Статья "Преемственность содержания и различие форм деятельности на уроке иностранного языка и внеучебных занятиях"
Оценка 5

Статья "Преемственность содержания и различие форм деятельности на уроке иностранного языка и внеучебных занятиях"

Оценка 5
docx
04.12.2022
Статья "Преемственность содержания и различие форм деятельности на уроке иностранного языка и внеучебных занятиях"
Преемственность содержания и различие форм деятельности.docx

Преемственность содержания и различие форм деятельности на уроке иностранного языка и внеучебных занятиях

Являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, внеклассная работа преследует те же коммуникативные, общеобразовательные, развивающие и воспитательные цели. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их коммуникативной компетенции, способности участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, расширению их социокультурного кругозора и общеобразовательного уровня, эстетическому и нравственному воспитанию.

Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединённых общими целями. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам школьного коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Одним из актуальных вопросов является связь внеклассной (внеурочной) и урочной работы по иностранному языку.

Достижение практических, образовательных и воспитательных целей обучения иностранному языку возможно лишь при условии максимальной интенсификации речевой деятельности учащихся на иностранном языке. И этому должны быть подчинены различные организационные формы работы: уроки, факультативные занятия, внеклассная работа.

В этой связи, целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

стимулирование интереса учащихся к изучению предмета «иностранный язык»;

всестороннее развитие личности учащегося, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа по иностранному языку решает следующие задачи:

совершенствование знаний, привычек и умений, приобретённых на уроках иностранного языка;

помощь учащимся в формировании его мировоззрения;

развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов учащихся;

воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которого изучается, расширение знаний в области страноведения.

Осознавая необходимость органической связи урочной и внеурочной работы по иностранному языку, учителя нередко затрудняются в определении тех основных направлений, по которым должна и может проявляться эта связь.

На основе анализа методической литературы по данному вопросу (И.Д. Гальскова 1994, А.А. Гришкина 1999, Л.З. Якушина 1975) определили следующие направления связи урочной и внеурочной работы по иностранному языку:

1. Связь по целям: коммуникативной, воспитательной и общеобразовательной. Эта связь отражена в программе по иностранным языкам.

. Связь по содержанию. Содержание обеих форм работы по иностранному языку составляют: речевые умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся согласно программе; языковой материал, необходимый для формирования речевых умений и навыков; тематика для устной речи и чтения.

. Связь по приёмам работы: игровые - на начальном этапе обучения во время внеурочной и урочной работы; игровые поисковые - на среднем этапе; поисковые - на продвинутом этапе. Уровень самостоятельной деятельности учащихся от этапа к этапу возрастает.

. Связь по организационным формам работы: индивидуальная - на уроке, в индивидуальной внеклассной работе; групповая - на уроке, в кружках; коллективная - на, в кружках, при проведении массовых мероприятий.

Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.

Можно выделить  следующие отличия внеклассной работы от учебной:

. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определёнными целями.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы - она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т.д. Во-вторых, в отсутствии строгого учёта знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчётных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т.д. При этом зачастую учителя выражают письменную оценку деятельности школьников через благодарственные записи в дневнике или отметкой в журнале, либо тем и другим вместе.

. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений .

В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих их интересам, склонностям, речевому опыту в иностранном языке. В связи с тем, что внеклассная работа по иностранному языку имеет свои особенности, необходимо соблюдать ряд требований, определённых в методической литературе, к её организации, содержанию и формам проведения в современной школе.

Методические требования к коммуникативно-ориентированной внеклассной работе по иностранному языку сводятся к следующему:

. Органическая связь урочной и внеурочной работы. Эта связь должна проявляться в двух направлениях: внеклассная работа опирается на работу в классе; работа на уроке, практические, воспитательные и общеобразовательные цели урока находят свою дальнейшую реализацию в различных формах внеклассной работы. Эти обе формы имеют единое содержание. Во внеклассной работе учащиеся пользуются умениями и навыками, сформированными на уроке, причём эти навыки во внеклассной работе закрепляются, совершенствуются, применяются в иных обстоятельствах. В самой возможности практического применения учащимися приобретённых умений и навыков заложен один из важных путей повышения мотивации при изучении иностранного языка.

Наиболее полно это требование реализуется при соблюдении ряда условий:

) Тематика учебного материала и последовательность его изучения должны обеспечить использование этого материала не только на уроках, но и во внеклассной работе. При этом задача учителя состоит в том, чтобы по-разному комбинировать учебный материал применительно к новым условиям. Новые учебно-методические комплексы дают возможность учителю планировать урочную работу в тесном единстве с внеурочной в пределах тематики, предусмотренной программой.

Языковой минимум, объём которого определён программой, практические умения и навыки, формируемые во время учебных занятий, являются достаточной базой для организации внеклассной работы.

) Вторым условием реализации требования о единстве урочной и внеурочной работы является наличие интересного для учащихся в познавательном отношении материала, высокая информативность его содержания

Практика организации внеклассной работы по английскому языку показывает, что обучаемые с неизменным интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни народа страны изучаемого языка, увлечениям сверстников.

Эффективность внеклассной работы зависит не только от содержания, но и от форм её проведения. Поэтому важно, чтобы учащиеся принимали активное участие в определении тематики и форм проведения работы, в подборе необходимого материала, в оформлении соответствующей наглядности. Разнообразие форм и приёмов проведения внеклассной работы, учёт возрастных и индивидуальных особенностей являются важным условием повышения интереса учащихся как к участию во внеклассной работе, так и к изучению иностранного языка.

. Обязательность в выполнении учащимися добровольно взятых на себя внеклассных поручений при проведении различных видов работы (кружки, конкурсы, конференции, выпуск стенгазет и др.). Соблюдение этого требования направлено на воспитание у учащихся таких черт характера, как ответственность, обязательность, дисциплинированность, организованность.

. Целенаправленность и регулярность внеклассных занятий в соответствии с особенностями видов внеурочной работы. Так, занятия кружков рекомендуется проводить раз в неделю, тематические вечера, конференции - раз в полугодие.

. Массовый охват учащихся разными видами внеклассной работы. Это требование является важным средством усиления положительного воздействия внеклассной работы на учащихся с целью повышения и углубления интереса к изучению иностранного языка.

. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеклассной работы по иностранному языку - исходные положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора внеклассной работы.

Можно выдвинуть следующие принципы, являющиеся исходными положениями в обучении учащихся коммуникативной компетенции средствами внеклассной работы:

. Принцип связи обучения с жизненными обстоятельствами, условиями.

Реализация данного принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности школьника. Основные условия реализации этого принципа следующие:

систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями жизни нашей страны и за рубежом;

широкое использование краеведческого, страноведческого материала;

встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности;

включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия;

использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школы;

привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой.

. Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях страноведческого, драматического кружка, при проведении олимпиады. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень. Значимым является организация обучения иноязычному общению в сотрудничестве, в группах.

. Принцип учёта уровня языковой подготовки учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование их интереса к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем - конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни учащихся. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

. Принцип учёта возрастных особенностей учащихся.

Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности в сотрудничестве должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.

. Принцип осуществления межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку .

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по иностранному языку должна проводиться не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков, клубов, знатоков страны изучаемого языка обогащает внеклассную работу по иностранному языку, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

Организация вышеназванных методических требований и принципов обучения позволит обеспечить целенаправленную, научно-обоснованную ориентацию внеклассной работы, имеющей целью развитие личности учащегося, способной вступать в иноязычное речевое взаимодействие на уровне, приближенном к уровню носителей языка.



В методической литературе различают индивидуальные, массовые и групповые формы внеклассной работы по иностранному языку. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата учащихся.

Кружковая форма работы по иностранному языку в отличие от массовых, характеризуется постоянным составом её участником, наличием плана работы и проведением всей работы в определённой системе. Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности учителя, совершенствования его методического мастерства.

Кружковые занятия по своему содержанию и структуре ближе к уроку иностранного языка, нежели все остальные виды внеклассной работы по предмету, но не дублируют его. Очень часто они выполняют роль промежуточного звена между уроком и различными формами внеклассной работы. В выборе структуры занятий и их содержания учитывается, что учащиеся пришли на них после напряжённого трудового дня и им необходим отдых, переключение на новые виды деятельности.

В зависимости от основного их назначения различают следующие виды кружков: 1) кружки по совершенствованию практического владения языком; 2) кружки страноведческого и краеведческого характера; 3) кружки занимательные.

Независимо от основного назначения кружка, к их организации предъявляются общие требования:

Актуальность тематики.

Связь с учебной тематикой.

. Доступность языкового материала, положенного в основу занятия, аутентичность учебных материалов.

. Соответствие тематики возрасту учащихся, их интересам и склонностям.

. Познавательная ценность учебных материалов, их страноведческая направленность.

Занятия рекомендуется проводить в соответствии с планом, к составлению которого можно привлекать и учащихся.

Название кружка должно отражать основное направление работы и заинтересовать учащихся. Направление работы кружка определяется с учётом склонностей и пожеланий учащихся, их языковой подготовки и возрастных особенностей. Так, для учащихся 7-8 классов наиболее интересными являются кружки, в которых иноязычное речевое взаимодействие осуществляется в ролево-игровой и проектной деятельности.

Выделяются несколько вариантов проведения занятий. Один из них допускает объединение учащихся всех возрастов, увлекающихся различными видами деятельности: чтением, говорением, инсценированием и драматизацией, прослушиванием и разучиванием песен на изучаемом языке, подготовкой наглядных пособий, оформлением стендов, стенгазет, постановкой номеров художественной самодеятельности. К участию на занятиях этого кружка желательно привлекать наиболее подготовленных в языковом отношении учеников. С их помощью учитель осуществляет руководство микрогруппами, входящими в состав кружка.

Другим вариантом проведения занятий кружка является объединение учащихся с более или менее однородной языковой подготовкой для достижения единой цели - совершенствования умений и навыков устной речи или чтения в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников. На занятиях этого кружка имеется возможность планировать общие для всех коллективные формы работы в виде проектов. Распространённые кружки данного типа: English poetry, English speaking countries,We speak English, House and Housing .

Структура занятий и содержание работы кружка определяются исходя из его целевых установок, особенностей контингента учащихся с учётом возможностей школы, личности и уровня педагогического мастерства учителя.

В зависимости от этапа изучения иностранного языка изменяется соотношение видов деятельности на занятиях кружка. Так, в 7-9-х классах учащиеся предпочитают различные виды деятельности, в ходе которых они знакомятся со страной изучаемого языка, участвуют в речевом общении, приближённом к реальным условиям их жизни. Процесс овладения иностранным языком на занятиях кружка должен формировать познавательные интересы учащихся, способствовать духовному становлению личности.

Наряду с кружковой работой, организация внеклассных мероприятий по английскому языку в форме клубов по интересам, также представляется весьма значимой для усиления страноведческо-познавательной направленности в обучении учащихся иноязычному речевому общению.

Клубная работа имеет много общего с кружковой. Её отличие состоит в том, что она как бы интегрирует все виды кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную систему внеклассной и внешкольной работы, являясь координирующим её центром .

Несомненным достоинством клубов по интересам является формирование личности учащегося в условиях, которые способствуют развитию и удовлетворению его любознательности, проявлению всех его задатков и способностей. Добровольность участия, неформальность общения, самостоятельность в решении организационных вопросов, разнообразие видов деятельности, отличной от той, которой учащиеся занимаются на уроке, делают клубы привлекательной и полезной внеурочной формой работы.

Организационную работу, как правило, начинают с создания материальной базы клуба на основе выявленных интересов школьников. Её составляющими могут быть: набор аудиоматериалов, книги, фотоматериалы и репродукции, кино и диафильмы, компьютерные обучающие программы. На начальном этапе работы необходимо позаботиться о создании ритуалов и традиций клуба, оформлении помещения, в котором проводятся встречи его членов, в плане работы клуба должны органически сочетаться формы и методы развлекательного характера, снимающие напряжение после учебного дня, с формами и методами, требующими серьёзной и вдумчивой самостоятельной работы .

Деятельность членов клуба находится в тесной связи со всей системой учебно-воспитательной работы в школе. Они организуют встречи и заседания с приглашением всех желающих, проводят общешкольные вечера, конференции на иностранном языке, оформляют тематические выставки, стенды, альбомы. В качестве примера одним из направлений в деятельности клубов по интересам может быть подготовка заседаний в форме телетурниров знатоков «Что? Где? Когда?». Стремление с помощью эрудированных знатоков расширить свой кругозор, использовать иностранный язык как средство общения, и повысить общий культурный уровень, яркое эстетическое оформление встреч знатоков, занимательность поставленных проблем привлекают широкий контингент школьников к участию в открытых заседаниях клуба. Отсутствие строгой программной регламентации в работе клуба увеличивает возможности установления межпредметных связей использования учебных материалов страноведческого содержания, способствующих систематизации и углублению знаний, умений и навыков учащихся по литературе, истории, географии, изобразительному искусству, музыке.

На английском языке в школе могут быть созданы: «Клуб знатоков страны изучаемого языка», «Клуб любителей литературы страны изучаемого языка», «Клуб знатоков изобразительного искусства страны изучаемого языка».

Организация подобных клубов даёт возможность расширить круг учащихся, вовлечённых во внеклассную работу по иностранному языку. Среди них те, кто проявляет интерес к зарубежной литературе и искусству, различным аспектам жизни и деятельности народа страны изучаемого языка. В работе клубов английский язык выполняет свою естественную функцию - он служит средством общения, средством получения новой, интересной информации. В связи с этим процесс овладения языком приобретает для учащихся личностный смысл. Потребность в речевом общении развивается во время встреч членов клуба одновременно с потребностью в обмене мнениями и впечатлениями на иностранном языке.

Обучение учащихся коммуникативной компетенции, приобщение их к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, может успешно решаться в процессе изучения иностранного языка в массовых формах внеклассной работы.

Как свидетельствуют наши наблюдения за учебным процессом, наиболее доступной и популярной формой внеклассной работы по иностранному языку в школе являются утренники и вечера. Данная форма работы осуществляется на основе соблюдения принципа сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности учащихся. В их подготовке и проведении могут участвовать школьники с разным уровнем владения иностранным языком, выполняя роли сценаристов, режиссёров, артистов, гримёров, декораторов, костюмеров, художников и т.д. При этом их художественная деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью общения на иностранном языке.

Наиболее интересными видами массовых форм внеклассной работы по иностранным языкам для школьников являются тематические вечера и утренники.

Для реализации практической цели необходимо в процессе утренника (вечера) активизировать знания, навыки и умения, полученные учащимися на уроках иностранного языка.

С образовательной целью полезно при проведении утренника (вечера) расширять кругозор школьников, давая им информацию о традициях, праздниках, достопримечательностях, прогрессивных политических деятелях, писателях, поэтах, художниках стран изучаемого.

Реализация воспитательной цели при подготовке и проведении внеклассной работы заключается в развитии у школьников чувств интернационализма и патриотизма, в создании возможностей для проявления их индивидуальных художественных способностей.

Названные цели определяют основные методические требования к утренникам и вечерам:

Стимулировать интерес к предмету и данному виду работы. Тематику вечера, утренника целесообразно связать со странами изучаемого языка.

Их содержание должно базироваться на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроке, чтобы давать им возможность применять свои знания, навыки и умения. Для этого необходимо:

активизировать уже усвоенный школьниками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных, лексических, грамматических игр, загадок и т.д.;

создавать естественную дополнительную практику для аудирования на иностранном языке во время прослушивания кратких сообщений на иностранном языке и номеров художественной самодеятельности;

давать учащимся возможность получать удовлетворение от подготовки, полученной на уроках, а не заставлять их выучивать всё новое или быть на утреннике (вечере).

давать дополнительную информацию, доступную по языковому уровню и содержанию, т.е. дарить радость познания нового.

быть предельно массовой по участию школьников в подготовке и проведении мероприятия. Для этого целесообразно, чтобы номера программы готовились как минимум 2/3 состава всех учащихся тех классов, на которых ориентирована данная форма работы.

вводить школьников в атмосферу иноязычного общения. Поэтому текстовое оформление, приветствие, приглашения, команды и музыкально-песенное сопровождение должны осуществляться на иностранном языке.

вносить элемент праздничности, радости. Целесообразно проводить все внеклассные мероприятия в зале или специально оформленном помещении.

- воспитывать чувство интернационализма, т.е. интерес и уважение к истории, литературе, искусству стран изучаемого языка и на сравнении с реалиями других стран укреплять чувство патриотизма, любви к своей родине.

развивать художественно-эстетические навыки, т.е. навыки художественного чтения, сценического исполнения стихов и пьес, хорового и сольного пения [Хотинская 1984:85].

Массовые формы внеклассных мероприятий с целью формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции осуществлялись нами в ходе педагогической практики по плану-программе, включающей следующие постоянные компоненты:

. Вступление ведущего.

. Сообщения по теме.

. Викторина (по прослушанному и по данной теме вообще).

. Художественная часть (концерт самодеятельности на изучаемом иностранном языке).

. Конкурсы на иностранном языке.

. Подвижные игры страны изучаемого языка.

. Танцы под музыку композиторов страны изучаемого языка

В практике организации массовых форм внеклассной работы по иностранному языку значительный интерес представляют конференции, целью которых являются создание реальных условий для осуществления учащимися иноязычного взаимодействия, вступления их в диалог культур.

Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В процессе её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематике.

Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Жёсткие рамки урока и чётко определённое содержание учебных дисциплин не всегда позволяют учащимся познать всё богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями.

В этом случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностный аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников .

Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной в познавательном плане, доступной для большинства учащихся.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора, что связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), он и с развитием речи учащихся; её правильности, выразительности, естественности, правильной интонации, научности и чёткости.

Из вышеизложенного следует, что массовые формы внеклассной работы по иностранным языкам, обеспечивая гуманизацию образования, способствуют приобщению учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, повышению их интереса к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков в условиях речевого общения, приближённых к реальным.



Изучение иностранного языка в условиях средней общеобразовательной школы призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. В этой связи, целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую, речевую, учебно-познавательную и социокультурную.

Для создания благоприятных условий, ориентирующих учащихся на участие в иноязычном речевом общении на межкультурном уровне, необходимо использовать также организационные формы обучения, которые будут стимулировать их деятельность в рассматриваемом плане и способствовать усилению их учебной мотивации. Речь идёт о мотивах, связанных с познавательными интересами учащихся, их потребностью в овладении новыми знаниями в области страноведения, лингвострановедения в процессе изучения иностранного языка.

Именно внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обладает значительными возможностями для усиления его страноведческо-познавательной направленности и повышения интереса школьников к осуществлению межкультурного общения на иностранном языке.

Более того иноязычная познавательная направленность внеклассной работы предоставляет учащимся дополнительную возможность (наряду с классной работой) использовать иностранный язык не только как средство общения, но и как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка в соотнесённости с культурой своей страны.

Формы внеклассной работы по иностранному языку многообразны, среди которых можно выделить групповые и массовые. Значимость данных форм внеклассной работы можно усилить за счёт ещё более последовательной и целенаправленной реализации познавательного, лингвострановедческого и страноведческого компонентов, которые способны сделать обучение иноязычной коммуникативной компетенции учащихся более информативным и содержательным.

В этой связи, эффективность и результативность обучения иноязычному общению учащихся средствами внеклассной работы по иностранному языку во многом зависят от соблюдения следующих условий:

страноведческо-познавательной направленности содержания всех форм внеклассной работы;

создания положительного эмоционального фона в ходе проведения внеклассных мероприятий;

учёта коммуникативного, личностно-ориентированного и социокультурного подходов в формировании коммуникативной компетенции у школьников во внеклассной работе по иностранному языку;

эстетической выразительности, занимательность и новизна содержания обучения иноязычному общению, организационных форм и методов работы;

широкого применения новых информационных технологий и проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.

В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что темы утренников и вечеров целесообразно увязывать с программными темами. Это удобно по ряду причин. Во-первых, подготовку к таким утренникам и вечерам можно проводить частично на уроках, давая в виде домашних и классных заданий некоторый дополнительный материал по теме, циклам пройденных тем, песни, стихи, тематические сценки или диалоги. Оформление также может быть выполнено к завершающему уроку по теме в виде конкурсных заданий по рядам или классам (тематические стенды, газеты, ребусы и т.д.). Его можно использовать затем на утреннике или на вечере. Во-вторых, пройденная тема, как уже говорилось, создаёт базу для аудирования и составления программы утренника и вечера, что даёт возможность учащимся воспринимать иноязычный материал без особых трудностей.

Всё больше проникают на уроки активные формы работы в виде конференций, проектной методики, песен, стихов, театрализации. Учащиеся на более компетентном уровне используют страноведческие и лингвострановедческие знания и умения в осуществлении иноязычного речевого взаимодействия в социокультурной сфере общения.


 

Преемственность содержания и различие форм деятельности на уроке иностранного языка и внеучебных занятиях

Преемственность содержания и различие форм деятельности на уроке иностранного языка и внеучебных занятиях

Связь по приёмам работы: игровые - на начальном этапе обучения во время внеурочной и урочной работы; игровые поисковые - на среднем этапе; поисковые - на…

Связь по приёмам работы: игровые - на начальном этапе обучения во время внеурочной и урочной работы; игровые поисковые - на среднем этапе; поисковые - на…

Тематика учебного материала и последовательность его изучения должны обеспечить использование этого материала не только на уроках, но и во внеклассной работе

Тематика учебного материала и последовательность его изучения должны обеспечить использование этого материала не только на уроках, но и во внеклассной работе

Принцип коммуникативной активности учащихся

Принцип коммуникативной активности учащихся

Принцип осуществления межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку

Принцип осуществления межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку

Выделяются несколько вариантов проведения занятий

Выделяются несколько вариантов проведения занятий

Отсутствие строгой программной регламентации в работе клуба увеличивает возможности установления межпредметных связей использования учебных материалов страноведческого содержания, способствующих систематизации и углублению знаний, умений и навыков…

Отсутствие строгой программной регламентации в работе клуба увеличивает возможности установления межпредметных связей использования учебных материалов страноведческого содержания, способствующих систематизации и углублению знаний, умений и навыков…

Для этого целесообразно, чтобы номера программы готовились как минимум 2/3 состава всех учащихся тех классов, на которых ориентирована данная форма работы

Для этого целесообразно, чтобы номера программы готовились как минимум 2/3 состава всех учащихся тех классов, на которых ориентирована данная форма работы

Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме

Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме

В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что темы утренников и вечеров целесообразно увязывать с программными темами

В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что темы утренников и вечеров целесообразно увязывать с программными темами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022