(Слайд 1) Практическая работа школьного психолога по обучению подростков преодолению кризисных ситуаций.
Марченко И. С.
педагог – психолог КГУ «Школа – лицей № 2
отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области
(Слайд 2) Проблема обучения подростков преодолению кризисных ситуаций является одной из актуальных для школьной психологической службы. (Слайд 3) Известно, что противоречия между естественными процессами взросления детей и отсутствием у них реальных навыков и умений "встраивания" в социальную жизнь порождают в среде подростков межличностные конфликты, поиск "легких путей" (в т.ч. и ассоциальных) вхождения во взрослую жизнь. Практика показывает, что подростки, не имея опыта решения возникающих проблем, как правило, не могут самостоятельно выйти из той или иной сложной ситуации. Более того, у них, зачастую, не сформированы важные жизненные компетенции, помогающие в решении проблем. В силу этого, подростки, оказываются в наибольшей мере восприимчивы к деструктивным внешним влияниям.
Данная проблема и необходимость ее изучения и решения, обусловлена, с одной стороны, резким увеличением числа кризисных ситуаций в жизни подростков, а с другой стороны, - недостатком практических методик и программ целенаправленной психологической профилактики отклоняющегося поведения подростков.
(Слайд 4) Новизна представляемого опыта заключается в том, что на основе изучения специфики подросткового возраста разработана программа социально - психологического тренинга как средства развития психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям. (Слайд 5) Предложенная нами тренинговая программа по развитию психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям, разработана в контексте школьной программы «Ближе друг к другу» и Дорожной карты по профилактике АДП при консультативной поддержке практического психолога высшей категории, Отличника здравоохранения РК, Регионального координатора управления здравоохранением акимата по Костанайской области Ислямовой Г. А. и к. м. н Василенко И. В.
Данная программа отражает специфику работы школьного психолога в такой актуальной области как кризисная психология.
Практическая значимость данного опыта заключается в том, что предлагаемая нами программа может положительно сказаться на развитии школьного института медиации и стать одним из инструментов предупреждения школьных конфликтов. Содержание программы основано на концепции психологической устойчивости личности (Е. М. Бабосов, О. С. Газман, М. В. Богуславский, В.В. Андреев), идеях гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс , В Франкл и др.).
(Слайд 6) Разработке и успешной апробации данной программы способствовало обучение на курсах, тренингах, семинарах, посвященных проблеме профилактики аутоагрессивного поведения несовершеннолетних (апрель, 2019г, август, 2020 г, февраль, 2021 г. и др.). Личное участие в курсовых тренингах позволило отобрать качественный практический материал, формирующий ключевые компетенции подростков: управленческие, личностные, коммуникативные и социальные.
Разработанная нами программа предназначена для работы с подростками 13 — 15 лет. Программа апробировалась на протяжении 3 лет (с сентября 2019 г. по май 2022 г.).
Вначале это были практические пропедевтические занятия с учащимися 5 - 7 классов в рамках факультативных курсов «Толерантность» и «Познай себя». (Слайд 7) На занятиях апробировались различные педагогические и психологические подходы и методы (наблюдение, психологический эксперимент, беседа - диалог, анкетирование, проектная деятельность). Практика показала, что наиболее эффективным инструментом преобразования подростковой среды явился тренинг, который, в отличие от других форм психологического воздействия, дает возможность личностного роста и работы над собой. Отрабатывалась структура тренинга и тщательно отбиралось содержание. Важным было, чтобы в основе тренинговых мероприятий актуальными были гуманистические ценности: цели и смысл жизни, гармоничное поведение при взаимодействии с другими людьми, конструктивный характер принятых решений и т.д.
Опыт реализации программы показал, что посредством социально - психологического тренинга у подростков формируются такие личностные качества как, стрессоустойчивость, волевая мобилизация, эмоциональная стабильность. Развиваются и осваиваются навыки психологической устойчивости к кризисным ситуациям, формируется готовность подростка к достижению компромисса в решении межличностных конфликтов.
Данные мониторинга за 3 года подтверждают эти выводы.
Анализ результатов исследования психологической устойчивости, уровня тревожности, жизнестойкости подростков представлен в таблицах 1,2,3. (Слайд 8) Таблица 1
Распределение подростков по уровню психологической устойчивости
Уровень психологической устойчивости |
Кол-во (%) подростков |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|
Высокий |
20 чел. 40% |
28 чел. 56% |
29 чел. 58% |
Средний |
8 чел. 16% |
10 чел. 20% |
16 чел. 32% |
Низкий |
22чел. 44% |
12чел. 24% |
5 чел. 10% |
(Слайд 9) Таблица 2.
Показатели уровня тревожности подростков
Уровень тревожности |
Кол-во (%) подростков |
|||
2019 |
2020 |
2021 |
|
|
Высокий |
(12 чел.) 24% |
(7 чел.) 14% |
(5 чел.) 10 % |
|
Средний |
(28 чел.) 56% |
( 32 чел.) 64% |
( 33 чел.) 66 % |
|
Низкий |
(10 чел.) 20% |
(11 чел.) 22 % |
( 12 чел.) 24 % |
|
(Слайд 10) Таблица 3
Результаты сравнительной диагностики жизнестойкости
Уровневый показатель жизнестойкости |
Кол-во (%) подростков |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|
Высокий |
6 чел. 12% |
15 чел. 30% |
28 чел. 56% |
Средний |
33 чел. 66% |
26 чел. 52% |
18 чел. 36% |
Низкий |
11 чел. 22% |
9 чел. 18% |
4 чел. 8% |
(Слайд 11) Важным эффектом реализации программы стало появление в школьной среде подростков — волонтеров, готовых оказывать поддержку своим сверстникам в затруднительных ситуациях по принципу «равный — равному». Данные ребята принимают участие в работе школьной службы примирения. (Слайд 12) Группа подростков прошла курс обучения в школе медиации и народной дипломатии. Ребята инициировали исследования в подростковой среде, которые в последствие стали основой научных проектов. (Слайд 13) Ярким примером такой работы стало исследование Белоусовой Валерии, ученицы 9 класса “Проблема преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте”, занявшей 2-ое место на городском этапе Республиканского конкурса научных проектов, Валерия так же стала участницей «IX Международной олимпиады по психологии», где также была удостоена диплома 2 степени.
(Слайд 14) Итогом практической реализации программы стал «Сборник цикла лекций и тренингов для родителей психологические особенности детей в подростковом возрасте или откуда берутся комплексы» получивший регистрационный номер в республиканской книжной палате ISBN 978-601-336-224-3 (Май, 2018 г.), (Слайд 15) а также серия коучтренингов для педагогов. (Слайд 16)
(Слайд 17) Идея опыта обучения подростков преодолению кризисных ситуаций обсуждалась нами на Международной НПК «Непрерывность педагогического образования – залог успешности современных педагогов» (Алтынсаринские чтения) ISBN 978-601-356-122-6, проходившей в феврале 2022 г на базе НАО им А. Байтурсынова,
Международной НПК «Защита прав детей: сотрудничество полиции в гражданском обществе». Костанайская академия МВД РК им. Ш. Кабылбаева, май, 2022 г., круглых столах, семинарах, организуемых кафедрой педагогики и психологии НАО «Костанайский региональный университет имени А. Байтурсынова» педагогический институт им. У. Султангазина.
Проведена серия мастер - классов и практических семинаров для педагогов области на базе АО НЦПК Орлеу, Академического центра Start, также участвовали в Международном практическом on-line семинаре «Профилактика аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся организаций образования» (2020 г).
(Слайд 18) В профессии педагога – психолога я уже более 20 лет и твердо убеждена в том, что основой работы каждого педагога – психолога должны стать обучение детей жизненным навыкам и профилактике деструктивного поведения. Тренинговая программа по развитию психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям является тому лучшим подтверждением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.