План-конспект урока по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Цели: создать условия для актуализации знаний об имени прилагательном как части речи; содействовать развитию умений учащихся правильно использовать имена прилагательные в речи; формировать графический навык письма и каллиграфический почерк; способствовать обогащению словаря учащихся; упражнять в применении изученных орфографических правил; формировать умения принимать и сохранять учебную задачу; воспитывать ценностные отношения к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
- Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа.
Работа на карточках.
IІ. Чистописание
- Сегодня будем писать строчную букву Н.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква?
- Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.
На доске учитель открывает слова: длина, осень, лимон, луна.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Давайте определим их склонение.
- Измените каждое слово так, чтобы буква Н в словах стала удвоенной. (Длинный, осенний, лимонный, лунный).
- Полученные слова запишите на второй строке, диктуя себе.
- Устно составьте предложение с одним из этих слов (лучшее предложение записывается в тетради и на доске).
III. Постановка целей урока.
- Отгадайте тему урока:
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …прилагательное.
- Тема нашего урока «Имя прилагательное».
- Какие цели поставим перед собой?
IV.Актуализация знаний
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета)
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
- Как в предложении подчеркиваем имена прилагательные?
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
(Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое?)
- Как можно охарактеризовать предмет с помощью имен прилагательных? (по вкусу, по размеру, по величине, по составу, по форме и тд. )
V. Работа по теме урока.
1. На экране учитель показывает картинки. Нужно подобрать к ним имена прилагательные, которые показывают нам на цвет и вкус предметов.
Василёк (какой?) ~ синий,
ромашка (какая?) ~ белая,
солнце (какое?) ~ жёлтое,
редька (какая?) ~ горькая,
яблоко (какое?) ~ сладкое,
лимон (какой?) ~ кислый.
2. Откройте упражнение 127 на 76 странице. Читаем задание, выполняем письменно в тетрадях и у доски. Имена прилагательные подчеркните волнистой линией.
Вкус: соленый огурец, кислое яблоко, сладкий пирог.
Цвет: серые брюки, фиолетовая краска, оранжевое солнце.
Величина: огромный айсберг, большая гора, маленький камешек.
3. Упражнение 126 выполняем устно.
- Прочитайте.
- Что это за названия? (Названия сказок)
- Почему записаны в кавычках? (Потому что это названия)
- Кто автор этих сказок ? (Х.К. Андерсон)
- Назовите в названиях только имена прилагательные.
Физкультминутка
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги.
Влево, вправо, побыстрей.
Удивимся , - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочки часов.
Повернём глазами дружно
Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
4. Дифференцированные задания на карточках
Подберите существительное, зная только его признаки (Желтая карточка).
Широкая, глубокая, длинная …… река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная, зеленая …… берёза
Желтый, маленький, пушистый ….. цыпленок
Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков. Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные (Розовая карточка).
Образец: голодный как волк.
г...лодный ё...
неуклюж...й волк
трусливый м...две...
к...лючий за...ц
Записать слова по группам (зеленая карточка):
1-цвет, 2- размер, 3- материал (из чего сделан), 4- время.
Хрустальный, большой, белый, каменный, осенний, длинный, майский, узкий, жёлтый, утренний, кожаный.
Составить предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего. (голубая карточка).
1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.
2 – над землей, облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.
4 – звёзды, сверкали,в небе. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.
- Пока остальные заканчивают свои работать на карточках. предлагаю вам поиграть. Опишите предметы по признакам, которые вы почувствуете, но не увидите.
Физкультминутка.
- Я называю имена прилагательные. Если имя прилагательное указывает на положительные качества человека, то руки вперёд, если на отрицательные, то приседаем.
5. Прочитайте 2 текста на белый листах. Сравните их.
1. Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.
2.Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.
- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?
- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
6. На доске располагается сказочный персонаж. Задание: за 2 минуты записать как можно больше имен прилагательных, описывающих данный предмет.
VI. Итог урока.
- Какую часть речи мы сегодня повторяли?
-Что такое имя прилагательное?
- Может ли человек обойтись в своей речи без имен прилагательных?
- Какую роль они выполняют в речи?
- Цели урока выполнены?
VII. Домашнее задание.
Упражнение 130.
VIII. Рефлексия.
- Если на уроке вам все удалось, то поднимите вверх большой палец.
- Если были какие-то незначительные проблемы. то палец поднимите горизонтально над партой.
- Если ничего не получилось, то опустите большой палец вниз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.