Статья "Применение технологии Смешанного обучения в практике ОО"
Оценка 5

Статья "Применение технологии Смешанного обучения в практике ОО"

Оценка 5
docx
26.01.2020
Статья "Применение технологии Смешанного обучения в практике ОО"
НПБезмен_статья.docx

Н.П.Безмен, учитель математики МБОУ «Иланская

средняя общеобразовательная школа №41», г.Иланский

 

Реализация  технологии смешанного обучения

для формирования новых образовательных результатов.

 

Современное образование сегодня невозможно представить без использования информационных технологий. Сейчас происходит быстрая смена устоявшихся традиций в образовании и  для успешного функционирования необходимо создавать новые условия, так как просто передавать  знания ученику и проверять их уже недостаточно.

Задачи современной школы усложнились: необходимо учить ребенка учиться, самостоятельно ставить перед собой вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Из пассивного поглотителя знаний школьник превращается в их активного добытчика, первооткрывателя и мыслителя. Все большее количество людей стремится получить образование с минимальными временными потерями, поскольку темп жизни оставляет все меньше времени для традиционного очного обучения. Следовательно, назрела необходимость поиска и использования инновационных технологий с учетом персонализации обучения. Возможность организации образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в ст. 15 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014): «При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» [4]. В ст. 16, п.1 указано: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4].

Для педагогов МБОУ «Иланская СОШ №41» эффективным оказалось использование в практической деятельности технологии смешанного обучения. Среди основных её преимуществ можно назвать следующие:

•каждый обучающийся получает возможность освоить нужные знания и умения в удобном формате;

•планирование и понимание того, какую потребность обучение должно удовлетворить и какие результаты принести;

•обеспечение эффективных инструментов управления обучением;

•снижение временных и финансовых затрат на обучение, не теряя при этом преимуществ традиционного подхода;

•технологии и преподавание обогащают и взаимно дополняют друг друга;

•активное социальное взаимодействие обучающихся и между собой, и с педагогами;

•доступность учителя практически постоянно;

•обучение возможно независимо от времени и места;

•разнообразие дидактических подходов;

•улучшение качества обучения (в том числе за счет использования более эффективных средств обучения);

•индивидуальный контроль за обучением;

•естественное освоение учащимися современных средств организации работы, коммуникаций;

•приоритет самостоятельной деятельности обучаемого;

•организация индивидуальной поддержки учебной деятельности каждого обучаемого;

•использование организации групповой учебной деятельности;

•гибкость образовательной траектории;

•интеграция онлайнового и оффлайнового учебно-методического контента многократного использования.

Как мы видим, реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям ФГОС, а значит, его можно и нужно применять на практике.

Смешанный подход дает ученику возможность быть более ответственным за результат обучения, что создает ситуации обучения, которые могут быть более значимыми на индивидуальном уровне. Так как учащийся приобретает знания через личные усилия, то демонстрирует их применение выше уровня механического запоминания.

При построении урока или занятия с помощью технологии смешанного обучения на первый план выходят свободная самостоятельная деятельность учащихся, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний». Те знания, которые есть у ученика, не являются пересказом учебника или повторением за учителем, они являются его собственными, он их пережил и обдумал, и только после этого принял.

Использование даже отдельных элементов смешанного обучения в учебном процессе постепенно приводит к изменению роли учителя. Учитель совместно с учащимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории, как на уроке, так и вне его; организует разные виды деятельности с использованием информационно-образовательных ресурсов, в том числе сети Интернет; координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях высокотехнологичной информационно­ образовательной среды школы. При этом учитель одновременно является и организатором деятельности ученика в реальном режиме, и сетевым педагогом.

Введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить ряд задач: 1)для обучаемых:

•расширение образовательных возможностей обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;

•персонализация образовательного процесса: обучаемый самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности;

•максимальная объективизация процедуры и результатов оценивания;

•стимулирование формирования субъектной позиции обучающегося: повышение самостоятельности, социальной активности, мотивации познавательной деятельности;

•получение индивидуальных консультаций учителя для преодоления трудностей при освоении учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях;

2)для педагогов:

•повышение квалификации педагогических кадров;

•приобретение квалификационных компетенций, направленных на реализацию ФГОС;

•повышение эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов;

•использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;

•возможность организовывать качественную работу с высокомотивированными учениками;

•трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, что способствует конструированию обучающимся собственных знаний;

3) для организации учебного процесса:

•возможность экономии средств за счёт повышения уровня эффективности педагогической деятельности;

•интенсификация учебной деятельности с целью экономии времени для реализации иных образовательных и культурных потребностей.

             До 2017 года интерактивный образовательный контент в нашей школе разрабатывался на платформе Smart Notebook, затем был осуществлен переход на систему управления обучением Moodle, Google+. Активно начали использовать ресурс инновационных образовательных площадок ЯКласс, Учи.ру. Первые шаги уже сделаны в области преподавания математики и английского языка в начальной школе, математики в среднем звене в моделях «Перевернутый класс» и «Смена рабочих зон».

              С технической точки обязательным условием реализации смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные или мобильные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учащихся. Следует обратить внимание, что смешанное обучение не требует обязательного наличия устройства у каждого ученика в один и тот же момент времени, хотя в смешанном обучении широко применяются модель «1:1» (один ученик – одно устройство), а также модель BYOD («принеси своё устройство).

               Электронный компонент смешанного курса предлагает оптимальные условия для реализации индивидуального потенциала школьников. Задания, размещенные на платформе Moodle, Google+, могут обладать большой степенью вариативности и, таким образом, соответствовать индивидуальным талантам и способностям обучающихся. Они могут отличаться по степени сложности, по уровню их коммуникативных навыков, а также зависеть от способностей обучаемых к запоминанию. Такая вариативность помогает вовлекать слабых учеников в совместную работу и в тоже время предъявлять более высокие требования к сильным школьникам. Киберпространство особенно привлекательно для застенчивых обучающихся, которые на традиционном занятии не проявляют активности и стараются спрятаться за спины одноклассников. Электронное обучение помогает преодолеть данный барьер, такие ученики чувствуют себя более уверенными перед монитором компьютера дома и активно включаются в работу. Обучение в виртуальной среде способствует развитию учебной автономии школьников. Они становятся более активными, демонстрируют интерес к предмету и методам обучения, учатся критически оценивать свои навыки и умения, участвуя в групповых дискуссиях. Учебная автономия обеспечивает переход к индивидуализации обучения, характеризующейся высоким уровнем мотивации.

Конечно же, учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в образовательном процессе. В современных условиях меняются роли учителя. Наряду с традиционной ролью включается функция учитель-тьютор, который  осуществляет педагогическое сопровождение ученика.

Смешанное обучение предоставляет  широкие возможности обучающимся и учителю, но чтобы ими воспользоваться, нужно соблюдать ряд условий:

1.      Качественный отбор учебного материала, к примеру,  для эффективной реализации   модели «Перевернутый класс» необходимо правильно отбирать учебный материал, чтобы рационально использовать время урока. Можно использовать уже известные коллекции, но многие  предпочитают самостоятельно готовить все учебные материалы.

2.      Доверие к ученику о самостоятельном просмотре учебного видео с одной стороны и контроля со стороны учителя с другой стороны. В этом случае, если нет возможности дистанционно отследить,  кто из учащихся смотрел видео и сколько времени он на это потратил, то можно сопроводить учебное видео заданием в виде теста или самостоятельно составить вопросы к нему, составить конспект, кроссворд, ребус, заметку.

3.      Начинать урок с проверки домашнего задания, методы которой зависят от творческого подхода учителя, создавая такие условия для учащихся в результате которых, он приходит к выводу, что пока не усвоил одну часть заданий, он не может двигаться дальше. Если расположить задания в порядке повышения сложности, то каждый обучающийся выполнит столько заданий, сколько ему по силам.

4.      Переворот надо выполнять медленно, иначе можно легко наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки, необходимо, чтобы учащиеся могли понять принцип данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям.

5.      Особую заботу учителя представляет и мониторинг достижений учащихся. В данном случае, очевидно, что необходимо брать на вооружение и традиционный, и инновационный инструментарий оценки, используя как критериальный, так и формирующий подход к оцениванию предметных, метапредметных и личностных результатов.

6.      Для организации совместной работы школьников и педагогов используются средства коллективной работы Web 2.0, такие как социальные сети, генерируемый пользователями контент, чаты, блоги.

7.      Внедрение смешанной формы обучения связано с необходимостью внесения изменений в нормативную базу.  Необходима подготовка документации, включающей: главные цели обучения; иерархию необходимых результатов обучения; описание всех использованных методов обучения; сроки, которые отводятся на каждый компонент смешанного обучения; средства поддержки обучения; требования к бюджету и кадровому обеспечению.

Таким образом, для смешанного обучения характерно сохранение общих традиционных принципов построения учебного процесса с включением элементов интернет-обучения. Соотношение этих двух форм обучения определяется готовностью образовательного учреждения к подобному построению учебного процесса, а также желанием и техническими возможностями обучающихся. Технологии трансформируют образование, и их влияние постоянно растет.

При правильном и полноценном применении смешанное обучение работает на формирование ценных качеств личности, которые также известны как навыки XXI века:

способность к комплексному решению проблем, учёту всех аспектов решаемой задачи;

критическое мышление, способность выбора достоверных источников данных и отбора информации, которая действительно необходима для решения проблемы;

•креативность, способность творчески переосмыслить имеющуюся информацию, синтезировать новые идеи и решения;

 командная работа, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, искать единомышленников и создавать команды;

умение и стремление учиться на протяжении всей жизни;

умение принимать решения и нести за них ответственность.

Смешанное обучение является перспективной системой обучения, которая совмещает преимущества традиционного и интерактивного обучения. На наш взгляд, развитие смешанной формы обучения может стать одним из ключевых направлений модернизации всей образовательной сферы.

 

Литература

1.      Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.

2.      Орешкина А.К. Теоретические основы развития образовательного пространства системы непрерывного образования в контексте его социальных измерений // Инновационные образовательные технологии. – 2014. – №2(38). – С.4–7.

3.      Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended-learning) и ее использование в преподавании иностранных языков // Известия вузов. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №1(2). С. 141-144.

4.      Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // СПС Гарант.


 

Скачано с www.znanio.ru

Н.П.Безмен, учитель математики

Н.П.Безмен, учитель математики

Как мы видим, реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям

Как мы видим, реализация смешанного обучения полностью соответствует требованиям

До 2017 года интерактивный образовательный контент в нашей школе разрабатывался на платформе

До 2017 года интерактивный образовательный контент в нашей школе разрабатывался на платформе

Начинать урок с проверки домашнего задания, методы которой зависят от творческого подхода учителя, создавая такие условия для учащихся в результате которых, он приходит к выводу,…

Начинать урок с проверки домашнего задания, методы которой зависят от творческого подхода учителя, создавая такие условия для учащихся в результате которых, он приходит к выводу,…

Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended-learning) и ее использование в преподавании иностранных языков //

Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended-learning) и ее использование в преподавании иностранных языков //

Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended-learning) и ее использование в преподавании иностранных языков //

Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended-learning) и ее использование в преподавании иностранных языков //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020