Статья "Особенности обучения дошкольников русскому языку в саду"
Оценка 5

Статья "Особенности обучения дошкольников русскому языку в саду"

Оценка 5
docx
11.03.2021
Статья "Особенности обучения дошкольников русскому языку в саду"
В данной статье даются рекомендации по обучению русского языка в саду
Статья Жангабулова А.А..docx

Особенности обучения дошкольников русскому языку в детском саду.

Жангабулова А.А.-учитель русского языка

КГКП детский сад «Нәзік»

 

 

Инициатива Президента Республики Казахстана Н.А.Назарбаева об овладении казахстанцами трехъязычием – казахским, русским и английским языками - имеет ключевое значение в переходе к новому качеству человеческого потенциала страны.

При этом подчеркивается важность владения русским языком как исторически обретенным преимуществом нации. Русский язык в Казахстане имеет конституционно-закрепленный статус языка межнационального общения и играет важную роль в развитии экономики, культуры и образования.

Учитывая значимость русского языка, государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан введено обязательное обучение русскому языку детей, которые воспитываются и обучаются в группах с казахским языком воспитания и обучения, начиная с трехлетнего возраста.

Дошкольный возраст - важный сенситивный период для освоения и познания языка, время активного развития словаря. Обучение русскому языку детей казахов в дошкольный период обеспечивает прочность усвоения знаний в период школьного обучения.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Однако следует учитывать, что для реализации больших положительных возможностей дошкольников в обучении русскому языку работу необходимо строить на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей 3-6 лет. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.

Обучение детей русскому языку должен иметь коммуникативный характер. Когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть не просто усваивает отдельные слова и речевые образцы, но учиться конструировать высказывание по известным ему моделям в соответствии с возникающими у него коммуникативными потребностями. Общение на русском языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на русскую речь.  

Дети дошкольного возраста обладают исключительно механической памятью, способностью без особого труда запомнить услышанное. С самого начала обучения необходимо выработать традицию общения с детьми на русском языке. Ввести и соблюдать некоторые «правила»: приветствие, прощание, физкультминутки, использование принятых в русском языке форм этикета. Такие «правила» позволят легко настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на русские реплики, дисциплинировать малышей, показывая, что занятие началось, необходимо быть внимательным, что сейчас начнется короткая зарядка и можно подвигаться. Во время занятий с детьми младших и средних групп сажать вокруг себя на стульчиках, а в подготовительной группе за столом.

Для того чтобы успешно преодолеть трудности, необходимо тщательно продумать средства наглядности. Использовать эти средства на занятиях, благодаря наглядностям удается организовать внимание детей. Для организации внимания детей, необходимо также использовать частую смену действий. Учитывая особенности памяти детей, разучивать стихи, песни, считалки, рифмовки, загадки, делая это в не принужденной обстановке, позволяющей детям ходить прыгать, играть и т.д. Дети лучше всего усваивали слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть, потрогать руками.

Обучение фонетической, лексической и грамматической сторонам устной речи должно осуществляться во взаимосвязи.

Фонетические упражнения – одно из обязательных элементов занятий по обучению русскому языку.  Фонетические упражнения разрабатывают подвижность речевых органов. Способствует избеганию дефектов произношения и перенапряжения ребенка при говорении не только на русском, но и на родном языке.

Эти упражнения должны быть направлены:

- На постановку правильного дыхания.

- На развитие динамического и мелодичного диапазона голоса.

- На развитие подвижности органов речи.

- На постановку общих признаков артикуляционной базы русского языка.

- На создание основы для овладения звуковой стороны русской речи.

В особенности русского языка необходимо обратить внимание на обучение детей навыкам произношения. Для развития навыков произношения и введение лексических единиц необходимо использовать считалки и рифмовки. Обучение лексической стороны речи строить с опорой на наглядность: игрушки, картинки: предметные, сюжетные, изображений действий. Отобранная лексика и речевые образцы отражают интересы потребности детей и свойственные данному возрасту жизненно важные функции языка:

Удовлетворения потребностей ребенка, взаимодействия и контакты с взрослыми и другими детьми, реализации личностных интересов, любознательности, воображения, коммуникабельности.

Для лучшего усвоения некоторых лексических единиц (например: мяч, собака, машина) предпочтительно использовать звуковые рифмовки с опорой на цветные наглядные пособия. Разучивая такие рифмовки, дети легко, с удовольствием усваивают лексические единицы, получают при этом определенные произносительные навыки.

Большое значение в работе с детьми - дошкольниками имеет использование игровых моментов на занятиях, постоянная их сменяемость. Длительное объяснение приходилось заменять на форму беседы с опорой на родном языке и на иллюстрации. Не устойчивое внимание детей этого возраста задерживала яркой, образной наглядностью. Поэтому на занятиях я применяла яркие картинки, предметы и игрушки; все это позволяло развивать образную и ассоциативную память детей, а постановка определенных четких задач – развитию словесно-логической памяти.

Важную значимость на занятиях по русскому языку отводится игре. Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. С помощью игры легче осуществлялось включение в учебную деятельность. В основе игровой методики лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли.

Выбирая, или придумывая игру для включения в урок, необходимо следовать правилам, сформулированным в книге Е.И. Негневицкой и

А.М. Шахнаровича «Язык и дети» (М., 1981)

«1. Прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы: какова цель игры, чему в ней должен учиться ребенок?

Какое речевое действие он должен выполнять: одно из действий со словом или создание высказывания – тогда какого именно и по какой модели?

Умеет ли ребенок строить такое высказывание, нет ли там дополнительных трудностей.

2. Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ребенка и придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой модели.

3. Подумайте, как обрисовать эту ситуацию ребенку таким образом, чтобы он ее сразу принял.

4. С удовольствием играйте с детьми сами.

В этом отрывке учтены главные качества обучающей игры, которые отмечены в самом ее названии: она должна быть обучающей и она должна быть игрой.

Организуя разнообразные игры на занятиях, старалась вызвать у детей желание высказаться на русском языке или хотя бы задуматься над тем, как нужно сказать по-русски, чтобы принимать участие в игре.

Игровые приемы бесконечно разнообразны. Можно перечислить некоторые из них:

1.Подвижные игры (зарядка, игры в животных, игры на внимание). 

2.Стихи, прибаутки и песни, сопровождаемые с движениями. 

3.Игры – соревнования (дети делятся на команды и выполняют различные задания). 

4.Игры с мячом (вопрос – ответ, словарная работа). 

5.Настольные игры (лото, домино, разрезные картинки). 

6.Игра в телефон. 

7.Ролевые игры. 

В заключении хочу отметить, что изучение русского языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает к коллективным формам работы в группе; пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная возможность уже на раннем этапе выявить и раскрыть потенциальные возможности детей и подготовить их к дальнейшему серьезному изучению языка. 

 

Список литературы:

1.Б.С.Омар, А.Т.Садык, Н.В.Доманова. Методическое пособие для учителей дошкольного организаций с казахским языком воспитания и обучения к учебно-методическому комплексу «Говорим на русском языке». Кокшетау: Келешек-2030, 2012.

2.Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», М.:2008.-108с.

3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Олма Медиа Групп, 2010.

4. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Под ред. Л.А.Парамоновой. – М. – Олма Медиа Групп, 2010.


 

Скачано с www.znanio.ru

Особенности обучения дошкольников русскому языку в детском саду

Особенности обучения дошкольников русскому языку в детском саду

Такие «правила» позволят легко настроить детей на иноязычное общение , облегчить переход на русские реплики, дисциплинировать малышей, показывая, что занятие началось, необходимо быть внимательным, что…

Такие «правила» позволят легко настроить детей на иноязычное общение , облегчить переход на русские реплики, дисциплинировать малышей, показывая, что занятие началось, необходимо быть внимательным, что…

Большое значение в работе с детьми - дошкольниками имеет использование игровых моментов на занятиях, постоянная их сменяемость

Большое значение в работе с детьми - дошкольниками имеет использование игровых моментов на занятиях, постоянная их сменяемость

В заключении хочу отметить , что изучение русского языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает к коллективным формам…

В заключении хочу отметить , что изучение русского языка развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает к коллективным формам…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2021