ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ
И солнце играет (лучами на речке),
И кошка играет (клубком на крылечке),
И Женя играет (есть кукла у Жени),
И мама играет (в театре на сцене),
И папа играет (на медной трубе),
И дедушка (с внуком играет в избе).
А бабушка внуку пеленки стирает.
Бабушка в стирку, наверно, играет?
(Шибаев А. "Кто играет?")
В самом раннем детстве весьма важным пособием в деле умственного и физического развития являются игры. Впоследствии с обучением ребенка речи к этому присоединяется новое средство развития — беседы со взрослыми.
Вековой опыт показал, что игрушки и игры делались нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа, и в этом отношении игры представляют такое же могучее воспитательное средство, согласное с духом народа, как народная поэзия, сказка, поговорка, загадка.
Семья, осуществляет определенные функции, отражающие ее специфику. «Функций в семье столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет (Н.Я. Соловьев).
Например, функция организации досуга, имеет своей целью сохранение традиций семьи, семейных игр. Досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов семьи, повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать общность интересов, переживаний, например, твистер, монополия, крокодил и другие. Всегда приятно провести вечер в кругу семьи, посоревноваться в ловкости, эрудиции, артистических способностях и просто повеселиться.
Разнообразные семейные игры благотворно влияют на полноценное развитие ребенка и повышают его самооценку. Да и взрослым полезно иногда откинуть в сторону бытовые проблемы и ненадолго возвратиться в счастливое детство.
Игра представляет собой обучение ребенка в естественных для него условиях. Семейные игры с детьми помогут привить ребенку с раннего детства множество социально – значимых качеств. Следование определенным правилам, ожидание своей очереди, радость победы, умение мириться с неудачей – все эти качества просто необходимы ребенку в будущем [1].
Подвижные семейные игры не менее привлекательны для детей, чем все остальные. Как известно, дети – это вечные двигатели, прыгатели и т.д.
Дошкольный возраст, это благодатный период для формирования мотивации учения. Для этого важно, чтобы ребенок «прошел» все виды игровой деятельности: игры с предметами, режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные (драматизации), дидактические и др. Происходит как бы «насыщение» игровой деятельностью, (хотя игра будет сопровождать его и в дальнейшей жизни), что способствует изменению позиции ребенка.
Вот некоторые из них: «Семейные сказания».
Педагог, специалист по раннему развитию детей, Наталья Зицер говорит: "Сказка – это удивительный инструмент, который помогает ребенку понять самые сложные вещи, смириться с теплой шапкой в ветреный день, выпить горькое лекарство и почувствовать себя богатырем или прекрасной принцессой. Это не говоря уже о том, что сказки развивают речь, память, образное и ассоциативное мышление. И речь идет здесь именно о домашних, семейных сказках или историях, которые могут продолжаться до бесконечности. Варианты могут быть самыми разными."
· Сказка по кругу. В эту игру можно играть, уютно расположившись дома, а можно и в дороге, и тогда путешествие будет совсем не утомительным. Итак, первый участник игры произносит первую фразу. Например, такую: «Жила-была одна маленькая девочка». Следующий участник подхватывает: «И была у нее пушистая собачка». Каждый вносит по очереди свою лепту в развитие сюжета. Порой сказка заканчивается через пять минут, а порой – продолжается в течение нескольких дней.
· Ассоциации. Эта игра тоже прекрасно подходит для путешествий. Игра предназначена для детей от трех лет и взрослых членов семьи. Несмотря на простоту игры, в ее процессе развивается логика и пополняется словарный запас ребенка.
Правила игры: первый участник называет любое слово, а второй участник говорит, какая возникает ассоциация с этим словом, следующий участник уже называет ассоциацию на слово второго участника. Таким образом, выходит целая цепочка ассоциаций.
· Рассказ по картинкам. Это чуть усложненный вариант «Сказки по кругу». Для него придется кое-что подготовить. Вам понадобится 10-20 карточек, на которых изображены самые разные вещи. Это могут быть люди, дома, мебель, пейзажи, натюрморты – все, что угодно. Для самых маленьких желательно, чтобы предметы были легко узнаваемыми, а для детей постарше можно выбрать фантастических персонажей или причудливые линии, складывающиеся в разные фигуры. Перед началом игры каждому участнику раздается, допустим, по 5 карточек. Задача игрока – продолжить фразу своего предшественника, используя любую свою карточку так, чтобы получилась связная история.
Также, очень интересные игры на развитие внимания и памяти такие как:
Среди основных видов семейных игр и конкурсов выделяют настольные и подвижные.
«Гардероб» - командный интересный конкурс.
Условия конкурса: нужно заранее подготовить комплекты одежды. Вся семья объединяется в пары, каждой из которых выдается один комплект одежды. Одному участнику из каждой пары завязывают глаза. По сигналу человек с повязкой на глазах пытается одеть своего напарника. Побеждает та команда, которая раньше и правильнее справится с заданием.
Семейные игры и конкурсы сближают членов семьи, поэтому не нужно забывать о них и не ленится организовывать семейные игры с детьми хотя бы в выходные и праздники.
Настольные игры пользуются особой популярностью во многих семьях. Преимущество настольных игр в их простоте. Ведь никакого дополнительного инвентаря обычно не нужно, да и места они занимают немного. И вместе с тем, такие игры вызывают настоящий азарт у игроков.
С помощью настольной игры происходит обучение детей в естественной для них форме – игровой. Благодаря регулярным играм малыши с раннего возраста осваивают большое количество социальных навыков и качеств. Например, учатся следовать определенным правилам, ожидать своей очереди, радоваться победе, учиться мириться с проигрышем – в будущем эти, и многие другие навыки обязательно понадобятся ребенку. Маршрутные игры, лабиринты помогают овладеть умением выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед, такие игры как «Бродилки», «Лабиринт». Все настольные игры можно поделить на виды: карточные; кости; игры с машинками, куколками, железной дорогой; игры на бумаге; игры при помощи досок или картинок.
А также, детский организм нуждается в большем движении, чем взрослый. Их неугомонную энергию нужно направлять в правильное русло.
Подвижные игры – отличный вариант. Такие игры лучше проводить на природе или спортивных площадках, потому что в квартире довольно ограниченное пространство. Но если нет возможности выбраться из дома, то можно устроить, к примеру, забавную гимнастику с музыкой и стихами. Среди наиболее известных подвижных игр можно выделить такие: съедобное или несъедобное, море волнуется раз, прятки, салки, мини-футбол или же баскетбол, эстафеты.
Какими бы ни были семейные игры с детьми, главное, чтобы они приносили удовольствие и были полезными.
Игра становится формой общения друг с другом, помогает сгладить конфликт поколений, развеять скуку вечеров. А для многих игры в кругу семьи становятся настоящей школой жизни. В игровой форме формируются многие навыки, которые пригодятся в реальных ситуациях.
И главное…
При выборе любого типа игры важно соблюдать один принцип: она должна быть одинаково интересна всем членам семьи. Ведь главное назначение семейных игр – сплотить мам, пап, детей и всех прочих обитателей домашнего пространства.
Дети, которые познали вкус семейных игр, в дальнейшем ко всем сложным жизненным ситуациям подходят с азартом. Это помогает сохранять присутствие духа и действовать, а не впадать в апатию!
Список литературы:
1. Семейный клуб, как условие взаимодействия школы с родителями ( и программа «Её величество-семья») автор Никитина Э.К., СергееваВ.П., Недведская М.Н. под общей редакцией Сергеевой В.П. д.п.н. профессор заслуженный учитель РФ.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы/ Пер.с англ.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
3. Источник: журнал «Мама и малыш», №12, 2006 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.