Статья "Предметный мир Анны Ахматовой"
Оценка 4.9

Статья "Предметный мир Анны Ахматовой"

Оценка 4.9
docx
русская литература +1
10 кл—11 кл +1
11.12.2021
Статья "Предметный мир Анны Ахматовой"
В статье рассматривается предметный мир в творчестве Анны Ахматовой. В настоящее время тема данного исследования часто рассматривается литературоведами и языковедами, но остаётся много вопросов и загадок, связанных с вещным миром Ахматовой, которые предстоит решить. Цель исследования – изучение предметного мира в творчестве Анны Ахматовой на примере деталей, вещей, предметов, встречающихся в её стихотворениях. Методы исследования – анализ стихотворений, определение роли в них предметов. В результате исследования приходим к выводу, что, во-первых, предметный мир в поэтических текстах Анны Ахматовой помогает понять чувства, состояние героини, во-вторых, он является памятью, хранит в себе воспоминания о прожитых годах.
Каркина Ю. СТАТЬЯ Предметный мир Анны Ахматовой.docx

УДК 821.161.1

Ю.В. Каркина
Глазовский государственный педагогический институт

г.Глазов

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР АННЫ АХМАТОВОЙ

Аннотация: В статье рассматривается предметный мир в творчестве Анны Ахматовой. В настоящее время тема данного исследования часто рассматривается литературоведами и языковедами, но остаётся много вопросов и загадок, связанных с вещным миром Ахматовой, которые предстоит решить.  Определяется содержание понятия «предметный мир в литературе». Цель исследования – изучение предметного мира в творчестве Анны Ахматовой на примере деталей, вещей, предметов, встречающихся в её стихотворениях. Методы исследования – анализ стихотворений, определение роли в них предметов. Для рассмотрения берутся известные произведения поэтессы, в которых мы встречаем вещный мир.  В результате исследования приходим к выводу, что, во-первых, предметный мир в поэтических текстах Анны Ахматовой помогает понять чувства, состояние героини, во-вторых, он является памятью, хранит в себе воспоминания о прожитых годах.

Ключевые слова: предметный мир, деталь, лирическая героиня, предмет, образ.

Y.V.Karkina

Glazov state pedagogical institute

Glazov

THE SUBJECT WORLD OF ANNA AKHMATOVA

Annotation: The article examines the objective world in the work of Anna Akhmatova. Currently, the topic of this study is often considered by literary scholars and linguists, but there are still many questions and mysteries related to the physical world of Akhmatova that remain to be solved. The content of the concept "the objective world in literature" is determined. The purpose of the study is to study the objective world in the work of Anna Akhmatova using the example of details, things, objects found in her poems. Research methods - analysis of poems, determination of the role of objects in them. For consideration, the famous works of the poetess are taken, in which we meet the material world. As a result of the study, we come to the conclusion that, firstly, the objective world in Anna Akhmatova's poetic texts helps to understand the feelings, the state of the heroine, and secondly, it is a memory, keeps in itself memories of past years.

Keywords: objective world, detail, lyrical heroine, object, image.

«Ее душа открыта жадно Лишь мерной музыке стиха» писал об Анне Ахматовой Н. Гумилев. Действительно, лишь в стихотворениях она была полностью честна и откровенна, лишь на листах бумаги изливала всю душу, изображала свою жизнь, непростую, полную боли и потерь. На себе ей пришлось испытать ужасы революции, войны, сталинских репрессий и смерть близких людей. Это не могло не отразиться в поэтических текстах Ахматовой.

Для поэзии Анны Ахматовой характерен глубокий психологизм. Она тонко изображает внутренний мир человека, в особенности женщины. Все изображаемое Ахматова наделяет душой. Н. Гумилев в «Письме о русской поэзии» (1914) отметил: «Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает». В стихотворениях Ахматова показывает свои чувства через детали, вещи, а не объясняет их. Так она добивается глубокого описания, убедительности. Каждый предмет, деталь становятся разгадкой к пониманию ее поэзии. Вещи являются отражением душевного состояния лирической героини.

Обращаясь к теории, напомню, что предметный мир в литературе – это реалии, отображённые в произведении, расположенные в художественном пространстве и существующие в художественном времени [4]. Именно об этих реалиях в поэзии Ахматовой пойдёт речь далее.

Предметный мир Ахматовой обширен, разнообразен и индивидуален. Внимательный читатель вспомнит такие детали её поэзии, как «перчатка», «дверь», «рука», «свеча», «клён». Вещи в поэтическом мире погружают нас в воспоминание, возвращают в пережитые ранее события.

Начнём рассмотрение предметного мира Ахматовой со стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»: «…Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней,…И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу». Существительные природного мира «лопухи», «рябина», «кот» создают атмосферу уюта, спокойствия, царящего в душе героини. Образ двери для лирической героини – предмет, отделяющий её от внешнего мира. Героиня не желает пускать в свою размеренную жизнь посторонних, менять спокойствие на привычные будни.

Отмечу важность предметного мира в «Песне последней встречи». «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! … Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем». Первая деталь, на которую обращает внимание читатель – перчатка. Это существительное помогает понять чувства героини. Она, совершая обыденный жест – надевание перчатки – путается, забывает, где правая и где левая рука. Эта ошибка свидетельствует о её взволнованном, потрясённом состоянии, о смятении души. Следующий предмет – три ступени, кажущиеся героине длинной лестницей. Лирическая героиня настолько оторвана от реального мира, что воспринимает окружающее иначе. Обратим внимание на существительное «свечи», горящие «равнодушно-жёлтым огнём». В сердце героини ещё горит огонь любви, но теперь он равнодушно сжигает оставшиеся чувства.

Предметный мир стихотворения «Молюсь оконному лучу…» интересен тем, что включает в себя бытовые детали, совсем, казалось бы, непоэтические, на первый взгляд. «Молюсь оконному лучу Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть». Ахматова обращает внимание буквально на всё, что её окружает. Лирическая героиня даже в состоянии, когда болит душа, разрывается сердце, замечает позеленевший рукомойник, на котором играет луч. Но этот луч на рукомойнике становится единственным утешением для неё. Сама поэтесса уже в старости подчёркивала, что стихи «растут из сора», а предметом поэтического воодушевления может стать даже пятно плесени на сырой стене, и лопухи, и сырой забор. Главное в ее творчестве - реалистичность, способность видеть поэзию в обычной жизни.

Рассмотрим заключительные строфы стихотворения «Какая есть. Желаю вам другую…»: «Седой венец достался мне недаром, И щёки, опалённые пожаром, Уже людей пугают смуглотой.. И ты придёшь под чёрной епанчою, С зеленоватой страшною свечою.. Чья там рука под белою перчаткой..». «Седой венец», «щёки», смуглые, опаленные огнём – так видит себя лирическая героиня, перенёсшая множество тревог, горя, находясь в вечном ожидании ареста. Даже для описания образа смерти Ахматова подбирает детали: «чёрная епанча», «зеленовато страшная свеча», «белая перчатка». Эти существительные помогают понять состояние лирической героини: она осознаёт, что кончина близка, но образ смерти страшит её.

Предметный мир берёт на себя не только функцию описания чувств героини, но и функцию запоминания. Каждый предмет напоминает автору об определённом времени, событии: «Эти липы, верно, не забыли Нашей встречи», «А город помнит о судьбе своей», «Где статуи помнят меня молодой», «Где свидетель всего на свете… Смотрит в комнату старый клён». Благодаря вещам время оживает в воспоминаниях поэтессы.

В стихотворении «Городу Пушкина» происходит встреча с городом, «что разлуки тяжелее». В этом городе почти не осталось предметов, которые хранили бы события прошлой жизни. Однако эти предметы прошлого исчезли лишь в одушевленных реалиях, они продолжают жить в памяти героини, в экзистенциальном времени. Воспоминания помогают восстановить всё, как было: «Здесь был фонтан, высокие аллеи, Громада парка древнего вдали… И первый поцелуй…» Бег времени казался Ахматовой бедствием, которое не знает предела. А предметы природного или рукотворного мира задерживают этот бег.

Даже обращение к Богу в стихотворении «Исповедь» поэт передает при помощи деталей вещного мира: «Умолк простивший мне грехи. Лиловый сумрак гасит свечи, И темная епитрахиль Накрыла голову и плечи… Прикосновение сквозь ткань Руки, рассеянно крестящей». Вновь мы встречаем существительное «свечи» образ которых напоминает героине церковь. «Епитрахиль», накрывшая голову, - воспоминание об исповеди, о покаянии. После окончания исповеди священник накрывает голову покаявшегося епитрахилью. «Ткань» - единственное, что отделяет её в тот миг от прикосновения Господа, прикосновение рук к ткани остаётся в памяти героини.

Каждая вещь получает новое значение и наполнение в поэтическом тексте. Так, в стихотворении «Дверь полуоткрыта...» уже в первой строчке мы встречаем деталь, которая передаёт напряжение героини. «Дверь» лишь приоткрыта, словно за ней что-то спрятано от чужих глаз, нечто дорогое для лирической героини. Далее видим на столе две забытые вещи: «На столе забыты Хлыстик и перчатка». Хлыстик и перчатку на столе оставил её возлюбленный, и именно на эти вещи она обращает внимание, они дороги ее сердцу, они – память о любимом.

Предметный мир становится непременным атрибутом стихотворений А.А.Ахматовой. Поэт не объясняет состояние лирической героини, не называет его прямо. Ахматова показывает свои волнения, переживания через вещи, детали. Предметный мир также дарит возможность вспомнить то, что было, что уже никогда не повторится. Предметы словно прячут душу от тяжелого взгляда, который может ранить своей прямотой. Каждая деталь поэзии Ахматовой пропитана душой и памятью. Предметный мир прячет в себе загадки, но в то же время даёт множество ответов, которые помогают понять поэтические тексты Анны Ахматовой.

Список литературы

1.     Вещизм в творчестве А.А. Ахматовой: [Электронный ресурс] // LitHelper/ URL: https://www.lit-helper.com/p_Veshizm_v_tvorchestve_A__A__Ahmatovoi (Дата обращения: 14.11.2021)

2.     Иванова, И.С. Экзистенциальное время в поэзии А. Ахматовой // Русская речь. – 2006. - №4. – С. 25-29

3.     Ландина А.С. Вещный мир в раннем творчестве А. Ахматовой (на примере сборника «Четки»): // Филологический аспект. 2016. №9. URL: https://scipress.ru/philology/articles/veshhnyj-mir-v-rannem-tvorchestve-a-akhmatovoj-na-primere-sbornika-chetki.html (Дата обращения: 14.11.2021)

4.     Предметный мир произведения: [Электронный ресурс] // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс. URL: https://myfilology.ru//137/predmetnyi-mir-proizvedeniia/ (Дата обращения: 13.11.2021)

5.     Шумарина, М.Р. «Нечто вполне ахматовское»: язык и стиль Ахматовой в зеркале поэтической рефлексии // Русский язык в школе. – 2019. - №3. – С. 52-56


 

6.     Скачано с www.znanio.ru

УДК 821.161.1 Ю.В. Каркина

УДК 821.161.1 Ю.В. Каркина

The purpose of the study is to study the objective world in the work of

The purpose of the study is to study the objective world in the work of

Вещи в поэтическом мире погружают нас в воспоминание, возвращают в пережитые ранее события

Вещи в поэтическом мире погружают нас в воспоминание, возвращают в пережитые ранее события

Лирическая героиня даже в состоянии, когда болит душа, разрывается сердце, замечает позеленевший рукомойник, на котором играет луч

Лирическая героиня даже в состоянии, когда болит душа, разрывается сердце, замечает позеленевший рукомойник, на котором играет луч

Бег времени казался Ахматовой бедствием, которое не знает предела

Бег времени казался Ахматовой бедствием, которое не знает предела

Вещизм в творчестве А.А. Ахматовой: [Электронный ресурс] //

Вещизм в творчестве А.А. Ахматовой: [Электронный ресурс] //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021