статья "Почерк Леонардо или зеркальное письмо и способы его справления"

  • docx
  • 08.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.docx

«Почерк Леонардо» или зеркальное письмо  и способы его исправления.

Зеркальное письмо – это феномен, при котором человек пишет справа налево. Буквы при этом написаны так, словно написаны в зеркальном отражении. Зеркальное письмо еще называют «почерком Леонардо». Леонардо да Винчи – художник, ученый, скульптор, архитектор, изобретатель и т.д. – вел дневник, в котором буквы писал наоборот.

Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении их письму.  Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, у детей до 7 лет более активно правое полушарие мозга. В этом случае у ребенка изучение пространства происходит справа налево. К моменту начала школьного обучения обычно левое полушарие выходит на первый план, и изучение пространства становится как полагается, слева направо. Часто это может быть связано и с тем, что у ребенка до момента обучения грамоте, не были в достаточной мере сформированы сенсорные и пространственные представления, умения сравнивать предметы по одному или нескольким признакам.

Основными причинами зеркального письма обычно считаются:

·         нарушение у ребёнка пространственной ориентировки, то есть он слабо ориентируется в определении левых и правых частей предметов и объектов. У таких детей данное нарушение имеет более стойкий характер и сложнее поддается коррекции;

·         отсутствие представления буквы как определённого графического образа;

·         отсутствие перехода у ребёнка от устной речи к письменной, из-за чего он не усвоил систему графических знаков.

Базовой причиной зеркального написания букв свойственно  тем детям, у которых ведущей является левая рука. Зеркальное письмо обнаружено у 32% леворуких мальчиков и у 33% леворуких девочек. У леворуких детей – ведущим является правое полушарие. Предполагается, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых и зрительно-пространственных приводит к трудностям в обучении леворуких детей письму.

Основные ошибки на письме:

1.     Ошибки написания зрительно похожих букв «Е» вместо «З», «Г» вместо «Р»;

2.     Недописывание отдельных элементов букв «и» вместо «ш», «п» вместо «т»;

3.     Лишние элементы при воспроизведении букв «ш» вместо «и», «т» вместо «п»;

4.     Зеркальное написание букв «с», «R» вместо «я», и т.д.

Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям:

1. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).

2. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.

3. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)

4. Расширение поля зрения ребенка.

5. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

     Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки. (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

    Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А шкаф? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

     И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и половинку овала в букве "Б" и т.д.

    Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Для этого можно провести ряд игр.

1.  Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены элементы и в каком количестве.

2.. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

3. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами (игра «Чудесный сундучок»). Необходимо достать букву из сундучка с закрытыми глазами, определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

4. Определение букв, написанных на спине, руке, на ладони (пальцем медленно проводить контур буквы), в воздухе (с закрытыми и с открытыми глазами).

5.  Нахождение недостающих элементов букв. Игра «Буква сломалась».

6.  Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура букв ниточками, семечками, проволокой, палочками; рисование букв на асфальте, на снегу, на стекле, на песке.

7.  Демонстрация букв в разном положении.

8. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

9. Поиск букв, написанных одна на фоне другой, или «зашумлённых» букв.

10.  Реконструирование букв.

Например:  из буквы Р можно сделать букву В, дорисовав один элемент, а из буквы Н получится буква П, если передвинуть всего одну палочку.