Моделирование на уроках литературного чтения
Не для кого не секрет, что интерес к книге и чтению ослабевает. Вечная проблема любят или не любят дети читать. Дети не знают авторов, героев, название книги.
Важнейшим звеном в обучении, воспитании, развитии является литературное слушание.
Литературное слушание – это один из видов речевой деятельности.
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс, для формирования специальных читательских умений; умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произношения, начиная с первого класса , я использую моделирование, т.е. введение системы «заместителей», жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки. (Условные обозначения, слайды).
Как организовать работу на уроке?
1. Не следует проводить вступительных бесед. Урок начинает учитель словами: «Слушайте, я буду читать»
2. Не следует называть произведение, жанр, тему. Надо научить детей делать это самостоятельно.
3. Вся работа ведется только после первичного восприятия
Вводя моделирование плана, можно включить работу по составлению плана каждого ребенка, с учетом его индивидуальных способностей (слайды)
Составление плана – модели помогают детям рассказать произведения подробным голосом, передавая интонационный рисунок произведения.
Пример моделирования
Л. Толстой «Косточка»
- Слушайте, я буду читать.
- Давайте сделаем обложку книги
- Для этого вам потребуется чистый лист бумаги, цветные карандаши
- Кто автор произведения? (Если дети не запомнили, учитель помогает им или сам называет автора: Л. Толстой).
- Это фамилия писателя, мы заменим ее красной рамочкой
(учитель работает у доски, а дети на своем рабочем месте)
(дети вместе с учителем рисуют заместителей)
- Назовите заголовок
- Заголовок «Косточка». Заменим заголовок Синей рамочкой
- Это рассказ, сказка или стихотворение?
- Это рассказ
Заменим рассказ прямоугольником
Какова тема?
О ком? О детях. Закрасим желтым цветом
Эту работу сначала делаем вместе с детьми.
Это совместная деятельность
После этого проводится обычная работа по анализу произведения.
В конце урока предлагается детям быть иллюстраторами обложки. В конце урока листки сдаются и делается книжка – самоделка.
А теперь посмотрите, как моделирование позволяет включить каждого ребенка в деятельность в процессе обучения.
Зачитывается отрывок из сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино»
Смоделируйте тему и жанр произведения
Что я вам читала, покажите. (Дети на листках рисуют «заместитель» сказки и закрашивают синим цветом).
Ученик показывает учителю свои работы
- Сравните свои работы с образцом. У кого так – поставьте знак «+». У кого не так «-». Почему нарисован Круг (чит. сказку)
- о ком? (о приключениях луковицы)
- Хотите узнать фамилию автора? Эту сказку написал Д. Родари. Нарисуем красную рамочку.
- Покажите фамилию автора
- Кто написал эту сказку?
- Какой заголовок подходит к этой сказке? (дети могут предложить свои варианты заголовка)
- С первых уроков проводиться большая работа с текстом. Озаглавлив. текста - результат этой работы.
К концу урока у каждого ребенка есть модель обложки на листочке и вся работа которую выполняли на уроке (рисунки, схемы, слова и предложения)
Из этих листиков можно составить книгу – самоделку сразу вместе с детьми, т.е. итогом урока будет книга – самоделка, в которую войдут работы детей.
Но самое главное то, что в конце урока каждый ребенок знает произведение с которым он работал; знают автора, готовы найти книги этого автора, хотят рассмотреть и рассказать родителям. В классе появляется библиотека из книг – самоделок.
Детям можно предложить проиллюстрировать произведение вместе с детьми.
А потом учитель делает сам вместе с детьми обложку и оформляет книжку – самоделку всех ребят, которые сделали эту работу необходимо поощрить.
Через практическую деятельность дети учатся называть произведение, различать жанры, определять тему, рассказать о героях и их поступках
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.