий.

1.     Рассказ по восприятию /уметь описать предметы, картинку или наблюдаемые предметы/.

2.     Рассказ по памяти /уметь описать то, что наблюдал, что делал, рассказать  о событиях из жизни в детском саду и дома, происшедших до момента начала рассказа/.

3.     Пересказ /литературного текста/.

4.     Придуманный рассказ о нарисованном на картинке /придумать рассказ с помощью наглядного материала/.

5.     Придуманный рассказ на словесную тему, предложенную воспитателем /без наглядного материала/.

 

Какие же требования предъявляются в программе к качеству любого рассказа детей в старшей группе? Во-первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность. Во-вторых, рассказ должен быть коротким. Лаконичная передача наиболее характерного и важного, при отсутствии излишней детализации – ценное качество. Последовательность содержания может быть легче удержано вниманием и памятью ребенка, в нем более четко выделяется структура. В–третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, то есть по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами воспитателя. Такой рассказ должны составлять дети к концу пребывания в старшей группе. Большие требования предъявляются к рассказам детей в подготовительной к школе группе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на целенаправленность рассказа /говорить на тему, не отвлекаясь от содержания/.

Дети 6-го года жизни овладевают структурой связного сюжетного рассказа, выделяют в рассказе вводную часть, развитие событий, кульминацию, концовку, используют прямую речь. Но содержание  творческих рассказов у детей данного возраста  однообразно и не всегда логично. У детей 6 лет ярко выступает желание придумать, проявляя чувство меры своей выдумки. В творческих рассказах дети могут уже самостоятельно придумывать новые образы действующих лиц, а не только поступки героев. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными Описательный рассказ – это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события (день рождения, праздники). Программа детского сада рекомендует  учить детей также составлению сравнительных рассказов от 2-х предметов с контрастными признаками, пользуясь при этом словами противоположного значения. Описательные рассказы, построенные на сравнении, широко используются при закреплении знаний о природе, например: «Наш участок зимой и летом». Описательный рассказ имеет свою структуру. Важно приучать детей выделять в рассказе начало (название предмета), изложения характерных внешних признаков (какой предмет, какие внешние признаки у него есть, для чего они и т.д.), определение существенных действий предмета или действий с ними. Разновидностью описательных рассказов можно считать рассказы объяснительные, которые появляются у детей в 6 лет в связи с необходимостью сообщения другим лицам довольно сложного содержания. Объяснить что-то другому лицу – значит подвести слушателя в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений передаваемого содержания. Например, ребенок объясняет товарищу, как использовать тот или иной предмет, игрушку, как играть в ту или иную игру.

В описательных рассказах изображаются как реально воспринимаемые предметы: картины, одежда, растения и т. д., так и  воображаемые: рассказ о том, какую бы игрушку сделал ребенок, какую бы картину нарисовал в подарок. К сожалению, составление описательных рассказов по воображаемому объекту редко используется в работе с детьми.

Сюжетный рассказ – это передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности. В сюжетном рассказе обязательно присутствуют действующие лица.

Дети 6-7 лет должны овладеть основными типами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). Между ними есть не только общее, типичное для монологической речи, но и существенное различие.

ПЕРЕСКАЗ – связное изложение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок не излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой ( словарем, предложениями, их последовательностью). Выразительность речи при пересказе в большей степени подражательная, так как ребенок находиться под впечатлением исполнения произведения воспитателем, копирует его или осознанно подбирает отдельные выразительные средства (интонация, высота голоса и др.).

РАССКАЗ – связное, развернутое предложение какого-либо факта. Для рассказа ребенок самостоятельно выбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение личный опыт ребенка, его эмоции. Это делает выразительность рассказа более естественной, непосредственной.

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие (придуманные детьми). Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свое восприятие и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением. Содержание фактического рассказа должно точно соответствовать конкретному случаю, основываться на фактах. В этом виде рассказов могут отражаться ощущения, восприятия ребенка (рассказы по восприятию, по памяти).

При составлении  творческих рассказов, основанных на вымышленном материале, дети также используют свой предыдущий опыт, но отдельные сведения ребенок должен объединить  теперь новой ситуацией, предположить какое-либо событие.

Известно, что дети шести лет могут по аналогии с прослушанными сказками, придумать свои сказки, где действующие лица наделяются фантастическими качествами (звери разговаривают, люди превращаются в невидимок и т.д.).

Нужно приучать детей рассказывать про одну определенную игрушку, картинку, тактично направлять их внимание. Очень важное качество любого рассказа – последовательность изложения содержания материала, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом характеризует логичность речи. По объему рассказ в 6 лет должен быть больше, описание полнее, словарь более точным (определения, обстоятельства и т. д.), желательно, чтобы дети применяли некоторые образные выражения. В рассказах детей 6 лет необходимо отмечать элементы творчества. Мы должны поощрять самостоятельность ребенка. Составление фактических рассказов. Но инициатива не должна уводить ребенка от реальности, не должна отвлекать от выполнения поставленной задачи.

Воспитатели следует так же обращать внимание на выразительность рассказа, заботиться о культуре поведения ребенка во время рассказа. Е.И.Тихеева большое внимание обращает на формирование культуры речи: «Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам, при этом им надо прививать соответствующие культурные навыки ( как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой).

Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста». Детей приучают внимательно слушать рассказы товарищей, если надо, дополнять их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы методики развития связной речи детей.