Статья по теме"РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
Оценка 4.6

Статья по теме"РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Оценка 4.6
docx
19.08.2020
Статья по теме"РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.docx

 

                                                                                                                    

                                                                                                   Кононченко Наталья Леонидовна

                                                                                                   учитель музыкального искусства

                                                                                                      МОУ «Школа №4» г. Дебальцево»

 

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия
  • дать представление о классификации рефлексии
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом классе, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Раскрытие темы мастер-класса.

Слайд1       Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях новых государственных стандартов»

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

     Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Слайд      А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Слайд   При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Слайд      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Слайд  

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. 
  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. 
  • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно. 
  •  «Яблоня» - Красное яблоко- чувствую себя хорошо                                                           Зеленое яблоко - мне некомфортно

 

Слайд

      Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

“Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

 

 

 

.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю. Хочу знать. Узнал.

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

 

 

 

 

 

 

Карта самооценки вокально-хоровой работы

обучающегося______ класса______________________

п/п

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Не очень хорошо

1

Знаю текст песни

2

Правильно исполняю мелодию

4

Могу исполнить песню самостоятельно

5

Я пою в хоре

Поставьте знак  «+»  в нужной колонке

Этот прием помогает оценить способность к анализу ребенком своих творческих способностей, ну помочь ему осознать свою значимость на уроке.

 

Карта самооценки по видам деятельности на уроке

обучающегося______ класса______________________

п/п

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Не очень хорошо

1

Слушание, анализ произведения

2

Вокально-хоровая работа на уроке

3

Игра на музыкальных инструментах

4

Участие в музыкальной игре

5

Пластическое интонирование

6

Выполнение творческого задания

7

Познавательная активность на уроке

Поставьте знак  «+»  в нужной колонке

Этот прием применяется на каждом этапе урока, в зависимости с его типом и видом деятельности. Содержание строк варьируется в зависимости от типа урока.

 

Слайд

 Рефлексия деятельности.

   Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d07ce7a4306/mastierklassrieflieksiiakaketapsovriemiennoghourokavusloviiakhfgos_11.png

 

Прием «7 я»

Данный прием помогает оценить уровень и осознанность полученных знаний учащихся.

 

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_3.png

 

«Пятёрочка»,

«Аргументация своего ответа»,

«Светофор»

Анкетирование

      Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).  Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАНИЕ СИНКВЕЙНА

 

Прием «Высота успеха»

Дети прикрепляют нотки на нотный стан, в соответствие, чем выше нота, тем выше его уровень знаний по теме урока.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_5.png

 

Прием «Настроение в ритме»

Детям предлагается три разных ритма, необходимо с помощью хлопков показать ритм и выбрать характеризующий настроение детей в начале и в конце урока.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_6.png

 

 

Прием «Строчка из песни»

Детям предлагается несколько строк из известных им песен и нужно выбрать ту, которая характеризует их настроение.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_7.png

Прием «Оценка знаний»

Помогает проверить уровень принятия учебного материала учащимися. Инструкция:

«Оцени свою работу на уроке, как ты понял материал и положи нотки в кармашек соответствующему человечку-нотке».

Этот прием помогает охватить весь класс сразу, направлен на действие (движение), ну и общую оценку классом всего урока.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_4.jpeg

Слайд    Итог мастер-класса.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех

 

http://gic6.mycdn.me/image?id=583149664981&bid=583149664981&t=17&plc=WEB&tkn=ZPJ5oXOzh1MOYd3ZqDYBwP70Rv0


 

Кононченко Наталья Леонидовна учитель музыкального искусства

Кононченко Наталья Леонидовна учитель музыкального искусства

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков , а также достижению…

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков , а также достижению…

Слайд Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного

Слайд Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного

Карта самооценки вокально-хоровой работы обучающегося______ класса______________________ № п/п

Карта самооценки вокально-хоровой работы обучающегося______ класса______________________ № п/п

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так?

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так?

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение

Прием «Оценка знаний» Помогает проверить уровень принятия учебного материала учащимися

Прием «Оценка знаний» Помогает проверить уровень принятия учебного материала учащимися
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2020