ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ЛИЦЕЕ
Н.В. Хоменко – учитель информатики высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей России в 2008 году
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №1» города Новотроицка Оренбургской области
Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.
Организация исследовательской деятельности учащихся - инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством развития интеллектуального потенциала общества. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности. Огромное значение приобретают стремление и способности личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.
В МОАУ «Лицей №1» города Новотроицка Оренбургской области для учащихся старших классов разработан курс «Методология научного исследования», рассчитанный на учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности в области информатики и информационных технологий. Данный курс ориентирован на развитие умений исследовательской деятельности, творческих способностей, осознанному профессионально-личностному самоопределению учащихся.
Основной целью курса является формирование у учащихся умений исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств.
- участие в конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.
Основными принципами отбора содержания являются: принцип системности, доступности, практической направленности.
Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям учащихся 9-11 классов. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой исследовательской работы.
Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования как общеучебных, так и учебно-исследовательских умений и навыков учащихся.
Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приёмов обучения. Значимым представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленных на формирование тех или иных учебных и исследовательских умений учащихся. Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, самостоятельное решение учащимися задач, написание исследовательской работы, олимпиады по программированию, итоговая конференция, анализ результатов работы.
На первом занятии учащиеся выбирают направление и тему исследовательской работы. Задания, выполняемые ими после каждого занятия, представляют собой этапы исследовательской деятельности (от составления списка литературы и постановки целей и задач исследования до презентации результатов).
Важное место в образовательной программе отводится организации деятельности учащихся с информационно-коммуникационными технологиями и средствами Интернета.
Общая трудоемкость курса составляет на 456 часов в год. Из них: групповые занятия – 102 часа/год; индивидуальная работа с учащимися с целью руководства проектной и исследовательской деятельностью – 150 часов/год; самоподготовка учителя – 204 часа/год.
Рабочая программа курса «Методология научного исследования» включает разделы:
- наука и научное познание, виды научных работ, исследовательская деятельность;
- структура исследовательской работы, выбор темы исследования, обоснование актуальности выбранной темы;
- составление индивидуального рабочего плана, поиск Интернет-ресурсов и литературы, отбор фактического материала;
- формулирование цели и задач исследования, понятие гипотезы, выдвижение гипотезы, предмет и объект исследования;
- методы исследования, теоретические и эмпирические методы исследования, анализ статистических данных;
- работа над основной частью исследования, подготовка структуры исследования;
- применение информационных технологий в исследовании, способы и формы представления данных;
- компьютерная обработка данных исследования;
- правила оформления результатов работы, художественное оформление результатов: построение таблиц, схем, графиков, диаграмм;
- введение, анализ источников и литературы по теме исследования;
- оформление научной работы, композиция научной работы, титульный лист;
- требования к оформлению раздела «Источники и литература», оформление раздела «Источники и литература» в соответствии с требованиями;
- составление тезисов исследования в соответствии с принятыми требованиями;
- риторика и культура речи, композиция доклада, подготовка публичного выступления;
- презентация результатов работы, создание компьютерной презентации для защиты;
- защита исследовательских работ; подведение итогов работы, рецензирование работ учащихся и выступлений.
В результате изучения этих разделов курса «Методология научного исследования» учащиеся должны
знать:
- виды представления научных работ (реферат, научная статья, тезисы);
- особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;
- структуру исследовательской работы;
- содержание глав «Введение», «Заключение», «Основная часть»;
- требования к оформлению раздела «Источники и литература»;
- правила оформления результатов работы;
- способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.
Уметь:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет-источниками и т.д.);
- отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;
- сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;
- использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;
- выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отражённые в источнике;
- свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.
- систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;
- объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;
- излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;
- анализировать статистические данные.
- излагать приведённые в учебной, научной литературе и других источниках оценки (к примеру, важных событий, явлений);
- высказывать и аргументировать своё отношение к различным вопросам, проблемам, задачам.
- овладеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эмпирическими (проведение интервью, бесед, наблюдений, анкетирования; анализ статистического материала) методами исследования.
- составлять сложный план своего рассказа, план-конспект научной работы, тезисы;
- создавать краткие и развёрнутые аннотации научных работ, своей работы.
- определять структуру (план) научной работы (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения);
- строить введение, основную часть, заключение;
- оформлять титульный лист, ссылки, сноски, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, стендовый доклад.
- свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента;
- создавать электронные презентации результатов работы для выступления;
- контролировать чистоту языка и жесты, владеть аудиторией;
- задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию;
- рецензировать доклады учителя.
Рабочая программа курса «Методология научного исследования» включает примерные направления тематики исследовательских работ:
Примерные направления тематики исследовательских работ:
1. Компьютер и здоровье человека.
2. Линейное программирование.
3. Компьютерные преступления.
4. Роль Интернета в современном обществе.
5. Вероятность события и количество информации.
6. Кодирование информации.
7. Правовая охрана программ и данных.
8. Компьютерные вирусы и борьба с ними.
9. Компьютерный сленг.
10. Компьютерные игры.
11. Личность человека в компьютеризированном мире.
12. Построение компьютерных моделей экологических, экономических, физических и химических процессов.
13. Средства самовыражения подростков в сети Интернет.
14. Применение компьютеров в обработке данных социологических исследований.
15. Информационная безопасность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.