Учреждение «Частная бизнес-школа «Бриг»
Школьные педагогические чтения
«Образовательные навыки 21 века: компоненты и факторы развития»
Доклад
«Развитие “Soft skills” на уроках английского языка как ключевой навык успешного выпускника 21 века»
Выполнила
учитель английского языка
Захарова С.Ю.
Усть-Каменогорск, 2021 г.
Образовательные навыки 21 века: компоненты и факторы развития
Развитие “Soft skills” на уроках английского языка как ключевой навык успешного выпускника 21 века
Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменили общество. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, например знаний о некоторых фактах, мало, чтобы стать успешным в наше время. Критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы, социальные умения работодатели и исследователи образования признали наиболее важными для XXI века. Система образования изменила понимание своих целей и включает в образовательные программы всё более широкий перечень навыков. Школа берёт на себя ответственность и за когнитивное, и за социально-эмоциональное развитие детей, понимая, что они неотделимы друг от друга и должны происходить в одном пространстве.
Все чаще в образовательной парадигме за основу берется новая
модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться
на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая
грамотность, компетентности и качества характера. Центральную часть этой
модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление,
коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество).
Чтобы стало возможным перестроить традиционный подход в образовании под
современные требования, при построении своих собственных уроков нам нужно
ответить на три важных вопроса (слайд 1).
Ø Как интегрировать новые навыки в образовательные стандарты и программы?
Ø Как их формировать на уроке на основе содержания изучаемого предмета?
Ø Как их оценивать? (слайд 2)
Урок — это время и условия для освоения
и теоретического обобщения предметного содержания, приобретения учебного
опыта. Но в то же время на уроке могут развиваться
способности ученика самостоятельно приобретать и открывать, создавать
знания, он учится работать в команде, управлять своим поведением
и деятельностью.
Навыки XXI века могут быть частью содержания образования на равных правах
с обычно изучаемыми предметами или предметными областями. Они
рассматриваются как обязательный результат образования наряду с различными
видами грамотности, которые школа должна обеспечить своим выпускникам, иначе
они окажутся неподготовленными к жизни.
Сфокусируемся на ключевых компетенциях «4К» и выделим в этом комплексе две: критическое и креативное мышление (креативность). Очень важный момент — это понимание того, что наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения и взаимодействия: «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине». При этом важно, чтобы любая учебная ситуация представляла некоторый когнитивный конфликт, который становится вызовом для мышления ученика.
В качестве основных элементов критического мышления можно выделить несколько основных умений. Мы приведём перечень, сформулированный в своё время группой экспертов и широко распространённый. В скобках указаны варианты, которые используются в оценочных инструментах, разработанных для оценки уровня сформированности критического мышления и других навыков группы «4К», представленных в рекомендациях далее: оценочной рубрике и листе наблюдений.
· Анализ: умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами.
· Оценка: умение оценить надёжность утверждений, убедительность доводов.
· Объяснение (аргументация): умение объяснить ход своих мыслей / метод, защитить свои выводы.
· Выведение гипотез (планирование решений): умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.
· Саморегуляция (контроль): рефлексия, самопроверка и коррекция.
Развитию креативности учащихся могут способствовать не только специально
составленные задания, но и особая организация деятельности учеников
при их выполнении. Сформировать у учащихся совместимость
с другими людьми — одно из качеств, предусмотренных моделью
компетенций «4К», — помогают групповые формы работы. Здесь на первый план
выступает сотрудничество для достижения общих целей, при котором происходит
обмен знаниями, обучение и достижение согласия.
Роли учителя и ученика распределены не так, как это
принято на традиционном уроке:
· ученики получают свободу в выборе плана, объёма и форм работы, а учитель предоставляет им возможность проявить самостоятельность, подобрав соответствующее задание;
· школьники выступают в роли учителя друг для друга, работая в паре или в группе. Педагог становится консультантом для самостоятельно работающих команд и поддерживает их продуктивную работу;
· обучающиеся принимают участие в оценке как результатов урока, так и процесса работы, используя инструменты самооценивания.
Основной инструмент для оценки компетенций «4К» и мониторинга их прогресса — это критериальные оценочные рубрики.
Как разработать такой урок? Перечислим основные
характеристики-индикаторы урока по формированию критического
и креативного мышления.
· педагог предоставляет учащимся максимум выбора приёмов и способов работы;
· учебные задачи не содержат в явном виде алгоритма решения, не обязательно имеют единственное решение;
· в ходе работы привлекаются знания из разных областей;
· педагог поощряет и стимулирует обсуждение;
· организуется групповая работа.
Изучая данную проблему, я выделила для себя наиболее перспективные на мой взгляд soft skills, над которыми я работаю на своих уроках английского языка. Soft skills – гибкие или мягкие навыки (часто переводят именно дословно) – это категория умений, которая напрямую не связана с профессиональной деятельностью человека, но при этом имеет непосредственное влияние на развитие его карьеры, продуктивность и умение строить отношения с окружающими.
1. Исследование информационного пространства
Мы живем в центре информационного океана, и умение быстро собирать, анализировать и систематизировать информацию – один из важнейших навыков современного человека. Вы должны уметь не только искать данные, но и определять достоверность их источников, докапываться до сути и отделять верную информацию от разных «уток».
Например, изучая в 10 классе виды виртуальной реальности, мы столкнулись с проблемой, что есть сложности в классификации существующих технологий и определения их отличительных особенностей. Таким образом, дети получили задание найти в интернет-пространстве и обобщить информацию по данной теме, объяснить отличия VR от Augmented Reality. Нужно отметить, что ребята превосходно справились с данным заданием, подробно раскрыв все особенности использования виртуальных миров.
2. Переговоры, умение убеждать
Умение договариваться с людьми на совершенно разных уровнях – незаменимый навык, который поможет и в работе, и в повседневной жизни. Если вы можете убедить кого угодно и в чем угодно – вы всегда можете рассчитывать на содействие в каждом вашем начинании.
Отдельной категорией здесь можно выделить умение вести письменные переговоры, которое включает в себя и грамотность, и умение схватывать и передавать письменную интонацию, и знание этики переписки.
На уроках английского языка в старшем и среднем звене в рамках темы «Профессия и карьера» мы учимся писать профессиональное резюме, участвовать в интервью с работодателем, развиваем навыки выгодно себя преподнести в глазах рекрутера, убеждая работодателя именно вас взять на вакантное место на основе ваших личностных характеристик и профессиональных качеств (слайд 4, 5).
Или в рамках темы «Спорт» в 8 классе был осуществлен мини проект «Спортивный комплекс моей мечты». Ученики, работая в группах, создавали проект спортивного комплекса с перспективной задачей – доказать критику (в моем лице), что их созданная оздоровительная система – самая эффективная (слайд 6,7).
Наиболее эффективным способом обучения искусству убеждения являются, безусловно, уроки-диспуты. Главная ценность данной формы урока состоит в том, что на нем формируется диалектическое мышление школьников. Подобная форма работы учи высказывать свое мнение и обосновывать его, приучают к диалогу ( одна из К - коммуникация), обучают вникать в доводы оппонента (умение не только слышать, но и слушать), анализировать, обнаруживая слабые места соперника, искать и приводить контрдоводы.
В 7 классе в прошлом году был подготовлен и проведен урок-диспут на тему «Активный или пассивный отдых: что ты выбираешь». Причем ребята не всегда доказывали то, что является их собственной точкой зрения, развивая еще одно необходимое качество современного мира – гибкость мышления, умение найти конструктивную доказательную базу. Здесь можно говорить об еще одном важном современном умении.
3. Самообучение и обучение других
Новые технологии и профессии появляются с такой скоростью, что умение быстро и эффективно обучаться и обучать других – мощное конкурентное преимущество. Если вы понимаете, как составлять план обучения, как подбирать материалы, как закреплять и повторять материал, используя кривые запоминания, то вы сами находитесь в постоянном процессе саморазвития. Данная компетенция реализуется в системе закрепленных консультантов-учеников, которые на протяжении ряда уроков работают с недостаточно мотивированными учащимися.
4. Постановка целей
Человек, который знает, куда и зачем идет, в разы продуктивнее того, кто просто плывет по течению. Привычка ставить перед собой цели и идти к их достижению дисциплинирует, развивает силу характера, повышает осознанность и превращает вас в конкурентоспособную личность. Если выполнять работу только потому, что так сказал кто-то другой и не преследовать собственные цели (повышение, улучшение качества жизни, профессиональное развитие), дополнительной мотивации не будет. А не будет мотивации – не будет и результатов.
Например, работая над темой «Здоровый образ жизни», детям была дана задача – составить перспективный план развития в данной сфере, с конкретизацией задач и путей их достижения (слайды ЗОЖ – Диана, Саша).
5. Управление временем
Сотни книг и миллионы статей написаны о тайм-менеджменте. И до сих пор каждый из нас по пальцам может посчитать людей в своем окружении, которые умеют рассчитывать свое время и силы. Управление временем – настоящее искусство, и особенно ценным его делает то, что время – единственный невосполняемый ресурс, которым мы владеем. Наиболее продуктивным упражнением, развивающим навыки тайм-менеджмента учеников, по моему мнению, являются образовательные квесты. Это идеальный универсальный инструмент, позволяющий вовлечь в учебный процесс всех учащихся, не зависимо от их уровня подготовки. Квестовые технологии способствуют повышению мотивации учащихся к освоению языковых норм английской речи, позволяют освоить тему в интересной, увлекательной форме, развивают метапредметные навыки. Во время прохождения квеста ребята учатся распределять задания, выявляя наиболее сильные стороны участников команды, тем самым рассчитывая свой временной ресурс, который ограничен правилами квеста (слайд 8).
6. Управление командами (организаторские способности)
Раньше управленческие навыки требовались только руководителям. Сейчас же умение управлять проектами, людьми и массивами данных может пригодиться каждому. В этом навыке нужно уметь видеть общую картину, составлять перспективу и намечать цикл движения. Все эти субнавыки в рамках урока можно развивать, организовывая интеллектуальные игры с учащимися, особенно между разными классами. В каждой команде в соответствии с правилами назначается капитан, который берет на себя ответственность за выбор одной версии из ряда возможных, частично выполняя управленческую функцию. Капитаны постоянно меняются, что позволяет примерить на себя роль капитана почти каждому ребенку в классе. 7. Умение решать проблему - гибкий навык, который схож с предыдущим, но предполагает еще наличие у вас дополнительных способностей. Здесь нужно быстро принимать решения, обладать навыками конфликтолога и не теряться в экстренных ситуациях (слайд 9).
8. Креативное мышление (творчество)
«Все уже придумано до нас» – именно такое ощущение складывается, когда берешься за какую-нибудь идею. Придумал гениальное изобретение – а оно уже есть, увидел во сне крутой сюжет фильма – а его уже сняли, выдумал бомбический стартап – а его очередной офис уже открылся в соседнем доме.
Кажется, что невозможно изобрести новое решение или найти свежий подход, но это верно только для тех, кто не обладает навыками креативного мышления. Творческое мышление позволяет взглянуть на мир по-другому. Оно позволяет находить новые подходы к решению проблем и успешно справляться с вызовами мира. Использование языка в качестве инструмента, развивающего креативное мышление, очень продуктивно. Это готовит их к использованию английского языка вне класса. Приведу пример некоторых креативных заданий из моей практики. Учащимся было дано задание - создать новостной видеоролик о событиях нашего города, используя соответствующую стилистическую лексику (видео).
Еще одна форма работы, предполагающая изменение роли учителя, и развивающая креативное мышление школьников – театральная педагогика. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
Я в своей работе я использую нескольких приемов технологии театральной педагогики:
· инсценировка;
· ролевая игра.
Особый интерес у младших школьников вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:
а)
никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы)
б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.
в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки
или их фрагменты (слайд 10, 11).
Таким образом, театр можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Он создаёт условия для естественного учебного процесса, где язык используется в реальном действии. С этой точки зрения театральная деятельность на иностранном языке повышает эффективность обучения и помогает сохранить интерес к изучаемому языку.
В заключение хочу отметить, что именно в творческой работе на фоне отсутствия англоязычной среды дети имеют практику в применении английского языка, в овладении коммуникативной компетенцией, т. е. предусматривается не столько система языка, сколько практическое овладение иностранным языком (слайд 12, 13, 14).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.