Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Род имен существительных".
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Род имен существительных".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—10 кл
04.04.2020
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Род имен существительных".
урок построен по всем требованиям ФГОС, с использованием ИКТ. предусмотрены разные формы работы на уроке: индивидуальная, парная. групповая. .
Урок русского языка 3 кл.4.04.20..docx

Открытый урок русского языка в 3-м   классе.

Провела учитель начальных классов

МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема: "Род имен существительных"

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомит со  способом определения рода существительного. 

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Ход урока

Организационный момент

Личностные УУД:   доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Эмоциональный вход в урок.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Предлагаю поработать так, чтобы мы получили от урока удовлетворение.

- Сегодня на уроке мы  будем вновь  наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

Но сначала давайте договоримся, что результаты своей работы будем заносить в оценочный лист, которые лежат у вас на партах. Работаем цветными карандашами. Что напоминают цвета, которые вам предлагаются? (светофор). Что обозначают цвета светофора7 Так же на нашем уроке: красный цвет – много ошибок, желтый цвет – 1-2 ошибки, зелёный цвет – все понятно.

I.                  Актуализация знаний.

УУД: познавательные (  умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).

1.      Орфографическая работа

На интерактивной доске слова написаны. Орфограмму подчеркиваем красным карандашом.

- Прочитайте слова.

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш,  солнце  )

- Найдите орфограммы.

- Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.)

Заполним  «Имя существительное» слайд ответить на вопросы.

 1.Что называют именем существительным?

2.Что обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.К каким именам существительным задаётся вопрос кто, а к каким что?

5.На какие две группы можно разделить имена существительные?

2.  Упражнение по чистописанию

(следить за посадкой)

- Прочитайте цепочку из букв (ОРД).

- Назовите каждую букву грамотно.

- Что вы можете сказать о каждой букве (звуке) ? (фонетика)

-Составьте цепочки из этих букв ОРД

ДОР ОРД ОДР РОД РДО  записать соединения в тетрадь.

- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)

- А что обозначает слово РОД?

-Где мы можем прочитать толкование этого слова?

- Автор толкового словаря С. И. Ожегов объясняет, что род – это: 1) Организация, объединенная кровным родством. 2) Ряд поколений, происходящих от одного предка.

-Сколько значений слова род мы прочитали?

- Какое это слово: однозначное или многозначное?

- А в предмете русский язык слово род – это грамматический признак имени существительного.

- Подберите к слову РОД однокоренные слова.

Род – родня, родина, родители, родной, родственник, родословная. На слайде

(запись цепочек слов в тетрадь, один у доски) раскрасить прямоугольник в листах самооценки.

I.                  Самоопределение к деятельности.

Цель: Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя.

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя. ( Регулятивные УУД)

УУД:   познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей)

- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

Проблема.

- Давайте обратимся к знакомым уже словам. На слайде.

 (свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце  )

- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)

- А почему вам не трудно было это сделать?

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить  на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

-  В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)

- Определите род данных имен существительных?

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце  )

- Сложно это сделать?

-Где мы можем об этом узнать? (В учебнике, спросить учителя)

- Откройте учебник на стр. 25. Прочитайте первую подсказку  Мудрой совы

- Значит, какая  тема нашего урока? (Род имен существительных)    на слайде

 -  Род – грамматический признак имени существительного. Есть языки, где вообще нет родов –китайский, англ, армян, узбек, татар. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

 

- Сформулируйте цель,  опираясь на тему. Используйте для этого опорные слова на доске.

1. Познакомиться с…

(с понятием род имен существительных).

2.     Учиться…(правильно определять род имен существительных).

- Посмотрите ещё раз на слова:     (свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце  )

- Какие будут гипотезы для определения рода имен существительных? (Побуждение к выдвижению гипотез).

-Кто-нибудь может предложить алгоритм решения учебной проблемы?

- Послушайте стихотворение .

 

Женский род запомню я

 И скажу: «Она – моя».

 И запомню род мужской 

 И опять скажу: «Он – мой».

 Средний род: «Оно – мое!

 Это правило твое!

- Как же определить род имен существительных?

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках)

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике)

- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?   раскрасить прямоугольник в листах самооценки.

I.                  Работа по теме урока.

Цель: сформировать навык определения рода существительных опираясь на выведенный способ.

Уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы. (Познавательные УУД)

Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)

1.- Сейчас попробуем применить наши знания.

Выполнение задания по диску.

-Распределите слова в три столбика по родам.     

-Выделите окончания.

- Запишите 2-3 слова каждого рода .(Взаимопроверка)  раскрасить прямоугольник в листах самооценки.

Физминутка.

II. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

2.Работа в парах. Вспомним правила работы в парах.

Цель: проверить умение определять род   имен существительных; учить устанавливать партнёрские отношения в процессе работы в паре, произвольно регулировать, оценивать собственные действия и действия партнёра.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

Выполнения задания по карточке.  Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

  Карточка                  

 Без труда не вытащишь и    …    из пруда. Волков бояться — в    …    не ходить. Труд человека кормит, а    …    портит.   Скучен   …   до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись   …   .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)    проверить по эталону .раскрасить прямоугольник в листах самооценки. на слайде

Разноуровневые задания. (Самостоятельная работа)

1 уровень

Запишите название предметов, которые видите на картинке и определите род имён существительных.

 

Картинки по запросу "рисунок домика для детей"

 

2 уровень

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.

Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий …

3 уровень

Собери слова в «тройки» по схеме

Горячая       сладкое     мяч

Широкая      маленький     яблоко

Большой    холодная   вода

Кислое     узкая       дорога

 

Определить род имен существительных.      раскрасить прямоугольник в листах самооценки.

3. Работа в группах.

1.     Творческая работа.  «Собери пазлы»

Цель: проверить умение определять род   имен существительных; учить устанавливать партнёрские отношения в процессе работы в группе, произвольно регулировать, оценивать собственные действия и действия партнёров.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

- Ребята, на партах у вас лежат пазлы, на которых написаны слова. Из них вы должны составить предложение и наклеить на цветную бумагу. Определяете род выделенного имени существительного и рядом пишете слово – помощник.

(Участники группы на парте восстанавливают из «пазлов» предложения и дополняют их словами-помощниками.)

Мороз разрисовал стёкла красивым узором.

Солнце прячется за серые тучи.

Снег искрится под лучами солнца.

Сегодня  стоит чудесный зимний день.

 По ёлкам скачет рыжая белочка.

С яблони упало спелое яблоко.

Проверка. (читают составленные предложения, определяют род имени сущ – го, проговаривая слова – помощники.) на слайде        раскрасить прямоугольник в листах самооценки.

VIII. Обобщение.

Цель: проверка усвоения полученных знаний.

Работа по заданиям диска учебника.

IX. Подведение итогов урока

УУД: личностные (осознание учащимися практической и личностной значимости результатов кажлого этапа урока), познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; установление причинно-следственных связей), коммуникативные (умение работать в паре; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми); метапредметные (умение сравнивать, делать выводы); предметные (применение новых знаний в жизненных ситуациях).

   -  Как определить род имени существительного?

X. Домашнее задание.

Уметь определять род имён существительных  и обосновывать своё мнение. ( Познавательные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

1. выучите стихотворение

2. выучите правило

3. с. 25 упр. 39

XI. Рефлексия.

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

Регулятивные (действие оценки; саморегуляция).

- Оцените свою работу на уроке.

«Светофор» Мы с вами путешествуем на этой неделе по океану Знаний, поэтому отправляемся дальше на корабле.

Посмотрите на оценочный лист, если у вас больше зеленых квадратиков, то флаг на корабле – зелёный, если есть желтые цвета, то – желтый, если есть красные цвета – красный.

Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов  с намеченными ожиданиями в начале урока.

- Ребята, выберите флаг красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке и раскрасьте в соответствующий  цвет (красный – я затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).


 

Открытый урок русского языка в 3-м классе

Открытый урок русского языка в 3-м классе

Воспитательные. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Воспитательные. Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

УУД: познавательные ( умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса)

УУД: познавательные ( умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса)

Сколько значений слова род мы прочитали? -

Сколько значений слова род мы прочитали? -

Определите род данных имен существительных? (св е ча, в о лчок, пч е ла, сер д це, м а лыш, со л нце ) -

Определите род данных имен существительных? (св е ча, в о лчок, пч е ла, сер д це, м а лыш, со л нце ) -

Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках) -

Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках) -

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Кислое узкая дорога

Кислое узкая дорога

УУД: личностные (осознание учащимися практической и личностной значимости результатов кажлого этапа урока ), познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное…

УУД: личностные (осознание учащимися практической и личностной значимости результатов кажлого этапа урока ), познавательные (умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы; умение отличать известное…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020