Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Оценка 4.7

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Оценка 4.7
docx
28.11.2020
Статья  "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья.docx

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.Г. Евдакова                                          учитель географии, село Александровское МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

С.А. Скворцова

 учитель истории и обществознания, село Александровское

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

          В материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  необходимость выявления и поддержки одаренных детей была также названа в числе приоритетных направлений образовательной деятельности в регионах. Обращается внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей у детей, в том числе творческих. Именно такой подход к образованию способствует формированию у обучающихся инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.

          В современных условиях одаренных детей можно выявить в помощью

специальных психологических методов. Зачастую такие методы применяют непосредственно в школах. С 2015 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с терминологией.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

 Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

         Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во

Внеурочное время, в группе, на уроке они требуют особого подхода, особой

системы обучения.

        Но что нужно сделать, чтобы талантливый ребёнок не вырос в бездарного

взрослого? Прежде всего,  пробудить в ребёнке фантазию и развивать её, не

просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким-то

видам творческой деятельности. Можно привлекать детей вместе с родителями

к участию в различных творческих интернет  конкурсах, к разработке

презентаций и осуществлении различных творческих проектов.

      К сожалению, результатом большинства учащихся на сегодня чаще всего являются заученные знания. А вот осмыслением, адекватным пониманием окружающей нас реальности могут похвастаться единицы. Более того, большинство далеко неглупых людей, выработав однажды свою точку зрения, используют всю мощь своего интеллекта на ее защиту. И обычно это им неплохо удается. У них просто не возникает потребности глубже разобраться в предмете. Это и есть образец негативного мышления - "школьная ловушка интеллекта".

        В связи с этим хотелось бы вспомнить Россию девятнадцатого века. Ни до, ни после не было такого всплеска выдающихся творческих личностей буквально во всех областях науки и культуры. Более того, таланты века двадцатого либо родом из девятнадцатого, либо связаны с ним через своих наставников.

         Подобный феномен связан со следующими факторами:

         Семейное воспитание девятнадцатого века в России - образец психолого-педагогического сопровождения развития способности к творческому мышлению.

         Наличие в девятнадцатом веке уникальной культурно-образовательной семейной среды, в которой выделю лишь одно - доступность даже для средних слоев общества "общения" с выдающимися образцами цивилизации, уважение и социальная защищенность талантливых педагогов.                                                      

         Итак, роль семьи в поддержке детей, имеющих творческие способности огромна.   В семьях особо одаренных детей отчетливо прослеживается высокая

ценность образования,  при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие повышенных способностей ребенка.  Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо                                                                                                             одаренного ребенка - повышенное    сравнительно   с   обычными   семьями,
внимание к peбенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке.

         Часто родителями одаренных детей  оказываются  пожилые люди, для которых ребенок   -  единственный смысл жизни и внимание родителей направлено только на этого ребенка.        Определенная               цель      семьи    одаренного         ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои  отрицательные стороны.  Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская   позиция    в отношении   развития   у   своего   ребенка ряда социальных и в особенности бытовых навыков.  

      Попробуем предложить вашему вниманию необходимые и достаточные условия, обеспечивающие развитие и реализацию в человеке его интеллектуальной одаренности. С раннего возраста создание условий                                                                                                                         поиска ребенком своей успешности для поиска среди широкого спектра занятий: музыка, рисование, изучение языков, танцы, спорт и т.п.

       Раннее знакомство одаренного ребенка с шедеврами человеческой культуры. Не забываем о важности стимуляции активного воображения - путешествия, экскурсии, частая смена впечатлений. Потрясение от созданного подлинным талантом породит потребность создать свое чудо. И здесь необходима  организация своевременной встречи с наставником - талантливым педагогом.

Так, если я не глух, не ослеплен

И творческий огонь во мне бушует -

Повинен тот, кем сердце зажжено.

       Важно научить ребенка ценить непознаваемость мира. Пусть он стремится разгадать его тайны, учится оценивать и себя в этом огромном и загадочном мире. Незнание является уникальной для одаренного ребенка научно-педагогической "лабораторией". Именно стремление к осознанию своего незнания должно быть воспитано в талантливом человеке-мыслителе.
       Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.   
       Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
     Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

        Исходя из опыта работы, можем сказать, что наибольший эффект в развитии творческих способностей школьников оказывают следующие формы работы: уроки, включающие в учебный процесс творческие задания и упражнения; уроки, с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми; кружковые и факультативные занятия по специально разработанной программе; экскурсии; творческие мастерские с выходом на исследовательскую деятельность; олимпиады, конкурсы; школьные декады; театрализованные праздники.

        Для развития творческих способностей на уроках используем индивидуальную,  фронтальную,  групповую деятельность; проблемно-развивающее обучение; работу в малых группах;  проектно-исследовательскую деятельность; игровые технологии (деловые игры и путешествия); информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения

познавательной мотивации развития способностей  (разноуровневые тесты,

презентации, тренажёры); творческие и нестандартные задания.

       В классах, где одарённые дети обучаются вместе с обычными детьми,  мы рекомендуем  следующие задания  для активизации мыслительных процессов.

Вопросы для обычного ученика

Вопросы для одарённого ученика

- назовите, расскажите, перечислите…

- расскажите своими словами, опишите …

- изложи по порядку, сравните …  

- придумайте другой вариант …

- что вам больше всего нравится?

- Что вам больше всего не нравится?

- Выберите

-сформулируйте, установите,

соотнесите …

- покажите взаимосвязь …

- объясните смысл …

- объясните причины …

- есть ли другая причина?

- что произойдёт, если …

       В рамках урока хорошо зарекомендовала себя система «подвижного класса» -  класса  как группы детей, члены которой меняются в зависимости от предстоящего рода учебной деятельности (учебного предмета) в соответствии со склонностями и уровнем развития. В основе этого предложения идея о том, что «одарённые», «обычные» и «отстающие» в обучении дети должны общаться, и это приносит пользу каждому ребёнку

       Важнейшей формой работы с детьми во внеурочной деятельности является подготовка к конкурсам и олимпиадам различных уровней. Задача: не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск

решения возникшей перед ними задачи. Такие условия подготовки требуют от учителя умения выслушать всех желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся ситуации.

        В результате работы прослеживается активная творческая активность учащихся класса. Ребята принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места. Работы детей отмечены сертификатами,  свидетельствами и дипломами.

         Работа с одаренными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает свои творческие способности, находит все новые формы работы, которые расширяют интеллектуальные возможности его учеников. Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать.

       Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных! Как сказал в свое время К.Д. Ушинский, “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях”.                                                                                                                                    

        В нашей школе создана особая психологическая атмосфера доброжела-

тельности, что совершенно необходимо для такой тяжелой, но интересной работы как подготовка школьников к участию в разного уровня мероприятиях. Работа с одаренными подростками вообще и деятельность школьного научного общества в частности предъявляет ко всем участникам процесса высокие требования, поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему работы с талантливыми учащимися, создавая для них особое развивающее пространство, дающее возможности для реализации их творческих неординарных способностей, имеющими способности к научной, творческой деятельности.

                                                                 Литература

1.  «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом  Российской  Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271 2.Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми/авт.-сос. Н.И. Пантина и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. – М. : 1971.

4 . Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М. :Книголюб, 2004.

 5. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М. : 1991.

6. Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей.

7. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.,1981.


 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,

Зачастую такие методы применяют непосредственно в школах

Зачастую такие методы применяют непосредственно в школах

Можно привлекать детей вместе с родителями к участию в различных творческих интернет конкурсах, к разработке презентаций и осуществлении различных творческих проектов

Можно привлекать детей вместе с родителями к участию в различных творческих интернет конкурсах, к разработке презентаций и осуществлении различных творческих проектов

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - повышенное сравнительно с обычными семьями, внимание к peбенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - повышенное сравнительно с обычными семьями, внимание к peбенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребенке

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей

В классах, где одарённые дети обучаются вместе с обычными детьми, мы рекомендуем следующие задания для активизации мыслительных процессов

В классах, где одарённые дети обучаются вместе с обычными детьми, мы рекомендуем следующие задания для активизации мыслительных процессов

Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать

Если учитель активен в своем творческом поиске, результат не заставит себя долго ждать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020