Статья по теме: "Компетенции современного учителя в контексте трендов цифровизации образования"
Оценка 4.6

Статья по теме: "Компетенции современного учителя в контексте трендов цифровизации образования"

Оценка 4.6
docx
06.06.2022
Статья по теме: "Компетенции современного учителя в контексте трендов цифровизации образования"
Статья Легаревой Компетенции современного учителя.docx

Легарева Татьяна Викторовна, учитель МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации      А.Б. Буханова» г. Смоленска

Компетенции современного учителя в контексте трендов цифровизации образования

В современном мире цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми. На прошедшем в августе 2020 г. первом всероссийском онлайн-совещании для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года» Иван Карлов, кандидат технических наук, руководитель Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ сказал:

«Очень важно понимать, что цифровые компетенции связаны с тем, что педагог вынужден работать в принципиально новой, цифровой, среде и взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса: непосредственно со школьниками, с другими учителями, с администрацией и с родителями, а также с третьими лицами, которые так или иначе вовлечены в образовательный процесс. Все это необходимо делать в цифровой среде. Ее главное отличие от того, что мы привыкли видеть, — абсолютно другие принципы, на которых строится взаимодействие. Мы увидели, что большинство педагогов пыталось просто перенести свои практики в цифровую среду, но в ней абсолютно другие подходы к коммуникации».

Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.

Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. Здесь на помощь также приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Такие форматы дистанционного обучения предполагают наличие определенных ресурсов для школьников. Сегодня это два типа ресурсов. Во-первых, контентные — цифровые версии учебников, записи лекций и уроков. Во-вторых, тренажеры и средства отработки навыков, которые способны дать учениками быструю обратную связь, например, при выполнении домашнего задания указать на ошибки, дать подсказки для поиска правильного решения.

Инициативная группа цифровых образовательных компаний составила матрицу цифровых компетенций и провела большой опрос среди 30 тыс. учителей. Его цель — понять, какие сегодня есть вопросы и проблемы у педагогов, а также, какие курсы повышения квалификации нужны учителю для качественной работы в онлайне. В результате опроса определились семь основных цифровых компетенций, которыми должен овладеть каждый современный российский учитель.

1. Поиск и работа с информацией

2. Безопасность в интернете

3. Управление информацией и данными

4. Организация обучения в цифровой среде

5. Кооперация в цифровой среде

6. Коммуникация в цифровой среде

7. Саморазвитие в условиях неопределенности

Как специалист современный педагог должен стремиться к постоянному профессиональному росту, изучая и применяя подходы, ставшие возможными благодаря информационным технологиям, активно участвуя в сетевых сообществах. Современный педагог должен быть лидером, чтобы продвигать цифровые технологии для расширения прав и возможностей учащихся, улучшения преподавания и обучения, помогать коллегам в изучении, овладении навыками использования и адаптации новых цифровых ресурсов и инструментов для обучения. Как гражданин цифрового общества педагог должен способствовать развитию цифровых компетенций обучающихся, в том числе формировать культуру обращения к онлайн-ресурсам, цифровой грамотности, критического мышления; курировать работу обучающихся с цифровыми инструментами, приучая их к соблюдению принципов цифровой безопасности, правовых и этических норм. Современный педагог активно использует сетевое взаимодействие для организации обучения в сотрудничестве, обладает компетентностью в области культуры коммуникации с обучающимися, родителями и коллегами и взаимодействуют с ними как с равноправными участниками образовательного процесса. На современного учителя возлагается задача разработки авторских учебно-методических материалов, отвечающих вызовам реального времени, конструирования образовательной среды, позволяющей выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, что в свою очередь требует уверенного владения принципами педагогического дизайна. Цифровые инструменты предоставляют возможность педагогу стать аналитиком, использовать технологии при оценке образовательных результатов, комбинируя различные стратегии оценивания с целью обеспечения своевременной обратной связи и индивидуализации обучения; использовать результаты оценивания как инструмент коммуникации с участниками образовательного процесса.

Проведенный анализ современных тенденций и требований к компетенциям педагогов на международном уровне позволил вычленить основные требования к специалистам, работающим в системе образования. К ним относятся:

  непрерывное профессиональное развитие с использованием цифровых технологий и сетевого взаимодействия;

  идентификация, оценка и отбор цифровых ресурсов для обучения, применение ИКТ для решения конкретных задач в рамках учебной программы;

  разработка авторских учебно-методических материалов, учитывающих разнообразные потребности обучающихся, их особенности, конструирование образовательной среды, расширяющей права и возможности обучающихся;

  использование цифровых инструментов для организации обучения в сотрудничестве, для улучшения индивидуального и коллективного взаимодействия, для поддержки процесса самообразования учащихся;

совершенствования оценочной деятельности с использованием информационных технологий;

  развитие цифровой компетенции обучающихся, воспитание гражданина цифрового мира.

Необходимо отметить, что сегодня во всем мире огромное внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новых цифровых компетенций. Опыт последних лет показал, что в нынешних условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Непрерывное обучение — вот к чему сегодня пришел весь мир и на чем будет строиться наше будущее. Непрерывное обучение и для учеников, и для учителей — отныне только при таких условиях мы вырастим образованное, эрудированное новое поколение.

 

В статье использованы материалы всероссийского онлайн-совещания для педагогов «Августовка Учи.ру. Главное событие перед стартом нового учебного года»


 

Скачано с www.znanio.ru

Легарева Татьяна Викторовна, учитель

Легарева Татьяна Викторовна, учитель

Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое

Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое

Современный педагог должен быть лидером, чтобы продвигать цифровые технологии для расширения прав и возможностей учащихся, улучшения преподавания и обучения, помогать коллегам в изучении, овладении навыками…

Современный педагог должен быть лидером, чтобы продвигать цифровые технологии для расширения прав и возможностей учащихся, улучшения преподавания и обучения, помогать коллегам в изучении, овладении навыками…

ИКТ для решения конкретных задач в рамках учебной программы; ⎯ разработка авторских учебно-методических материалов, учитывающих разнообразные потребности обучающихся, их особенности, конструирование образовательной среды, расширяющей права…

ИКТ для решения конкретных задач в рамках учебной программы; ⎯ разработка авторских учебно-методических материалов, учитывающих разнообразные потребности обучающихся, их особенности, конструирование образовательной среды, расширяющей права…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2022