Кононченко Наталья Леонидовна
учитель музыкального искусства
МОУ «Школа №4» г. Дебальцево»
РЕФЛЕКСИЯ КАК ЭТАП УРОКА В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этом классе, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.
Раскрытие темы мастер-класса.
Слайд1 Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях новых государственных стандартов»
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Слайд А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Слайд При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Слайд Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Слайд
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Что можно применять?
Слайд
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
“Плюс-минус-интересно”. (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
+ (плюс) |
- (минус) |
(интересно) |
|
|
|
|
|
|
.
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
Понятие |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Знаю. Хочу знать. Узнал.
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Карта самооценки вокально-хоровой работы
обучающегося______ класса______________________
№ п/п |
Критерии оценки |
Отлично |
Хорошо |
Не очень хорошо |
1 |
Знаю текст песни |
|||
2 |
Правильно исполняю мелодию |
|||
4 |
Могу исполнить песню самостоятельно |
|||
5 |
Я пою в хоре |
|||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Этот прием помогает оценить способность к анализу ребенком своих творческих способностей, ну помочь ему осознать свою значимость на уроке.
Карта самооценки по видам деятельности на уроке
обучающегося______ класса______________________
№ п/п |
Критерии оценки |
Отлично |
Хорошо |
Не очень хорошо |
1 |
Слушание, анализ произведения |
|||
2 |
Вокально-хоровая работа на уроке |
|||
3 |
Игра на музыкальных инструментах |
|||
4 |
Участие в музыкальной игре |
|||
5 |
Пластическое интонирование |
|||
6 |
Выполнение творческого задания |
|||
7 |
Познавательная активность на уроке |
|||
Поставьте знак «+» в нужной колонке |
Этот прием применяется на каждом этапе урока, в зависимости с его типом и видом деятельности. Содержание строк варьируется в зависимости от типа урока.
Слайд
Рефлексия деятельности.
Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
.
Прием «7 я»
Данный прием помогает оценить уровень и осознанность полученных знаний учащихся.
«Пятёрочка»,
«Аргументация своего ответа»,
«Светофор»
Анкетирование
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАНИЕ СИНКВЕЙНА
Прием «Высота успеха»
Дети прикрепляют нотки на нотный стан, в соответствие, чем выше нота, тем выше его уровень знаний по теме урока.
Прием «Настроение в ритме»
Детям предлагается три разных ритма, необходимо с помощью хлопков показать ритм и выбрать характеризующий настроение детей в начале и в конце урока.
Прием «Строчка из песни»
Детям предлагается несколько строк из известных им песен и нужно выбрать ту, которая характеризует их настроение.
Прием «Оценка знаний»
Помогает проверить уровень принятия учебного материала учащимися. Инструкция:
«Оцени свою работу на уроке, как ты понял материал и положи нотки в кармашек соответствующему человечку-нотке».
Этот прием помогает охватить весь класс сразу, направлен на действие (движение), ну и общую оценку классом всего урока.
Слайд Итог мастер-класса.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.