Статья: "Обучение детей с ОВЗ в начальной школе"
Оценка 5

Статья: "Обучение детей с ОВЗ в начальной школе"

Оценка 5
docx
16.02.2024
Статья: "Обучение детей с ОВЗ  в начальной школе"
Статья на тему _Обучение детей с ОВЗ в начальной школе_.docx

Обучение детей с ОВЗ  в начальной школе

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач. Сегодня в школу вошло инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Для решения этой задачи целесообразен деятельностный подход обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.

Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие себя самого. В результате введения деятельностного подхода отношение школьников к миру руководствуется параметрами «думаю и  узнаю», «пробую и делаю». Учитель на своем примере должен показать ученикам, что невозможно знать всё, но можно и должно узнавать. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.

У деятельностного метода обучения есть свои преимущества:

- он может применяться при изучении любого предмета;

- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность на всех этапах урока;

- создает благоприятные условия для разноуровневого обучения;

- обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что

позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Переходя к методам и приемам работы, вспомним общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления.

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих

необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта.

Использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей. Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя

с обучающимися ОВЗ, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно. В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребѐнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Методы и приёмы создания ситуации успеха:

-     учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала;

-     доступное объяснение учебного материала;

-     обязательное использование занимательной наглядности;

-     дидактические игры;

-     парные и групповые творческие задания;

-     индивидуально-дифференцированный подход (личностно-ориентированный подход);

-     комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе;

-     создание оптимальной благоприятной образовательной среды;

-     словесная поддержка педагога;

-     установка на позитивное решение проблемы.

В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников. А слабо усваивающие информацию школьники стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится говорить об их успехах. Редкая активность у таких учащихся проходит бесследно, её  гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно.

При организации ситуации успеха важное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей учеников,  иначе ситуация успеха может «сорваться». Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, несвязанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе должны определяться новые задачи в рамках того же предмета.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации

успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.

Особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится взаимодействию с родителями. Самой оптимальной формой работы с родителями является индивидуальное консультирование.

Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, с этой целью использую беседу.  Второй этап проводится по итогам обследования ребенка. На этом этапе проходит подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности, спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ применяю следующие

активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Приём с различными цветовыми изображениями помогает  проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит через: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3.Дифференциация заданий: слоговые таблицы; индивидуальные карточки; математические раскраски и т.д.

4.Задания на развитие психических процессов: задания с палочками; поиски аналогов; нахождение различий; нахождение лишнего; рисование двумя руками; необычное применение предметов и т. д.

5. Задания на развитие мелкой моторики: штриховка; конструирование из геометрических фигур; лепка объемных моделей, лепка на плоскости; раскрашивание и т.д .

6. Здоровьесберегающие технологии: дыхательные и пальчиковые гимнастики; физминутки и динамические паузы.

6. Использование информационных технологий.

Отдельно необходимо отметить использование интерактивной доски. Она позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. На слайдах презентации можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности учащихся;

- развитие познавательных процессов;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и

определение условий для их проявления и развития;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие универсальных навыков.


 

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе

Обучение детей с ОВЗ в начальной школе

Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода

Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения

Дифференциация заданий: слоговые таблицы; индивидуальные карточки; математические раскраски и т

Дифференциация заданий: слоговые таблицы; индивидуальные карточки; математические раскраски и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2024