Комбинированный урок – как универсальная форма организации обучения
Кочубей Наталья Васильевна, учитель английского языка
ГОУ ЛНР « Троицкая СШ № 2»
Распределение уроков по типам (комбинированный, урок усвоения новых знаний, закрепление новых знаний, урок повторения, урок систематизации и обобщения нового материала и урок проверки и оценки знаний) логично, хорошо известно и не вызывает возражений.
Как учитель может использовать комбинированный урок, чтобы максимально помочь учащимся яснее понять и лучше запомнить учебный материал, не перекладывая свою работу на плечи учащихся и их родителей в виде огромных домашних заданий?
Специфика изучения иностранного языка хорошо известна – многократное повторение новых слов, словосочетаний, предложений, старых и новых. Но можно ли множество раз повторять одно и тоже? Наверное, нет, потому что надоест. А там, где нет интереса, заинтересованности, там нет учебы.
А если словосочетание или предложение пропеть или произнести рифмованными строками, да еще добавить к этому движение, мимику, жесты? Опыт показывает, что такие упражнения учащиеся всех возрастов могут делать множество раз с неисчерпаемым интересом. Многие учебные пособия дают учителю огромный материал для работы именно в этом направлении.
Комбинированный урок иностранного языка в начальной школе позволяет отказаться от традиционной схемы:
- опрос;
- объяснение нового материала;
- закрепление;
- контроль.
Комбинированный урок состоит не в том, чтобы поменять местами части известной схемы, а в корне изменить ее.
Например, опрос проводится на каждом уроке, но вовсе не как результат выполнения домашнего задания и проверка того, что изучено на предыдущем уроке. (Следует отметить, что речь идет об обучении без домашних заданий). И опрос, и объяснение нового, и закрепление, и контроль проходят на каждом уроке, но не по одной теме, а сразу по нескольким темам ( 5-8 ).
Комбинированный урок позволяет обрабатывать учебный материал систематически и последовательно в течении каждого урока и фрагментам.
Количество фрагментов варьируется, что зависит от степени усвоения материала классом и каждым учеником отдельно. Только в случае, когда фрагмент отработан настолько, что любой учащийся способен воспроизвести необходимый текст ( слово, фразу, структуру) без усилий, автоматически данный фрагмент можно « удалить» из канвы урока на некоторое время, заменив его другим.
Комбинированный урок может состоять из 8 – 10 фрагментов ( Ф ), на каждый из них учитель может потратить 3 – 5 минут.
Например:
Ф – 1 – приветственная песня ( лексика приветствия );
Ф – 2 – лексическая зарядка ( школьная лексика );
Ф – 3 – части тела ( упражнения в рифмованной форме );
Ф – 4 – грамматические упражнения ( притяжательные местоимения, вопросительные слова);
Ф – 5 – счет ( непосредственный счет 1 -15, решение рифмованных примеров );
Ф – 6 – грамматические структуры ( Where is…? This is… What colour is…?;
Ф – 7 – чтение;
Ф – 8 – глаголы движения ( упражнения, игра );
Ф – 9 – аудирование ( с использованием иллюстраций к песням ).
На первых уроках учитель знакомит учащихся с материалом фрагментов. Но через некоторое время происходит распределение фрагментов: одни переходят в разряд закрепляющих изученное, другие уже подлежат контролю, а некоторые все еще продолжают изучаться. На каждом уроке учитель комбинирует фрагменты, переводя их из одного разряда в другой, но при этом не меняя места фрагмента в канве урока ( это тоже помогает учащимся в усвоении материала).
Можно выделить следующие этапы обработки фрагментов:
1-2 уроки – учитель поет и проговаривает текст на русском и английском языках.
2-3 уроки – учитель поет вместе с классом или частью класса.
3-5 уроки – пение на английском в форме диалога (учитель – класс).
5-6 уроки – проговаривание текста песни в форме диалога ( учитель – класс).
6-7 уроки – диалог: учитель – ученик.
7-8 уроки – перевод с английского на русский ( учитель – класс).
9-10 уроки – перевод с русского на английский (учитель – класс).
Именно комбинированный урок как универсальная форма организации обучения дает возможность использовать множество вариантов учебных способов для достижения главной цели: помочь ребенку учиться с удовольствием.
Ф – 1
We are glad to meet again.
If it snows, If it rains,
It doesn’t matter, It doesn’t matter.
Ф – 2
Every morning we go to school.
Our school is beautiful.
The lessons begin at half past eight
And we are ready to read and translate.
Ф – 3
Nose – eyes head – hair face – ears lips – cheeks – chin neck – back elbow – knee shoulders – arms – hands – fingers – little fingers.
Ф – 4
Учи, как стих!
my head – my hair – my neck,
my stomach – my chest – my back,
my shoulder – my hand – my arm,
my finger – my nail – my palm.
Ф – 5
10-5=5 1+7=8 4+5=9 9-2=7
Ф – 6
Where is the bee? This is a white rose. What colour is the sun?
The bee is on the tree. This is a red rose. It’s yellow and bright.
Where is the whale? This is a green house. What colour is a cloud?
The whale is in the sea. This is a grey mouse. It is snow- white.
Ф – 8
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Up – down, up – down.
Поднимись – stand up, сядь – sit down.
Дай мне руку – give me your hand.
Я твой друг – I am your friend.
Литература:
1. Игнатьева Е.Ю. Технологии орентированного обучения : учеб.-метод, пособие. Великий Новгород, 2010. 48 с.
2. Зарукина Е.В. Логинова Н.А. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод, пособие. СПб., 2011. 59 с.
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.