СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА"
Оценка 4.6

СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА"

Оценка 4.6
docx
11.02.2022
СТАТЬЯ "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА"
Анна Роменская.docx

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

 

 

 

Образование, являющееся важнейшей функцией культуры, обеспечивает ее сохранность, трансляцию и потенциальное развитие. И поскольку сегодня каждый человек органически вписан в сеть массовых коммуникаций, он становится носителем не только набора элементов национальных и региональных субкультур, но и носителем общечеловеческой культуры. Взаимодействие культур порождает общение, диалог. М. Бахтин писал: «Единство культуры, - это открытое единство. Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже, но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут еще больше».

Сегодня активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова и др.),  теоретико-методологические вопросы изучения культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия, получившие свое освещение в работах Г.Н. Волкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, М.М. Бахтина, Л.М. Гумилева, В.М. Межуева, Д.С. Лихачева и других. Вопросам поликультурного (мультикультурного) образования посвящены труды зарубежных ученых (Ж. Алпорт, М. Беннет, Л. Уайт, Э. Холл и др.).

Поликультурное образование - важное направление общего образования, которое нацелено на создание условий по формированию у школьника готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурной среде. Основополагающими принципами поликультурного образования являются:

-  принцип диалога и взаимодействия культур;

- контрастивный принцип овладения содержанием поликультурного образования;

- принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.

Главной задачей поликультурного образования признается воспитание культуры межнационального общения, акцентирующей внимание на уважительном отношении к другим культурам, другим людям. Воспитание младшего школьника основывается на  уважении друг друга, учете поликультурных принципов в общении, а это требует специальной организационной работы в начальной школе.

Цели поликулътурного воспитания заключаются в необходимости обеспечения поликультурного просвещения; приобщения к культуре своего этносоциума (а, значит, сохранение национальных культур); обучения общению. Специфическими целями поликультурного образования в начальной школе являются:

- ознакомление обучающихся с национальными традициями и ценностями российской и мировой культуры;

- создание условий для сохранения и развития сотрудничества всех этнокультурных групп в едином культурном сообществе;

- подготовка школьников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации;

- подготовка младшего школьника к обучению в открытом поликультурном образовательном пространстве.

Средствами реализации представленных целей может стать изучение учебных дисциплин блока «Культура мира», изучение родного языка и родной литературы, знакомство с культурой своих сверстников разных национальностей. Хорошими формами работы могут стать ежегодные выпуски семейных газет (совместно с родителями), проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов, выставки поделок, фотовыставки, фольклорные развлечения с участием родителей обучающихся.

В течение года в работе с детьми хорошо использовать такие формы, как эссе «Семья», проекты «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» может стать представление генеалогического древа семьи. В процессе такой работы младшие школьники узнают больше о своей семье, историю возникновения и становления своего рода. Интересны такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи, которые способствуют сплочению семьи, а также закрепляют знания о родном крае.

В процессе образования формируется индивид, готовый к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде, сохраняющий свою социально­культурную идентичность, уважающий и принимающий другие культурно­этнические общности, живущий в мире и согласии с представителями других национальностей. На этой базе выстраивается диалог взаимных интересов. Важность такого образования состоит в том, что оно формирует личность, открытую для общения, а главное - ведет к снижению социальной напряженности в обществе.

Поликультурное образование, реализуемое в начальной школе, позволяет обучающимся не только активно участвовать в межкультурном диалоге, но и глубже понять собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами российского общества. Грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.), формируемая с первых лет обучения, позволяет современному школьнику осваивать социальную и природную среду, активно развиваться в условиях информационной цивилизации.

Эмоциональное воздействие складывается в процессе «информационного насыщения». Важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства, научить его сочувствовать и сопереживать. Поведенческие нормы школьника развиваются через получение знаний о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета и закреплении этих знаний в собственном поведении, действиях и поступках. Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей младшего школьного возраста целесообразно использовать разнообразные средства: общение с представителями разных национальностей, чтение произведений  устного народного творчества, художественной литературы, знакомство с играми, народной игрушкой и национальной куклой, декоративно-прикладным искусством, живописью,  музыкой,  этническим мини-музеем,  национальными кушаньями и др.

Особая роль в этом процессе отводится родителям – непосредственным участникам образовательного процесса. Взаимодействие с родителями заключается в том, что именно педагог готовит взрослых к новой роли - роли родителей ребенка, обучающегося в поликультурной среде. Это взаимодействие может осуществляться через всевозможные педагогические приемы: семинары для родителей, консультации по вопросам учебно-воспитательной деятельности, открытые уроки, дни открытых дверей, мастер-классы, психологические тренинги и др. мероприятия. Это особенно важно в условиях поликультурной среды, поскольку родители, со своей стороны оказывают необходимую помощь и поддержку своему ребенку в его становлении как личности, способной выстоять и противостоять не только трудностям жизни в условиях многонационального общества, но и оставаться человеком с большой буквы, быть готовым к пониманию и уважению иных культур. Только при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса - педагога - ученика – родителей,  реализуется главная цель образования учащихся - подготовка достойных членов общества, которое представляет собой многонациональное государство.

Культурное взаимодействие в условиях межкультурного диалога детей не должно приводить к усреднению, унификации и разрушению специфической картины мира. Поэтому начальная школа не может быть иной, кроме как поликультурной. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального компонента образования в федеральный компонент.

Поликультурное воспитание, осуществляемое в процессе социализации младшего школьника,  -  это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В организации учебно-воспитательного процесса акцент ставится на воспитание чувства этнической, исторической и культурной общности народов; формирование толерантного сознания учащихся; воспитание чувства любви и привязанности к семье, родному дому,  своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

Критериями сформированности поликультурных ценностей школьника являются следующие показатели: расширение кругозора, развитие общей культуры учащихся; сформированность ценностных ориентаций (сострадание и радость); проявление ответственного поведения и позитивного взаимодействия с окружающим миром; деятельностное отношение учащихся к труду; ответственность за свои дела, осознанность и мотивированность поступков. Основные результаты поликультурного воспитания оцениваются с помощью мониторинговых процедур, в которых используются методы экспертного суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; тестовые методики («мотивация поведения»); самооценочные суждения детей.

Таким образом, поликультурное образование рассматривается как диалог культур, помогающий понять школьнику сложнейшую систему современной цивилизации.

           

Литература:

1. Алдошина М. Актуальные проблемы поликультурного образования / М. Алдошина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.
2.
Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию /Отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000.

3. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов-н/Д, 2003.

4. Данилова В.,  Лех Ю. Готовность будущих учителей к поликультурному образованию / В. Данилова, Ю. Лех. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011.

5. Джуринской А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя / А.Н. Джуринской. - М.: Просвещение, 2007.
6. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование / Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко. - М.: Academia, 2013.
7. Хухлаева, О. В. Поликультурное образование / О.В. Хухлаева, Э.Р. Хакимов, О.Е. Хухлаев. - Москва: 
Гостехиздат, 2014.

 


 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Главной задачей поликультурного образования признается воспитание культуры межнационального общения, акцентирующей внимание на уважительном отношении к другим культурам, другим людям

Главной задачей поликультурного образования признается воспитание культуры межнационального общения, акцентирующей внимание на уважительном отношении к другим культурам, другим людям

Семья», проекты «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь»

Семья», проекты «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь»

Особая роль в этом процессе отводится родителям – непосредственным участникам образовательного процесса

Особая роль в этом процессе отводится родителям – непосредственным участникам образовательного процесса

Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального компонента образования в федеральный компонент

Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального компонента образования в федеральный компонент

Литература: 1. Алдошина М. Актуальные проблемы поликультурного образования /

Литература: 1. Алдошина М. Актуальные проблемы поликультурного образования /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022