ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПО СЛУХУ.
Моисеева Раиса Ивановна, учитель-сурдопедагог,
Коврова Ирина Геннадьевна, учитель-дефектолог,
Дутова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов,
Томская область, город Томск, Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»,
e-mail:0203tnd@sibmail.com
Аннотация: В статье описывается опыт преемственности дошкольногообразования и начальной ступени школьногообразования в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Ключевые слова:преемственность, нарушения слуха, педагогический опыт, глухие дети, ребенок с ОВЗ, дошкольное отделение,начальная ступеньобучения.
Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
В школу – интернат для детей с нарушениями слуха города Томск поступают дети с различной степенью тугоухости и глухоты. Дети приезжают из разных уголков Томской области по направлению ЦПМПК.
При школе – интернате работает дошкольное отделение, где получают коррекционную помощь дети от 3-х до 7-ми лет.
О преемственности дoшкольногообразования и начальной ступени школьногообразования много говорят в последнее время. Обсуждается отсутствие единых прoграмм воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д.
Преемственность в нашей школе между дошкольной и начальной ступенью обучения предусматриваетпередачу детей в школу с уровнем знаний, умений, навыков, которые будут основой для дальнейшего всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ.
Эффективность образования- это преемственность и непрерывность в обучении, которое предполагаетпринятие единой системы целей и содержания образования детей с ОВЗ на протяжении обучения:от детского сада доокончания начальной школы. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к обучению в основной школе.
Основная цельнепрерывногообразования детей дошкольного и начального возраста: здоровьесберегающие, физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Совместная работа по АООП (Адаптированной основной образовательной программе) дошкольной и начальной ступени обученияпредполагает достижение следующих приоритетных целей:
на дошкольной ступени:
- укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие егообщих психологических и умственных способностей,
- развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на этапеобучения в школе,
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком,
- формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка,
-создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка;
на ступени начальной школы:
- познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка,
- освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром,
- сформированность готовности к обучению в основной школе,
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
Цели каждого возрастного этапа образования формулируются с учётом возрастных особенностейи содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности ребенка с ОВЗ по слуху:
· ·речевое развитие
· физическоеразвитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.
Наш опыт совместной работыдошкольной и начальной ступени обучения позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьногообучения.
К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а к специальной - способность детей к усвоению предметов курса начальной школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных навыков счета, чтения, письма, коммуникативногообщения (устная речь, жесты, мимика).
Успешность обучения в нашей школе зависит и от уровня владения детьми слуховым и слухозрительным восприятием, умением вслушиваться в обращенную речь, понимать языковую информацию, выполнять инструкции.
Специальная коррекционная подготовка дошкольника к школе предполагает овладение дактильной азбукой (для формирования основ чтения),печатанием слов (для развития письменной речи), построением фразы (для формирования устной речи), элементарными математическими представлениями (для формирования математических способностей), моторно – двигательными координациями (для физического развития), игровой деятельностью (для осмысления окружающей действительности).
Дошкольники проявляют свои возможности в разных видах деятельности: изо, труд, музыка, адаптивная физкультура. Очень важным элементом в коррекционном направлении работы с дошкольниками с нарушениями слуха является занятия по фонетической ритмике, где формируются речевые возможности детей через произношение и двигательные функции.
Разнообразные виды деятельности в работе с дошкольниками делают возможным планирование и контроль, осознание и обобщение способов решения самых разных задач, что является важнейшими предпосылками к учебной деятельности. В период пребывания детей на дошкольной ступени обучения ведется психолого– педагогическое сопровождение, графическая динамика по готовности ребенка к школьному обучению.Ведутся специальные дневники педагогических наблюдений, которые в дальнейшем доводятся до сведения учителей первых классов, в конце учебного года.
Взаимодействие дошкольногоотделения и начального звена школы определено самой необходимостью, т.к. дети находятся в одном учреждении и осуществляется в полном объеме с созданием соответствующих условий для воспитания и обучения детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Дошкольное образование призванообеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирования базовой культуры его личности, базиса личностной культуры. Это позволит ему успешноовладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.
Педагогам, работающим по программе преемственности следует проявить особое внимание к детям с нарушениями слуха, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа "настоящего школьника" всецело будут зависеть от того, как взрослые помогут ему в этом. Средством такой помощи должна стать вся последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.
Обеспечение преемственности, создающей благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья.
Литература
1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. - М., 2000.-С. 3-25.
2. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.