Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».
Оценка 4.8

Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
13.02.2021
Как прекрасна земля, и на ней человек! По роману Б.Васильева                                         «Не стреляйте в белых лебедей».
Цели урока: образовательные: показать предчувствие писателя, предвидевшего экологическую катастрофу, пагубность потребительского отношения человека к природе, обучить ведению дискуссии, развитию умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу, развитие критического мышления. развивающие: развивать навыки целостного анализа художественного произведения; умение самостоятельно мыслить, рассуждать, аргументировать свою позицию; развивать коммуникативную культуру, навыки публичного выступления; познавательный интерес к предмету через лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции различными средствами и способами
конспект8клас сочинАи.docx

             МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                         «КАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  

        

        

        

План-конспект

открытого урока по русскому языку в 8 классе

Дата:17.02.2020г

Тема урока:

 

«Сочинение – описание картины.»

        

          

        

 

                                                            Подготовил учитель русского языка и литературы,

                                                         высшей  категории  Ахмедова Индира Магарамовна.

                                                                     

 

Директор МКОУ «Калинская средняя общеобразовательная  школа»

Зухрабов Кафлан Шахнавазович 

                                                         2020г                                                               

                                                    

                                                                                                            

Дата 17.02.2020г

Конспект открытого урока по русскому языку. 8 класс-18 учащихся

Тема: Сочинение – описание картины.

Форма проведения: урок развития речи.

Технология: урок – мастерская.

Учитель: Ахмедова .И.М.

Цели урока:

Образовательные: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях учащихся;

Воспитательные: воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;

Развивающие: развивать умение формировать и выделять существенные признаки и свойства, развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование:

репродукции картин художников пейзажистов на тему «Осень»;

слайд-презентация с репродукциями картин;

музыкальный альбом Антонио Вивальди «Времена года»,

музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»,

проектор.

Сценарий урока:

I. Организационный момент, формулировка целей и задач.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

 

1. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

 

-Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.(слайд 1)

 

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. (слайд 2-4) Сегодня у нас урок развития речи.

 

-Давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и поприветствуем наших гостей. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению описанию по картине Василия Поленова «Золотая осень»

слайд 5-6)

II. Знакомство с новым материалом.- Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников и поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень.

 

- Сейчас я предлагаю вам порелаксировать. Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте мелодии. Знаете ли вы, кто автор этих аккордов? ( П. И.Чайковский) (слайд 7-8)

 

- Что вы знаете про Чайковского? Шопена? (выступление докладчиков)

 

- Каких еще известных композиторов вы знаете? ( Вивальди)

1.Проверка домашнего задания.

Я просила вас подготовиться, повторить или выучить стихотворение про осень. ( выступление 2-3 учащихся).( слайд 9)

Сегодня мы будем учиться писать сочинение описание. А как вы знаете, красивое сочинение начинается с эпиграфа. Какие строки из прослушанных стихотворений можно использовать в роли эпиграфов?

2. Первое восприятие .

 

В изобразительном искусстве пейзаж – воспроизведение естественной или преображенной человеком природы. В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы “героем” произведения. Задача художника-пейзажиста – изображение природы в ее бесконечном разнообразии.

- Что называется пейзажем? / изображение природы/ Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес,поле,горы,роща, города и др.).

Жанр изобразительного искусства, воспроизводящий естественную или изменённую человеком природу, называется пейзажем. Пейзажем называют также произведение этого жанра. (слайд 10)

 

В зависимости от характера, пейзажного мотива можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, марину (от итал. таппа — морской). Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и др.

3. Выбор рассказчика. Повторение стилей речи.

Поиграем в ролевую игру. Представьте себя в роли репортера, экскурсовода картинной галереи или в роли знаменитых художников – авторов картин. Но, когда будете писать свое сочинение, вы должны помнить про стили речи и придерживаться своей роли. Назовите стили речи, какие вы знаете и где они употребляются. (ответы детей) (слайд 11-12)

 

- Что значит написать сочинение-описание по картине? /необходимо понять замысел художника; подумать, как художник воплотил свой замысел в картине; передать своё отношение/ (сайд 13)

- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/

 

- Кого из русских художников – пейзажистов вы знаете?

 

Айвазовский Иван Константинович

Бенуа  Александр Николаевич

 

Василий Поленов

Куинджи Архип Иванович

Левитан Исаак Ильич

Рерих Николай Константинович

Шишкин Иван Иванович

Юон  Константин Фёдорович

4. Выступление подготовленного учащегося о жизни и творчестве художника (слайд 14)

5. Беседа по картине. (слайд 15)

– Внимательно рассмотрите репродукцию картины В. Поленова «Золотая осень». Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете?

 

-Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?

--Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.

-Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего дня. Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует солнечный свет, он заполняет почти все полотно.

 

– Не зная, как называется картина, какой бы вариант названия вы предложили? Докажите, что картина “Золотая осень” относится к лирической пейзажной живописи.

– Как любое произведение искусства живопись имеет свой сюжет, свое композиционное построение. Давайте детально рассмотрим репродукцию картины В. Поленова “Золотая осень” и проследим сюжет и композицию этого полотна. Рассмотрите все подробности, при помощи которых создается художественный образ. (Ребята предлагают свои сюжетные линии.)

 

-Теперь обратите внимание на примерную схему написания сочинения описания по картине.

6.Примерная схема сочинения по картине (слайд 16) 1. Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества). 2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее). (слайд 17) 3. Описание картины: а) сюжет картины (о чем повествует картина);

б) что изображено на переднем плане;

в) что изображено на заднем плане картины;

г) описать основных героев картины (если они есть);

д) детали картины;

е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их); 4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?). 5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины. 6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).

 

На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).

 

7.Синонимические ряды для сочинения-описания картины: (слайд 18) художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра); создает, пишет, изображает, воспроизводит; картина, полотно, репродукция, холст…

 

8.Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины:  зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др. (слайд 19)

 

9.Обсуждение путей анализа картины.

 

- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

 

- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

 

- А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

 

 - Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

 

10. Разговор о цветовом оформлении картины.

 

- Какие краски использовал  художник? Запишите  в тетради. - Почему художник использовал именно эти краски?

 

- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?

- Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый  тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

 

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

 

- Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

 

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

 

- Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Прочитайте их вслух. (ответы учащихся)

 

13.Подготовка к сочинению-описанию картины Василия Поленова “Золотая осень”

 

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

 

(Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение).

 

-Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

 

- Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

 

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

 

Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым. (слайд 20)

 

Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

 

Василий Поленов – певец красоты русской природы.

 

Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

 

Основная часть. Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины. (слайд 21)

 

Картина В. Поленова “Золотая осень”.

Общий план картины.

Деревья на картине .

Осенняя река.

Лазурь небес.

Задний план картины.

Заключение. Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым. (слайд 22)

 

Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства

Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

14. Устное описание картины

(Моделирование текста, устранение речевых и грамматических ошибок).

15. Заключительное слово учителя

- Природа живет в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья самого художника. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Василий Поленов, используя золотистые, желто-красные цвета осенней природы, голубизну реки и дальнего неба, яркость, сочность красок, горизонтальную композицию всего изображения, подчеркивает радостное настроение солнечного дня осени, красоту родной природы.

 

16.Домашнее задание: отредактировать и написать сочинение по картине Василия Поленова “Золотая осень”. (слайд 23-24)

17. Рефлексия.

- Чему вы сегодня научились?

- Какое открытие вы сегодня сделали?

- Какое у вас настроение?

- Понравилось ли работать группой?

- Кто из товарищей удивил? Чем?

- Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 2013.

2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. -

 М.: Просвещение. 1983

3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. - № 6.

Интернет-ресурсы:

 

 Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. -http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527

 шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Дата 17.02.2020г Конспект открытого урока по русскому языку

Дата 17.02.2020г Конспект открытого урока по русскому языку

Сейчас я предлагаю вам порелаксировать

Сейчас я предлагаю вам порелаксировать

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/ -

Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?/сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры/ -

Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?)

Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?)

Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро? -

Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро? -

Картина В. Поленова “Золотая осень”

Картина В. Поленова “Золотая осень”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021