Статья по теме"РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

  • docx
  • 19.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ.docx

 

                                                                                                                    

                                                                                                   Кононченко Наталья Леонидовна

                                                                                                   учитель музыкального искусства

                                                                                                      МОУ «Школа №4» г. Дебальцево»

 

РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия
  • дать представление о классификации рефлексии
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом классе, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Раскрытие темы мастер-класса.

Слайд1       Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях новых государственных стандартов»

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

     Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Слайд      А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Слайд   При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Слайд      Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Слайд  

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. 
  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. 
  • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно. 
  •  «Яблоня» - Красное яблоко- чувствую себя хорошо                                                           Зеленое яблоко - мне некомфортно

 

Слайд

      Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

“Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

 

 

 

.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Знаю. Хочу знать. Узнал.

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

 

 

 

 

 

 

Карта самооценки вокально-хоровой работы

обучающегося______ класса______________________

п/п

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Не очень хорошо

1

Знаю текст песни

2

Правильно исполняю мелодию

4

Могу исполнить песню самостоятельно

5

Я пою в хоре

Поставьте знак  «+»  в нужной колонке

Этот прием помогает оценить способность к анализу ребенком своих творческих способностей, ну помочь ему осознать свою значимость на уроке.

 

Карта самооценки по видам деятельности на уроке

обучающегося______ класса______________________

п/п

Критерии оценки

Отлично

Хорошо

Не очень хорошо

1

Слушание, анализ произведения

2

Вокально-хоровая работа на уроке

3

Игра на музыкальных инструментах

4

Участие в музыкальной игре

5

Пластическое интонирование

6

Выполнение творческого задания

7

Познавательная активность на уроке

Поставьте знак  «+»  в нужной колонке

Этот прием применяется на каждом этапе урока, в зависимости с его типом и видом деятельности. Содержание строк варьируется в зависимости от типа урока.

 

Слайд

 Рефлексия деятельности.

   Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

. https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56d07ce7a4306/mastierklassrieflieksiiakaketapsovriemiennoghourokavusloviiakhfgos_11.png

 

Прием «7 я»

Данный прием помогает оценить уровень и осознанность полученных знаний учащихся.

 

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_3.png

 

«Пятёрочка»,

«Аргументация своего ответа»,

«Светофор»

Анкетирование

      Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).  Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАНИЕ СИНКВЕЙНА

 

Прием «Высота успеха»

Дети прикрепляют нотки на нотный стан, в соответствие, чем выше нота, тем выше его уровень знаний по теме урока.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_5.png

 

Прием «Настроение в ритме»

Детям предлагается три разных ритма, необходимо с помощью хлопков показать ритм и выбрать характеризующий настроение детей в начале и в конце урока.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_6.png

 

 

Прием «Строчка из песни»

Детям предлагается несколько строк из известных им песен и нужно выбрать ту, которая характеризует их настроение.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_7.png

Прием «Оценка знаний»

Помогает проверить уровень принятия учебного материала учащимися. Инструкция:

«Оцени свою работу на уроке, как ты понял материал и положи нотки в кармашек соответствующему человечку-нотке».

Этот прием помогает охватить весь класс сразу, направлен на действие (движение), ну и общую оценку классом всего урока.

 

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_4.jpeg

Слайд    Итог мастер-класса.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех

 

http://gic6.mycdn.me/image?id=583149664981&bid=583149664981&t=17&plc=WEB&tkn=ZPJ5oXOzh1MOYd3ZqDYBwP70Rv0