Приемы и методы,
активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках в старших классах
(о проблемах преподавания литературы и русского языка)
У большинства современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. И главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. Особенно остро стоит эта проблема в старших классах .
В связи с тем, что современный школьник читает очень мало, произведения, предлагаемые школьной программой, учащимися старших классов не прочитываются, у учителя возникают трудности в работе литературным произведением.
Анализируя состояние чтения учащихся, я вижу, как резко уменьшается с каждым годом количество детей, которые читают, знают сюжет произведений, могут передать содержание. Если еще десять лет назад из 25 учащихся читали произведения по программе в среднем 10 человек, то 5 лет назад количество учащихся, знающих произведение, уменьшилось до 3 -4 человек, причем это не связано с объемом произведения: «Гроза» Островского и «Война и мир» Толстого не прочитаны с одинаковым успехом, более 40% детей сейчас вообще не читают книг.
I. Причины снижения интереса к чтению
1. Главная причина снижения интереса к чтению заключается в изменении акцентов преподавания литературы. В 90-е годы активно стала внедряться прикладная система преподавания. Дети стали учить только то, что им может пригодиться в жизни
2. С началом развала СССР цены на книги выросли многократно, жизненный уровень большинства людей снизился настолько, что из скромного бюджета невозможно было выделить на приобретение книги хоть какие-то средства.
3. К тому же сам ребенок не возьмет в руки книгу, — ему нужна помощь родителей. Ребенок не читает, но если родителя обратят внимание на себя, то вряд ли основная масса вспомнит, когда в последний раз читали книгу? А ведь ребенок бессознательно берет пример во всем, в частности видит, как родители сами относятся к книге.
4. Новые информационные технологии все глубже поникают в нашу жизнь. Дети и подростки наиболее подвержены их влиянию. Увеличение числа телевизионных каналов, развитие кабельного телевидения и новых возможностей, которые представляют видеотехника и компьютеры, приводит к тому, что «экранная культура» все сильнее влияет на чтение детей и подростков. Современная молодежь хочет получать информацию визуально, легким и увлекательным способом.
5. Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, и влияние времени. В обществе уже нет культа книги, нет всеобщей заразительности, когда одна потрепанная книжка переходила из рук в руки, и не прочитавший ее был бы не понят. Нет дефицита книг — а что доступно и не запретно, то неинтересно.
6. Часто не любят читать дети, которые поздно научились это делать (около 8 лет). Был упущен так называемый «сензитивный период» (периоды развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствительным к определенного рода влияниям окружающей среды, периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики), как следствие — большие технические трудности в овладении словом. А что плохо дается, то и не любится.
7. Многим детям прививают отвращение к книге в школе. И дело не только и не столько в учителе, сколько в программах: например, украинская программа 10 класса предполагала изучение 19 авторов и их произведений, 4 часа на общие темы, кроме этого нужно было провести обязательно 10 уроков развития речи и хотя бы 2 урока выделить на литературу родного края. А уроков по уровню стандарта всего за учебный год- 70 по 2 часа в неделю. Путем простейших математических действий мы приходим к неутешительному выводу о том, что на изучение жизни и творчества писателя отводится 2 часа: на Островского -2, на Гончарова с его романом «Обломов»-2 и на Толстого и «Войну и мир» тоже – 2, поэтому и приходилось ограничиваться поверхностным анализом произведений, не показывая их связи с жизнью, поощряя неосмысленное чтение, чтение краткого содержания, просмотр киноверсии.
8. Кроме того, наш век — информационный. Что это значит? Ушли на второй план чувства, отношения, главное — это информированность. Поэтому так привлекают детективы: никогда не знаешь, чем там все закончится. А что классика? Размышления, отступления, что будет в конце — и так ясно…
9. Так же поведет себя ребенок и в жизни: главное — поступки, а мысли, чувства, отношения — на заднем плане.
10. Более того, информации (стимулов) нас окружает слишком много. ТВ, компьютер, музыкальные центры, реклама звуковая и визуальная и пр. сопровождают нас всегда и везде. Осталось очень мало возможностей побыть в тишине, не наблюдать ярких плакатов на стенах, не слышать и не видеть назойливой рекламы. В результате психические ресурсы истощаются, не хватает сил на дополнительные душевные усилия для чтения.
Активное чтение постоянно теряет свою популярность, что негативно отражается на абстрактном мышлении подростков, их способности понимать прочитанное и размышлять над его смыслом.
Вот и приходится в своей работе использовать так называемые «краткие содержания», « краткие пересказы». Психологи уже давно доказали, что степень продуктивности обучения зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности ученика.
II. Активизация процесса обучения.
За основу своей работы я взяла методы активного обучения, которые основаны на принципах активизации учебно – познавательной деятельности учащихся.
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно связана еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
· отстаивать свое мнение;
· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
· ставить вопросы своим товарищам и учителям;
· рецензировать ответы товарищей;
· оценивать ответы и письменные работы товарищей;
· заниматься обучением отстающих;
· объяснять более слабым учащимся непонятные места;
· самостоятельно выбирать посильное задание;
· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
· решать познавательные задачи путем комплексного применения
известных им способов решения.
Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Вот поэтому за основу своей работы я взяла методы активного обучения, которые основаны на принципах активизации учебно– познавательной деятельности учащихся.
Активизировать познавательную деятельность учащихся необходимо на любом этапе урока, особенно учитывая сегодняшнее «нечитание» произведений и низкий уровень мотивации учебной деятельности.
На этапе сообщения учащимся учебной информации я применяю следующие методы активного обучения:
1. лекция-беседа или диалог с аудиторией,
2. лекция с применением техники обратной связи,
3. лекция с разбором микроситуаций,
4. лекция с применением «мозговой атаки»
Участие учеников в лекции-беседе пытаюсь обеспечить различными приемами, например, это вопросы к классу, т.е. озадачивание. Учащиеся, продумывая ответ на поставленный вопрос, самостоятельно приходят к тем выводам и обобщениям, которые им нужно сообщить в качестве новых знаний. Например, при изучении повести Бальзака «Гобсек» при характеристике Гобсека целесообразно задать вопрос: «С какой целью Гобсек посещает своих клиентов?» Здесь же нужно зачитать 2-3 отрывка, описывающих это явление. Анализируя данные сцены учащиеся сами придут к выводу, что Гобсек – это не только ростовщик, но и по своей натуре философ, умный человек, хорошо разбирающийся в психологии, знающий характеры людей и умеющий анализировать их поведение .
Прием лекция с разбором микроситуаций возможен при изучении литературных произведений, когда анализируется какое-либо действие или поступок героя. Вопрос для класса при изучении «Божественной комедии» Данте: «Почему Данте представлял Ад как воронку, а души людей размещал по разным кругам?»
В ходе беседы часто использую построение опорных схем или конспектов, для чего дома заготавливаю на формате А-4 части большой схемы, в ходе беседы вывешиваю на доску эти маленькие таблички с именами героев. Расставляя соответствующие стрелки, дописывая опорные слова, учащиеся составляют схему-аппликацию «Система действующих лиц в романе,
( повести, рассказе)» или «Композиция произведения». Таким образом, перед учащимися появляется наглядное образное пособие, и учитывая то, что дети практически не читают, можно надеяться, что хотя бы образная память сохранит данные примеры, потому что схема – это четкость. Образность, логичность и ничего лишнего. К тому же в схеме часто используются краткие высказывания героев, афоризмы.
Так при изучении пьесы Островского « Бесприданница» возможно построение опоры по теме «Горячее сердце» в пьесах Островского, при изучении «Грозы» эта схема несколько изменится, а на заключительном этапе можно объединить эти схемы-опоры и вывод уже получится сам по себе.
Для того чтобы работать с такими схемами, учащиеся должны хотя бы знать краткое содержание произведения.
Для того чтобы составить схему требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно- познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может сводиться только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее
Чем активнее процесс обучения, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и,
Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.