ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ
И ШКОЛЫ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
(Из опыта работы).
Марченко Ирина Сергеевна
Педагог – психолог ГУ «Школа – лицей № 2
отдела образования акимата города Костаная»
vbc3@yandex.ru
с.т. 87774124882
Аңдатпа
Отбасы-тәрбиелік ұжым. Тәрбие-бұл мектеппен бірге атқаратын маңызды функция. Осыған байланысты педагогикалық және психологиялық ағарту, ата-аналардың жалпы және педагогикалық мәдениетін арттыру мәселесі антивиталды мінез-құлықтың алдын алуда ерекше өзекті болып отыр. Сонымен қатар, психологиялық-педагогикалық білімнің заманауи жүйесін қалыптастыру педагогикалық ұстанымды түбегейлі қайта қарастырмай,білім тасымалдаушылардың психологиялық-педагогикалық әлеуетін арттырмай мүмкін емес: насихаттаушы, оқытушы, кеңесші ретінде әрекет ететін мұғалімдер, тәрбиешілер, білім беру ұйымдастырушылары.
Аннотация
Семья – воспитательный коллектив. Воспитание – еѐ важнейшая функция, которую она выполняет совместно со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического и психологического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей в профилактике антивитального поведения. Вместе с тем, формирование современной системы психолого - педагогических знаний невозможно без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала носителей знаний: учителей, воспитателей, организаторов образования, которые выступают в качестве пропагандистов, лекторов, консультантов.
Annotation
Family-educational team. Education is its most important function, which it performs together with the school. In this regard, the problem of pedagogical and psychological education, improving the General and pedagogical culture of parents in the prevention of anti-sexual behavior becomes particularly relevant. At the same time, the formation of a modern system of psychological and pedagogical knowledge is impossible without a radical revision of the pedagogical position, without increasing the psychological and pedagogical potential of knowledge carriers: teachers, educators, educational organizers who act as propagandists, lecturers, consultants.
Негiзгi сөздер: Отбасы, тәрбие, педагогикалық және психологиялық ағарту, антивиталды мінез-құлықтың.
Ключевые слова: Семья, воспитание, педагогическое и психологическое просвещение, антивитальное поведение.
Keywords: Family, еducation, of pedagogical and psychological education, of anti-sexual behavior.
Дом – это основа истинной добродетели.
Если правильным ценностям не научат в
семье, то, вероятно, им не научат совсем.
Гордон Б. Хинкли
Повышение качества воспитания подрастающих поколений, укрепление казахстанских семей являются приоритетными направлениями государственной социальной политики. Это подтверждается словами из Послания Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева Народу Казахстана «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства»: «Какой наша страна будет в будущем напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях… Необходимо воспитывать молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому что из-за них, прежде всего, страдают дети».
У нас, в Казахстане, например, с целью комплексной поддержки института семьи и повышения эффективности межведомственного взаимодействия в сфере его поддержки действует Дорожная карта развития и поддержки семьи на 2019-2024 годы. С аналогичной целью и актуальными задачами плодотворно развивается Институт Семейного Воспитания, который активно ведет работу в этом направлении. Им открыты Школы для молодоженов «БІРГЕМІЗ» - ВМЕСТЕ [3,с.582].
В ГУ «Школа – лицей № 2 отдела образования акимата города Костаная» в рамках воспитательного направления ведется работа по пропаганде семейных ценностей в практике проект «Семейный клуб», «Форум отцов», проведения тематических Дней Творчества и Акций, сезонных благотворительных ярмарок, совместных классных часов и выездов на сакральные места нашей области. Взаимодействие и построение конструктивной работы осуществляется также посредством сотрудничества со специалистами КГУ "Региональный центр психологической поддержки и Дополнительного образования" управления образования акимата Костанайской области. Миссия Центра – объединение и концентрация ресурсов (кадровых, психолого-педагогических, методических, родительской общественности) для сохранения психоэмоционального здоровья несовершеннолетних и молодежи, полного раскрытия потенциальных сил и возможностей личности, восстановления нарушенного равновесия.
Главной целью перечисленных мероприятий и сотрудничества является: обеспечение и формирование отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Задачами данных мероприятий являются: приобщить родителей к жизнедеятельности школы через изучение положительного семейного опыта и истории своей семьи; создать условия для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно-воспитательное пространство.
Основные направления сотрудничества семьи и школы трактуются нами в следующем:
· повышение педагогической культуры родителей (единство требований к
учащимся, навыки преодоления недостатков в формировании личности
ребенка, работа с семьями, находящимися в особо трудных условиях,
психологическая коррекция, совместная работа по закреплению и развитию
успехов ребенка).
· в согласованности действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание
обеими сторонами психологических особенностей ребенка) [2,с. 11].
Условиями реализации перечисленных мероприятий считаем следующее:
· установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы
взаимоподдержки и общности интересов;
· создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями
учащихся;
· обеспечение прав родителей на участие в управлении учебного учреждения.
· активное включение в работу с семьей администрации школы,
психологической службы, учителей-предметников, школьного
библиотекаря, медицинского работника, инспектора школы [1,с.216].
Полагаем, что активное вовлечение родителей в жизнь школы будет способствовать приобретению положительного передового взгляда на отношения в семье; поможет родителям познать своего ребенка, его способности и интересы вне семьи; будет способствовать успешному личностному развитию детей, повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи, формированию индивидуальности ребенка.
В школе - лицее накоплен немалый опыт взаимодействия с семьей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через совместные познавательные, творческие, спортивные мероприятия.
Кроме этого родители являются активными участниками самообразования по вопросам воспитания и обучения детей. В этой связи в рамках Проекта «Я выбираю жизнь» для родителей проходят лектории и консультирование по вопросам просвещения в области правового законодательства, новых подходов и направлений в обеспечении здорового детства своих детей.
В школе создан и работает попечительский совет, как одна из форм самоуправления, цель которого совершенствование деятельности и развитие образовательного учреждения. В одну из задач ПС входит организация конкурсов, соревнований и различных массовых внешкольных мероприятий. Взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы находим в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности.
Основными направлениями взаимодействия с семьями учащихся являются:
· Изучение условий семейного воспитания.
· просвещение по вопросам психологии и педагогики (вопросы совместной деятельности родителей и учащихся).
· взаимодействие с родительским комитетом;
· формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству;
Ожидаемые результаты нашего сотрудничества видим в том, что:
· У учащихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе.
· Учащиеся узнают историю своей семьи, традиции, увлечения. Будут стремиться сохранять семейные ценности. Возрастет сотрудничество семьи и школы. Родители будут приходить в школу не по приглашению, а по потребности.
· Повысится ответственность ребенка перед своими родителями и одноклассниками.
Результатами нашей совместной работы с родителями считаем:
· Повышение активности родителей: на наши праздники в конце года приходят всей семьей: и родители, и бабушки с дедушками, и братья с сестрами.
· Реализация творческого потенциала детей (и родителей тоже!)
· Овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса. Развитие социального интеллекта.
· Динамика личностного роста учащихся и родителей.
· Формирование социально - активной жизненной позиции учащихся через участие в делах школы, города.
Важно отметить, чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеурочной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьей встретят педагоги и школа в своей профессиональной деятельности.
Это – незыблемое правило работы с семьей, которого должен придерживаться творческий коллектив школы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова, Л.В. Взаимодействия школы и семьи: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - С.224
2. Вершинин, В.Н.- Современные проблемы социально-педагогического партнерства семьи и школы / В.Н. Вершинин // Социально-педагогическое партнерство семьи и школы. Опыт и проблемы / Ульяновск: УИПКПРО, 2008. - С. 3-15.
3. Петренко Е.А. Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка. Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Семья как фактор формирования и развития просоциальных ценностей личности» 27 ноября 2014 г. – г. Костанай: КГУ имени А. Байтурсынова. С. 580.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.