ОБНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Валькова Г.Н., учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Агинская СОШ № 1», Саянский район, Красноярский край, e-mail valkovagn@mail.ru.
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты обновления предметного содержания по географии в рамках реализации ФГОС, раскрывается суть обновления самой структуры предмета и правильного выбора учебно-методического комплекта для формирования новых образовательных результатов.
Ключевые слова: содержание учебного предмета, системно-деятельностный подход, интеграция школьной географии, универсальные учебные действия (УУД), географическое мышление.
География – важная из наук, так как она самая интегральная (неразрывно связанная) и интегрирующая все сферы знаний, и гуманитарные и естественно-научные, кроме того, она ориентирует человека в пространстве, в окружающем мире, что крайне важно. В условиях внедрения ФГОС ООО, при относительно новом понимании цели (осуществление процесса познания) и, соответственно, новых результатов обучения содержание обучения становится важным аспектом. Осмысление механизмов обновления предметного содержания по географии, пожалуй, одна из многих актуальных проблем. Для достижения новых результатов, прежде всего, должно измениться содержание образования. Понятие «содержание образования» не равно содержанию учебного предмета: это не географические координаты или факторы размещения производства, содержанием образования они становятся, когда есть способы его освоения. Единство содержательной и процессуальной сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования».
Широкое понимание нового образовательного результата нашло своё отражение в сформулированных требованиях ФГОС. Главной задачей учителя становится создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников (системно-деятельностный подход), ведущую к новым образовательным результатам – формированию УУД. «ФГОС основного общего образования предполагает серьёзные изменения в организации образовательного процесса, в том числе и в преподавании географии. На современном этапе цель географического образования — формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире» [3].
Впервые в программе по географии помещено тематическое планирование, в котором содержатся требования к деятельности. «На основе географических знаний предмет способствует личностному самоопределению школьника, развитию мышления, гармонии с собой, а также с территорией и населяющими её людьми, с их социальными, культурными, национальными, духовными особенностями» [2].
Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деления предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет.
Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.
«Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компонентов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран» [1].
Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов.
В результате происходит обновление не только содержания географического образования, но и самой структуры предмета. «Новизна новых учебных программ курса "География" заключается в отражении идеи интеграции географических знаний, пространственно-временных взаимосвязей и взаимодействия в целостной системе "человек – природа - общество" от локального до глобального уровней познания» [1].
Каким образом происходит обновление предметного содержания в нашей школе? Одно из слагаемых эффективности реализации основной образовательной программы ОУ и образовательного процесса в целом определяет грамотный выбор УМК. В январе 2014 года проучившись на курсах, проводимых ККИПК по теме «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС», мною был сделан выбор в пользу УМК Вентана-Граф. В 2015-2016 учебном году впервые приступив к обучению в 5-х классах по ФГОС было большим плюсом иметь уже общее представление о структуре и содержании данного УМК. Линия учебников издательства Вентана-Граф под общей редакцией В.П. Дронова входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха». Современные линии учебных пособий созданы в соответствии с ФГОС и с опорой на лучшие традиции отечественной географической школы. УМК включает в себя учебники, рабочие тетради, методические пособия, рабочие программы, технологические карты, атласы, контурные карты, диагностические тетради, а также электронную форму учебников на платформе LECTA. Проектная деятельность и рубрика «Школа географа-следопыта» помогает учителю обеспечить реализацию практико-ориентированной направленности образовательного процесса. Уже с первых уроков школьники получают возможность строить модели, проводить опыты, конструировать самодельные приборы, с помощью которых проводятся наблюдения. Разноуровневые вопросы и задания, проектная и исследовательская деятельность, как в урочное, так и во внеурочное время позволяют каждому ученику реализовать свои возможности. В этом учебном году в нашей школе для пятиклассников реализуется программа внеурочной деятельности по географии «Школа географа-следопыта», которая развивает познавательные способности учащихся и формирует УУД. Данная программа вызвала у ребят повышенный интерес к изучению географии. Ключевая задача – научить учиться, может быть выполнена только при наличии занимательного и актуального содержания. Большое внимание в УМК «Алгоритм успеха» уделено развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся, познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира, а также изучению своей местности и приобретению навыков по применению конкретных географических знаний и умений на практике. Рубрика «ВидеоГеография» значительно повышает познавательный интерес школьников к предмету.
Важно понимать, чем географическое мышление отличается от всего остального, с чем мы привыкли сталкиваться в обычной жизни. В первую очередь это мышление, которое кладёт свои суждения на карту, без карты нет географии! Связанное и комплексное мышление у школьников можно формировать, используя в образовательном процессе всё разнообразие карт – настенных, интерактивных, анаморфированных и других. Важнейшие личностные результаты обучения географии, кроме урочных занятий, формируются благодаря участию обучающихся в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах, проводимых РГО (например, с 2015 года учащиеся 5-11 классов нашей школы принимают активное участие во Всероссийском уроке «Арктика – фасад России»). В этом учебном году ученики совместно с родителями смогут принять участие в III Всероссийском географическом диктанте.
Настоящим прорывом в географическом образовании можно назвать появление Концепции развития географического образования в РФ. «Новая концепция географического образования в России подразумевает множество нововведений, в том числе: изменение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); усиление практической направленности занятий и введение в 8-9 классах дополнительного курса «географии родного края» с сохранением общей географии; в 10 – 11 классах введение географии как обязательного урока на базовом и углублённых уровнях по два и три часа в неделю соответственно; введение географии в список обязательных предметов в 9 и 11 классах для патриотического воспитания молодежи» [4].
Подготовить учащихся к осознанной, самостоятельной деятельности в многообразной географической среде невозможно, используя только уроки. Огромные возможности для воспитания и развития подрастающего поколения предоставляет внеурочная деятельность: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления можно развивать через географию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Книги:
1. "География. 5-9 классы. Программа. ФГОС (+CD)" Автор: Летягин Александр Анатольевич, Пятунин Владимир Борисович, Душина Ираида Владимировна, изд-во Вентана-Граф, 2016г.
Интернет-документы:
2. https://educontest.net/ru/
3. http://lib.teacher.msu.ru/pub/2340
4. https://mir24.tv/news/15315644/peskov-u-shkolnoi-geografii-poyavitsya-dorozhnaya-karta
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.