Методика запоминания словарных слов.
Описание метода
Автор Михеенко Л.В.
Учитель начальных классов
МБОУ Богородицкой СОШ№20
Берёза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова – одна из проблем в начальной школе. Я хочу предложить вашему вниманию интересную методику запоминания словарных слов.
Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.
Цель: научить правильно писать словарные слова.
Средствo: использование метода ярких ассоциаций.
Суть метода: Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Методика:
1.Записать словарное слово, поставить ударение. Н-р: берёза.
2.Выделить слог, который вызывает трудности при написании. Н-р: бе-рё-за.
3.Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив сомнительную орфограмму. Н-р: бе
4.Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу:
1) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Словарное слово -------------Ассоциативный образ
признак ----------------------признак
¨ Ассоциативная связь может быть по:
¨ цвету;
¨ месту расположения;
¨ форме;
¨ звучанию;
¨ действию;
¨ вкусу;
¨ материалу;
¨ назначению;
¨ количеству
2)Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
¨ Словарное слово - БЕРЁЗА
¨ Берёза – (ас. образ по цвету) - белая
¨ Берёза – ( ас образ по форме) - кудрявая – нужен гребень, чтобы расчесать, по форме, как буква Е.
Результат :
бЕрёза- бЕлая - грЕбень (Е)
5. Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом.
¨ Берёза
¨ Кудрявая береза
¨ Гребень (Е)
6.Прочитать
словарное слово и чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ,
представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Внимание! Не навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных
требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Давайте разберём несколько словарных слов.
¨ Газета – га-зе-та- ГА
гАзета –бумАга (материал)
¨ Карман –кар-ман –кА
кАрман – дырА
¨ Директор –ди-рек-тор –дИ, тОр
дИректОр – крИк – рОт
¨ Концерт –кон-церт – кОн
кОнцерт- нОта- хОр
Теперь вместе разберём несколько новых слов.
Цель : необходимо выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.
Слова :
Завод – зАвод – зА – трубА
Иней - инЕй – бЕлый, снЕг
Платок – плАток – плАчет
А теперь я предлагаю вам самостоятельно поработать со словарным словом с последующим обсуждением каждой версии.
ЛАДОНЬ,КАПУСТА,МАШИНА,СТАКАН,СОБАКА.
Вывод:
После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг».
Методика – не догма, а источник творчества!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.