Статья "Организация исследовательской деятельности в лицее"
Оценка 5

Статья "Организация исследовательской деятельности в лицее"

Оценка 5
doc
16.03.2022
Статья "Организация исследовательской деятельности в лицее"
Организация исследовательской деятельности в лицее.doc

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ЛИЦЕЕ

Н.В. Хоменко – учитель информатики высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей России в 2008 году

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей №1» города Новотроицка Оренбургской области

 

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.

Организация исследовательской деятельности учащихся - инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством развития интеллектуального потенциала общества. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности. Огромное значение приобретают стремление и способности личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

В МОАУ «Лицей №1» города Новотроицка Оренбургской области для учащихся старших классов разработан курс «Методология научного исследования», рассчитанный на учащихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности в области информатики и информационных технологий. Данный курс ориентирован на развитие умений исследовательской деятельности, творческих способностей, осознанному профессионально-личностному самоопределению учащихся.

Основной целью курса является формирование у учащихся умений исследовательской деятельности.

Задачи курса:

- умение организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;

- умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств.

- участие в конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня.

Основными принципами отбора содержания являются: принцип системности, доступности, практической направленности.

Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям учащихся 9-11 классов. Принцип системности предполагает соответствие содержания материала программы структурной модели исследовательской деятельности. Принцип практической направленности позволяет в ходе изучения программы систематически решать познавательные задачи, связанные с темой исследовательской работы.

Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя основу для успешного формирования как общеучебных, так и учебно-исследовательских умений и навыков учащихся.

Специфика образовательной программы требует особого внимания к выбору организационных форм и приёмов обучения. Значимым представляется сочетание объяснения учителя с разными видами практических занятий, направленных на формирование тех или иных учебных и исследовательских умений учащихся. Сущность методики изучения содержания данной образовательной программы такова: объяснение учителем, тренировочные упражнения на занятиях в группе, самостоятельное решение учащимися задач, написание исследовательской работы, олимпиады по программированию, итоговая конференция, анализ результатов работы.

На первом занятии учащиеся выбирают направление и тему исследовательской работы. Задания, выполняемые ими после каждого занятия, представляют собой этапы исследовательской деятельности (от составления списка литературы и постановки целей и задач исследования до презентации результатов).

Важное место в образовательной программе отводится организации деятельности учащихся с информационно-коммуникационными технологиями и средствами Интернета.

Общая трудоемкость курса составляет на 456 часов в год. Из них: групповые занятия – 102 часа/год; индивидуальная работа с учащимися с целью руководства проектной и исследовательской деятельностью – 150 часов/год; самоподготовка учителя – 204 часа/год.

Рабочая программа курса «Методология научного исследования» включает разделы:

- наука и научное познание, виды научных работ, исследовательская деятельность;

- структура исследовательской работы, выбор темы исследования, обоснование актуальности выбранной темы;

- составление индивидуального рабочего плана, поиск Интернет-ресурсов и литературы, отбор фактического материала;

- формулирование цели и задач исследования, понятие гипотезы, выдвижение гипотезы, предмет и объект исследования;

- методы исследования, теоретические и эмпирические методы исследования, анализ статистических данных;

- работа над основной частью исследования, подготовка структуры исследования;

- применение информационных технологий в исследовании, способы и формы представления данных;

- компьютерная обработка данных исследования;

- правила оформления результатов работы, художественное оформление результатов: построение таблиц, схем, графиков, диаграмм;

- введение, анализ источников и литературы по теме исследования;

- оформление научной работы, композиция научной работы, титульный лист;

- требования к оформлению раздела «Источники и литература», оформление раздела «Источники и литература» в соответствии с требованиями;

- составление тезисов исследования в соответствии с принятыми требованиями;

- риторика и культура речи, композиция доклада, подготовка публичного выступления;

- презентация результатов работы, создание компьютерной презентации для защиты;

- защита исследовательских работ; подведение итогов работы, рецензирование работ учащихся и выступлений.

В результате изучения этих разделов курса «Методология научного исследования» учащиеся должны

знать:

- виды представления научных работ (реферат, научная статья, тезисы);

- особенности формулировок темы научной работы; постановки целей и задач исследования, выбора методов исследования;

- структуру исследовательской работы;

- содержание глав «Введение», «Заключение», «Основная часть»;

- требования к оформлению раздела «Источники и литература»;

- правила оформления результатов работы;

- способы и формы представления данных, полученных в результате исследования.

Уметь:

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с научной, справочной и художественной литературой, Интернет-источниками и т.д.);

- отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования;

- сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и той же проблеме;

- использовать информацию источников для доказательства какого-либо факта, какой-либо точки зрения, собственного мнения;

- выявлять причинно-следственные связи, выводы и положения автора, отражённые в источнике;

- свободно оперировать информацией, полученной в результате анализа нескольких источников.

- систематизировать материал, составлять схемы и таблицы;

- объяснять значение понятий, отражающих анализируемую проблему, вопрос и т.д.;

- излагать суждения о взаимодействии явлений, о причинах и последствиях событий, процессов;

- анализировать статистические данные.

- излагать приведённые в учебной, научной литературе и других источниках оценки (к примеру, важных событий, явлений);

- высказывать и аргументировать своё отношение к различным вопросам, проблемам, задачам.

- овладеть теоретическими (системный, типологический и др.) и эмпирическими (проведение интервью, бесед, наблюдений, анкетирования; анализ статистического материала) методами исследования.

- составлять сложный план своего рассказа, план-конспект научной работы, тезисы;

- создавать краткие и развёрнутые аннотации научных работ, своей работы.

- определять структуру (план) научной работы (введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения);

- строить введение, основную часть, заключение;

- оформлять титульный лист, ссылки, сноски, библиографический список, таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, стендовый доклад.

- свободно излагать результаты исследования при соблюдении регламента;

- создавать электронные презентации результатов работы для выступления;

- контролировать чистоту языка и жесты, владеть аудиторией;

- задавать вопросы и оппонировать докладчику, вести дискуссию;

- рецензировать доклады учителя.

Рабочая программа курса «Методология научного исследования» включает примерные направления тематики исследовательских работ:

Примерные направления тематики исследовательских работ:

1. Компьютер и здоровье человека.

2. Линейное программирование.

3. Компьютерные преступления.

4. Роль Интернета в современном обществе.

5. Вероятность события и количество информации.

6. Кодирование информации.

7. Правовая охрана программ и данных.

8. Компьютерные вирусы и борьба с ними.

9. Компьютерный сленг.

10. Компьютерные игры.

11. Личность человека в компьютеризированном мире.

12. Построение компьютерных моделей экологических, экономических, физических и химических процессов.

13. Средства самовыражения подростков в сети Интернет.

14. Применение компьютеров в обработке данных социологических исследований.

15. Информационная безопасность.


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Основной целью курса является формирование у учащихся умений исследовательской деятельности

Основной целью курса является формирование у учащихся умений исследовательской деятельности

На первом занятии учащиеся выбирают направление и тему исследовательской работы

На первом занятии учащиеся выбирают направление и тему исследовательской работы

Источники и литература», оформление раздела «Источники и литература» в соответствии с требованиями; - составление тезисов исследования в соответствии с принятыми требованиями; - риторика и культура…

Источники и литература», оформление раздела «Источники и литература» в соответствии с требованиями; - составление тезисов исследования в соответствии с принятыми требованиями; - риторика и культура…

Интернет-источниками и т.д.); - отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования; - сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и…

Интернет-источниками и т.д.); - отбирать необходимый материал из многообразных источников для самостоятельного решения задач исследования; - сравнивать и сопоставлять источники различных видов по одной и…

Рабочая программа курса «Методология научного исследования» включает примерные направления тематики исследовательских работ:

Рабочая программа курса «Методология научного исследования» включает примерные направления тематики исследовательских работ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2022