Статья "Потенциал сказки в системе социализации детей в детском саду "
Оценка 4.6

Статья "Потенциал сказки в системе социализации детей в детском саду "

Оценка 4.6
docx
20.11.2021
Статья "Потенциал сказки в системе социализации детей в детском саду "
статья.docx

Статья

Потенциал сказки в системе социализации детей в детском саду

        В настоящее время все чаще забываются слова: доброта, милосердие, сострадание, сопереживание, и все чаще, даже в детской среде, проявляется жестокость, злоба, зависть, агрессия. В связи с этим детство следует рассматривать как особую психосоциокультурную категорию, содержание которой раскрывается через опосредованные отношения, где сказке должна отводиться не последняя роль.

Развивая знания, умения и ценностные установки, сказка может оказывать огромное влияние на развитие внутреннего потенциала человека, на мотивы его поведения и социализации.

Социализация - это процесс превращения человека в члена современного общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях. Не социализированных людей нет. Асоциальное поведение следствие недостатков и упущений в ходе социализации.

В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации. Он длится всю жизнь, проходя ряд этапов. Общество через общественные институты планирует и осуществляет социализацию различных возрастных и профессиональных групп общества, начиная с детей. Процесс социализации включает формирование социальных связей, приобщение к культуре, развитие самосознания, представлений о себе, социальное познание, усвоение и проигрывание ролей, осуществление навыков практической деятельности и систем социальной ориентации.

Процесс социализации исторически и социально обусловлен. В современном обществе он приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношение семейного и вне семейного воспитания, взаимоотношение поколений и т.д.

Все это приводит к тому, что повышаются требования, во-первых, к самому человеку, а, во-вторых, процессу формирования в нем тех качеств, которые позволят эффективно взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе, полностью раскрывая и реализуя себя, свои способности.

Процесс социализации начинается с самого раннего детства. Ребенок должен успеть освоить социальные нормы, роли и функции, приобрести умения и навыки культурных человеческих отношений. Немаловажную роль в этом играет среда детского сада и деятельность педагогов, та обстановка, в которую ребенок погружен и из которой черпает все свои знания, берет образцы для подражания. Особое место в данной системе социализации детей в детском саду занимает сказка.

Сказка, с колыбели сопровождающая все человечество в целом и каждого его отдельного представителя, представляет собой удивительное явление человеческой культуры, многогранность которого поражает. За незатейливым на первый взгляд сказочным повествованием скрывается культурный, воспитывающий, развивающий, психодиагностический, психо-коррекционный и психотерапевтический потенциал. Сказка дает возможность наиболее оптимальным и приемлемым для ребенка способом освоить всю палитру человеческих отношений.

Расширение сферы практического приложения ресурсов сказки в системе социализации детей в детском саду приводит одновременно к необходимости углубления и усложнения проблематики изучения ее возможностей.

В существующих многочисленных подходах в изучении генезиса мифологического творчества (сказки) можно выделить - философско-исторический, представленный в работах таких авторов, как В.П.Аникин, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, М.К.Азадовский, М.М.Бахтин, В.А.Бахтина, В.В.Груздева, А.В.Дахин, В.М.Жирмунский, В.В.Зеньковский, В.П.Кожевников, Д.СЛихачев, А.Ф.Лосев, Вс.Ф.Миллер, Н.В.Новиков, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, Е.Н.Трубецкой, Ю.В.Филиппов, В.А.Фортунатова и мн. др.

Социокультурные функции сказки освещены у Н.И.Кольцовой. Анализу специфических особенностей сказок народов мира посвятили работы Н.П.Андреев, А. К. Барышников, Е.Н.Елеонская, В.М.Жирмунский, Е.Ф.Карский, И.Ф.Ковалев, И.С.Кон, Е.Ю.Кин, Д.С.Лихачев, Н.И.Никулин, А.М.Панченко, М.А.Сказкин, Е.В.Субботский, Э.Б.Тайлор, Л.А.Файнберг, В.Н.Харузина, С.Е.Шамаев, Л.Я.Штернберг, Э.Эриксон и др.

Работы Кона И.С., Данилова Б.В., Кузнецовой Л.В., Сухомлинского В.А., Кулагиной А.Н., Мудрик А.В., Щуриковой Н. по­могают раскрыть проблему взаимоотношений «человек - социальная среда» с по­зиций педагогики и психологии.

Работы К.Г.Юнга помогли понять архетипическое содержание сказок и их влияния на детей.

В трудах В.В.Абраменковой, Т.И.Алиевой, Д.М.Арановской-Дубовис, Е.А.Аркиной, А.М.Виноградовой, Л.М.Гурович, М.В.Ермодаевой, А.В.Запорожца, М.М.Кашиной, Л.П.Князевой, Р.Кроули, А.Д.Кошелевой, М.ИЛисиной, Д.Миилс, Т.И.Морозовой, А.М.Орлова, М.В.Осориной, Д.Соколова, В.А.Сухомлинского, Д.В.Эльконина, Л.Элькониновой, Н.Циванюк, П.И.Яничева и многих других, начиная с 40-х годов,  изучается особенность восприятия сказок детьми, влияние сказки на развитие функциональных характеристик ребенка, формирование игровой деятельности детей посредством сказки и т.п.

Непосредственно сказку как форму организации детского опыта и средство социализации рассматривают В.Н.Андреева, Ю.В. Филлипов.

Сказка для ребенка, ее метафоричность, - мост между сознанием и бессознательным, между личностным и социальным и помогает ему строить свое «Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным и миром.

Если провести структурно-функциональный анализ сказки, то в ней можно выделить такие полярные стороны как реальное и ирреальное, народное и авторское, поэтическое и прозаическое, стандартно-консервативное и творчески-новаторское, общечеловеческое и этническое, общее и особенное, рациональное и эмоциональное и т.д.

Наиболее характерными особенностями сказок являются их народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм. Материалом для сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи и окружающая природа.

В большинстве сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа и его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Анализируя потенциал сказки и его использование в системе социализации детей в детском саду можно сделать вывод о том, что он заложен также и в оформлении, т.е. в полиграфической культуре издательства (шрифт, цвет, рисунок и т.п.). Культура оформления текстов сказки не только влияет на формирование образа сказочного героя, но и побуждает ребенка к собственному творчеству, к индивидуальному или коллективному инсценированию сказок.

Если иметь в виду, что целью социализации, наряду с передачей социального опыта, должно стать и развитие всех подсистем ребенка, (сенсомоторной, социально-эмоциональной,  социально-коммуникативной, социально-когнитивной), то будет целесообразным выделить проблему предметно-вещного мира, поддерживающего сказочный фон. При этом совсем не обязательно использовать дорогие материалы. Это может быть бумага, кусочки ткани и кожи, т.е. любой бросовый материал, так как в процессе обращения с предметно-вещной средой важно обеспечить педагогические условия для:

- максимально раннего развития сенсомоторных функций ребенка (слуховых, тактильных, кинетических, кинестетических, обонятельных, пространственных, межполушарного взаимодействия), т.е. всего того, что составляет   психофизиологический   потенциал   ребенка;  

- формирования Я - концепции, самоактуализации ребенка, развития социально-коммуникативной   компетентности, что   предполагает превращение    пространства, предметов, вещей    в    средство проектирования события детей, в средство взаимодействия разных кругозоров и моделей мира. 

Практическая сторона социокультурной функции сказки в том, что она состоянии сформировать с детства чувство со-единства, со-доверия, сострадания и сотрудничества. Сказка выступает не только как мощная детерминанта в изменении мотивов поведения, но и как социальная сила, которая сплачивает человеческие общности.


 

Статья Потенциал сказки в системе социализации детей в детском саду

Статья Потенциал сказки в системе социализации детей в детском саду

Все это приводит к тому, что повышаются требования, во-первых, к самому человеку, а, во-вторых, процессу формирования в нем тех качеств, которые позволят эффективно взаимодействовать с…

Все это приводит к тому, что повышаются требования, во-первых, к самому человеку, а, во-вторых, процессу формирования в нем тех качеств, которые позволят эффективно взаимодействовать с…

Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, М

Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, М

Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным и миром

Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным и миром

Если иметь в виду, что целью социализации, наряду с передачей социального опыта, должно стать и развитие всех подсистем ребенка, (сенсомоторной, социально-эмоциональной, социально-коммуникативной, социально-когнитивной), то будет…

Если иметь в виду, что целью социализации, наряду с передачей социального опыта, должно стать и развитие всех подсистем ребенка, (сенсомоторной, социально-эмоциональной, социально-коммуникативной, социально-когнитивной), то будет…
Скачать файл