Статья "Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления."
Оценка 5

Статья "Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления."

Оценка 5
docx
20.06.2022
Статья "Причины неуспеваемости по математике  и пути их преодоления."
мой.docx

Причины неуспеваемости по математике

и пути их преодоления.

 

        Пути решения проблем, стоящих перед школой, отражены в концепции общего среднего образования. В ней особое внимание придаётся содержанию, формам и методам обучения в средней общеобразовательной школе. Она содержит требования не только к качеству знаний, но и к способам их усвоения. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот же материал по- разному, что приводит к неодинаковым успехам. Одна из актуальных проблем современной школы – преодоление школьной неуспеваемости, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

         Неуспеваемость, которая обычно возникает на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка.  Ученик, не овладев основными умственными операциями и навыками, не справляется со значительно возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадает из процесса обучения.     Математика относится к числу тех предметов, которые сложны большинству обучающихся для усвоения. Основная проблема – это несоответствие особенностей личности каждого ребенка и структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования.  Бывают затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья обстановкой в семье.  Познавательная потребность на фоне школьных неудач, постоянного неуспеха, очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая испытывающим трудности в обучении детям успешно осваивать учебный материал.  Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, в основе которой лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. .Задача  учителя состоит  в том, чтобы убедить обучающихся  в их способности  овладения  предметом математики. В работе с учащимися, испытывающими трудности в изучении математики необходимо построить весь процесс обучения так, чтобы путь к достижению оптимальных результатов был только один: от успеха к успеху.Предъявляемые программой по математике требования рассчитаны на «средних»  учащихся, которые в состоянии усвоить учебный материал. К моменту перехода в среднее звено учащиеся должны уметь самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, устанавливать простые закономерности. Но уже с первого года обучения начинается расслоение классного коллектива на два слоя:  кто легко и с интересом усваивает программный материал по математике, и кому изучение математики не поддается. ухудшение здоровья подрастающего поколения. Можно выделить  причины слабой успеваемости ученика по математике:

1)      ученик испытывает затруднения в изучении математики в силу своих индивидуальных возможностей и особенностей (плохая память, особенности мышления и восприятия и так далее);

2)      отсутствие мотивации к учению, так же нежеланием преодолевать трудности, отсутствием интереса к математике;

3)      значительные пробелы в знаниях, не позволяющие ему изучать предмет полноценно, ученик чувствует себя на уроках некомфортно.

4)      отсутствие должного контроля со стороны родителей;

5)      уровень подготовленности учащихся в начальной школе;

6)      проблема «улицы»;

7)      прогулы.

Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такими детьми.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

- создавать проблемные ситуации;

- активизировать самостоятельное мышление;

- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

- выстраивать позитивные отношения с группой;

- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

1)Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету (При необходимости, способствовать организации помощи психолога, проводить индивидуальные консультации).

2) Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению (Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее напоминание приема и способа выполнения задания.

Проведение дифференцированных дополнительных занятий. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учеников наибольшие затруднения.

Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучении темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, навыков школьниками, выявлять причины отставания.)

 3)Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

 4)Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его (Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Включать в содержание работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах).

5)Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.(При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются дифференцированные задания. Проводится подробный инструктаж выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы.    Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учеников о порядке выполнения работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками):

    6)Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления (При опросе слабоуспевающим детям даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски. При опросе создаются специальные ситуации успеха. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.)

.Можно сделать следующие выводы:

·       Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

·       Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

·       Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Примеры дифференцированных заданий на уроках и в домашних заданиях:

·        

·        

 

Список литературы:

1.А.П.Ершова, В.В. Голобородько «Алгебра и геометрия 8 класс» Москва ИЛЕКСА 2013г

2.Из опыта работы методического объединения учителей математики С.Петербург 2007

3.Тесты по геометрии 8 класс(тестовые задания разных уровней сложности) Издательство «Экзамен» Москва 2010

 


 

Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления

Причины неуспеваемости по математике и пути их преодоления

Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такими детьми

Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такими детьми

Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету

· ·

· ·

Список литературы: 1.А.П.Ершова,

Список литературы: 1.А.П.Ершова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2022