Методика запоминания словарных слов
Оценка 4.6

Методика запоминания словарных слов

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русский язык
23.10.2023
Методика запоминания словарных слов
методика запоминания словарных слов
Описание метода запоминания словарных слов.docx

                                   Методика запоминания словарных слов.

                                                    Описание метода                                          

                                                                                     Автор          Михеенко Л.В.

                                                                                     Учитель начальных классов

                                                                                     МБОУ Богородицкой СОШ№20

                                                                                              

Берёза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова – одна из проблем в начальной школе.  Я хочу предложить вашему вниманию интересную методику запоминания словарных слов.

 

Проблема:  дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

           Цель:     научить правильно писать словарные слова.

           Средствo: использование метода ярких ассоциаций.     

     Суть метода:   Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.       

     Методика:   

1.Записать словарное слово, поставить ударение. Н-р: берёза.   

2.Выделить слог, который вызывает трудности при написании. Н-р: бе-рё-за. 

3.Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив сомнительную орфограмму. Н-р: бе

 4.Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

 

 

   Требования к ассоциативному образу:

1) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:

     Словарное слово -------------Ассоциативный образ      

           признак ----------------------признак  

¨ Ассоциативная связь может быть по:

¨ цвету;

¨ месту  расположения;

¨ форме;

¨ звучанию;

¨ действию;

¨ вкусу;

¨ материалу;

¨ назначению;

¨ количеству

2)Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

¨ Словарное слово - БЕРЁЗА

¨ Берёза – (ас. образ по цвету) -  белая  

¨ Берёза – ( ас образ по форме) - кудрявая – нужен гребень, чтобы расчесать, по форме, как буква Е.

Результат :  

                                     бЕрёза- бЕлая - грЕбень (Е)

    

5. Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом.

¨ Берёза

¨ Кудрявая береза

¨ Гребень (Е)

6.Прочитать словарное слово и чётко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.        


         Внимание! Не навязывать ученику своей ассоциации. 

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Давайте разберём несколько словарных слов.

¨ Газета – га-зе-та- ГА

        гАзета –бумАга  (материал)  

¨ Карман –кар-ман –кА

                   кАрман – дырА   

¨ Директор –ди-рек-тор –дИ, тОр

           дИректОр – крИк – рОт

¨ Концерт –кон-церт – кОн

                кОнцерт- нОта- хОр

Теперь вместе разберём несколько новых слов.

Цель : необходимо выявить понимание правильного выбора ассоциативного образа.

Слова :

Завод – зАвод – зА – трубА

Иней -  инЕй – бЕлый, снЕг

Платок – плАток – плАчет

А теперь я предлагаю вам самостоятельно поработать со словарным словом с последующим обсуждением каждой версии.

                 ЛАДОНЬ,КАПУСТА,МАШИНА,СТАКАН,СОБАКА.

 

 

Вывод:

После знакомства с методикой каждый ученик может делать свойственный ему «шаг».

   Методика – не догма, а источник творчества!


 

Методика запоминания словарных слов

Методика запоминания словарных слов

Требования к ассоциативному образу: 1)

Требования к ассоциативному образу: 1)

Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом

Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным образом

Иней - ин Е й – б Е лый, сн

Иней - ин Е й – б Е лый, сн
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023