Алексина Е.Ю.,
учитель истории
МБОУ гимназии № 2.
Повышение профессиональной компетентности учителя через сотрудничество в Интернет-сообществе учителей-предметников
Обобщающее определение понятия «сообщество», предложил американский исследователь виртуальных сообществ Рик Пэриш: сообщество — это группа людей, разделяющих общие цели, интересы и опасения, которые виртуально (через средства массовой коммуникации) или реально (face-to-face) взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт. Профессиональное сообщество — это объединение специалистов в определенной сфере, обладающих определенной общностью взглядов на развитие области своей профессиональной деятельности, руководствующихся общими целями, которые виртуально и / или реально взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт. Для сообщества специалистов (так же как и для других сообществ) характерен неформальный стиль коммуникаций. Члены сообщества специалистов, обмениваются знаниями. Специфика состоит в том, что специалисты обмениваются именно теми знаниями, которые смогут быть использованы в профессиональной деятельности.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Важное отличие сетевых сервисов состоит в том, что они поддерживают устойчивые, постоянно действующие ссылки. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их читателями. Читатели публикуют новости и комментарии к новостям. Кроме возможностей обсуждения у читателей есть возможность оценить и качество публикации, и качество комментариев. Этот механизм групповой фильтрации должен обеспечивать высокое качество материалов на сайте. Ясность и доступность блога вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант личного образовательного пространства. Все представленные ранее способы публикации материалов в сети Интернет предусматривают относительно ограниченные возможности для сотрудничества. У каждого сообщения есть автор и все, что могут сделать читатели сообщения, это добавить свои комментарии к авторскому сообщению.
Гораздо более радикальная модель коллективного гипертекста реализована в информационном приложении WikiWiki. Тексты WikiWiki связаны между собой при помощи самой простой системы адресации. Само слово - название ресурса - и является его адресом в базе данных. Выделяют следующие основные возможности сетевого общения, влияющие на создание и развитие сообщества обмена знаниями.
· Возможность создания, редактирования и комментирования сообщений. Поскольку сообщество это множество людей, общающихся между собой, то создание, редактирование и комментирование сообщений являются ключевыми свойствами сообщества. Сайт может содержать превосходную информацию, которая будет односторонним сообщением. Такое одностороннее сообщение не будет служить основанием для формирования сообщества.
· Устойчивые ссылки. Всякое сообщество нуждается в устойчивом архиве, где бы хранились сообщения, которыми обменивались участники сообщества на протяжении всей истории. Доверие вырастает из общей истории. Как мы отмечали, устойчивые ссылки поддерживаются только для страниц сайтов, блогов и WikiWiki.
· Связи между сообщениями. Для поддержки связей необходимы либо специальные усилия, как это происходит с сайтами или блогами, или специальные агенты, поддерживающие связи между сообщениями, как это происходит в WikiWiki.
· Персонификация. В любых формах общения важно не только то, что говорится, но и кто это говорит. Люди стремятся, как можно больше узнать друг о друге. Среди тех форм сетевого общения, которые мы рассмотрели, проблема представления дополнительной информации об авторе и его интересах лучше всего решается при использовании сайтов, многопользовательских миров и блогов.
· Простота использования. Речь идет не только о необходимых навыках работы с программным обеспечением, но и о простых и понятных метафорах. Живые Журналы и другие типы блогов получили столь широкое распространение во многом, потому что оформление записей во временной последовательности привычно и понятно для большинства пользователей. Многопользовательские миры и WikiWiki постоянно ставят перед участниками сообщества интеллектуальные проблемы, которые далеко не все пользователи стремятся решать.
· Защищенность границ сообщества. Чем легче попасть в сообщество, тем легче нанести ему урон. В этом смысле примеры почтовых списков рассылки, чатов и форумов достаточно показательны. Возможно, что внешняя непривлекательность Wiki обеспечивают ей дополнительную защиту. Другой возможный защитный фактор - устойчивый адрес создаваемых страниц. Что бы ни было причиной, но мы за полугодовой период поддержки 4 различных Вики-проектов, в которых было создано более 300 страниц, мы не столкнулись ни с одним случаем сетевого вандализма.
· Дополнительные медийные возможности. Дополнительные возможности, связанные с использованием различных цифровых объектов, могут расширить пространство, в котором происходит общение. В многопользовательских микромирах общение происходит в среде, насыщенной объектами, которые создают сами участники. Эти объекты выполняют важную связующую роль и облегчают обмен сообщениями. С другой стороны, излишне богатая среда может мешать совместной деятельности. Например, написание совместных текстов само по себе является не простой задачей и усложнять ее дополнительными объектами и эффектами, требующими внимания, не стоит. Классический вариант WikiWiki достаточно ограничен по своим возможностям в поддержании графики и мультимедийности. Это может рассматриваться как педагогическое достоинство среды.
Сегодня, как никогда ранее, непрерывное, качественное профессиональное развитие становится для педагога решающим фактором успеха. Интернет может реально способствовать профессиональному развитию педагогов, обеспечивая им доступ к огромному хранилищу информации, размеры которого намного превосходят объем сведений в обычных учебных пособиях и средствах массовой информации. В Интернете вы можете найти огромное количество сообществ, но мы выделим некоторые, на которых вы сможете получить полезную информацию.
Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой http://www.pedsovet.su/
Можно принять участие в данном сообществе, вступив в него (необходимо зарегистрироваться на сайте).
На сайте вы найдете коллекцию материалов:
- документы;
- книги;
- тесты;
- презентации;
- олимпиадные задания;
- материалы к уроку;
- планирование.
Можно размещать свой материал и пользоваться материалами других авторов.
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Данное сообщество создано и действует при поддержке Microsoft.
Сеть творческих учителей создана для педагогов,
которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью
применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
На сайте вы найдете разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования
ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.
На сайте доступны:
• Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект.
• Библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов.
• Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе.
• Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.
После регистрации в Сети творческих учителей можно принять участие в работе учительских сообществ и творческих групп (можно стать участником уже существующей группы или создать свою собственную), обсудить важные вопросы на тематических форумах Открытый класс
Открытый класс - сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/
В данном сообществе вы сможете получить материал к урокам, электронные тесты, разработки внеклассных мероприятий, а также разместить свои материалы для использования другими учителями и для обсуждения их.
Педсовет.org
http://pedsovet.org/compone....mid,118
Педсовет.org является с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны - средством массовой информации, Педсовет, по сути, является действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.
В разделе Медиатека вы сможете изучить/скачать представленный участниками материал по следующим разделам:
1. Публикации и доклады - в этом разделе размещаются проблемные и информационные материалы по всем аспектам образования.
2. ВИП-сообщество - персональные страницы пользователей.
3. Опыт работы - в этом разделе размещаются методические материалы - описание опыта работы, презентации, ссылки по уровням образования и предметам.
4. Сценарии - в этом разделе размещаются сценарии внеклассных мероприятий, родительских собраний, педсоветов, не связанных с предметной направленностью. Внеклассные мероприятия по соответствующим предметам смотрите в "Методика и опыт".
5. Инструменты - в этом разделе размещаются ссылки и материалы, которые представляют собой практические механизмы для реализации тех или иных задач в образовании. 6. Справочник - в этом разделе каталог ссылок на сайты и ресурсы организаций в сети Интернет .
ИнтерГУ.ru http://www.intergu.ru/
Интернет - государство учителей , (далее ИнтерГУру) – это открытая система самостоятельных сетевых проектов (далее называемых «Территории»), связанных между собой игровой экономической схемой.
1. Цели проекта:
* Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя
* Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность
* Создание и поддержка новых образовательных инициатив
2. Задачи проекта
* Создание единого информационного педагогического ресурса
* Организация практической деятельности учителей в сети.
* Развитие и реализация творческих способностей участников проектов
* Создание инновационного образовательного пространства.
* Создание сетевого сообщества творческих учителей
* Разработка и реализация механизма мотивации учителей к образовательной сетевой деятельности
* Создание пространства психологической комфортности учителя.
ПроШколу.ру http://www.proshkolu.ru/
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру - все школы России На базе портала, свои виртуальные страницы создали более 50 000 школ, из разных городов России, а так же Украины, Казахстана, Молдовы и Белоруссии. «Создавая портал «ПроШколу.ру», его авторы не ставили своей целью предложить интернет аудитории ещё одну социальную сеть, у портала иные задачи, и в первую очередь это новые возможности .
Педагогам портал дает возможность создавать профессиональные сообщества, для общения и обмена опытом с коллегами из других учебных заведений, и по новому взаимодействовать с учениками и их родителями. Для учащихся – это возможность общения и обмена знаниями. Для родителей это возможность общения с педагогами и участия в жизни школы, где учится их ребёнок. И это лишь небольшая часть того, что может предложить портал «ПроШколу.ру». В стране идет становление информационного общества, а школа неотъемлемая и очень важная его часть».
Для учителей истории и обществознания был создан специальный сайт для сотрудничества http://istorik.ucoz.com/
На каждом из представленных сообществ, вы сможете не только разместить свои материалы, но и получить отзывы о своей разработке, скачать готовую разработку или получить сертификат о публикации.
Адреса сайтов сетевого взаимодействия учителей истории
1. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com
2. http://2berega.spb.ru/club/historians
3. http://school.historians.ru/
4. http://www.openclass.ru/communities/1294
5. http://ikt-history.ucoz.net/publ/81-1-0-16
6. http://wikikurgan.orbitel.ru/index.php/
7. http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/
8. http://metodkop.blogspot.com/2011/09/blog-post_07.html
9. http://klio-istoriki.blogspot.com/2011/02/blog-post_25.html
10. http://rusedu.net/
11. http://www.apkpro.ru/content/view/1519/1/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.