Самоанализ
группы «Золотая рыбка» по теме:
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры, традициям, культурным ценностям на основе духовно-нравственного воспитания».
Давая старт Году семьи, Президент Российской Федерации В. В. Путин сказал, что главное предназначение семьи – это рождение детей, продолжение рода, а значит продолжение нашего народа, нашей многовековой истории. В семье укоренены наша культура, идентичность, национальный характер. Семья учит, воспитывает, передает традиции, знания.
Под нравственным, патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке духовно - нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Дошкольный период - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического развития ребёнка поэтому приобщать детей к истокам русской национальной культуры, традициям, семейным ценностям лучше всего с детства.
Так возникает необходимость донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.
Перед нами стоят задачи:
1. Формировать развивающую предметно – пространственную среду как основу для приобщения детей к народной культуре.
2. Познакомить с понятием «семья», «имя», «фамилия». Воспитывать любовь, уважение и желание заботиться о родных людях.
3. Воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, играм и праздникам.
4. Вовлечь родителей в воспитательно–образовательный процесс через приобщение к истокам русской народной культуры.
Одним из условий успешного решения задач по приобщению детей к народной культуре, традициям, культурным ценностям- является создание в нашей группе предметно-пространственной развивающей среды.
С этой целью подобран материал для оборудования уголков:
Центр патриотического воспитания и краеведения- наглядный материал по теме народной старины «Русская изба», «Подворье», методические разработки календарно-обрядовых праздников.
Центр познавательной и исследовательской активности- дидактическое пособие - пирамидку «Кто я», лепбук «Семья», народные игрушки.
Центр двигательной активности и сюжетно- ролевой игры-собрана картотека подвижных игр народов Крыма, картотека игр «Дударь», «Гори, гори ясно», «Плетень», «Весёлый бубен», «Карусель».
Центр музыкальной и театрализованной деятельности- костюмы, маски ряжения, русские народные музыкальные инструменты, картотека «Песни, потешки, попевки, пляски, мелодии».
Центр рисования и творческой деятельности – наглядный материал по теме народно-прикладного искусства, раскраски «Матрёшки»
Центр математики -счётный материал, дидактические игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы», «Дорисуй узор», «Найди отличия», «Собери узор».
Центр речевого развития и книжный уголок-«Волшебный чемоданчик», «Фольклор для малышей», библиотека с русскими народными сказками.
Центр работы с родителями- папки-передвижки.
Дети в группе «Золотая Рыбка»- маленькие, поэтому мы начали свою работу со знакомства с понятиями «имя», «фамилия» и «семья». Для осознания своего места в обществе, мы сделали дидактические пособие - пирамидку «Кто я»- ребенок осознает, кто он: мальчик, девочка, что у него есть имя, фамилия. Что у каждого есть семья, род - родные люди.
Посредством бесед, рассматривания лепбука «Семья», художественной литературы, праздников и развлечений, пальчиковых, дидактических и сюжетно-ролевых игр мы воспитываем любовь и уважение к членам семьи и их труду, учим проявлять заботу о родных людях. В дальнейшем мы расширим и систематизируем знания детей и перейдем к понятиям «мой город», моя республика», «моя страна».
Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество познаний, первые представления о добре и зле, о связи человека с природой. В нашей группе есть «Волшебный чемоданчик». Работа со сказкой проходит несколько этапов: от восприятия произведения до игр – драматизаций. Эмоционально-чувственный опыт детей хорошо раскрывается в театрализованной деятельности. Наши дети с удовольствием были актерами русских народных сказок, каждый хотел попробовать себя в роли героев сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»
Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев, к народным промыслам. В группе оборудован уголок рисования, в котором есть раскраски: «Матрёшки», «Народное творчество» и др. где дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: матрёшки, куклы в национальных костюмах, изделия декоративно-прикладного творчества, дидактические игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы», «Дорисуй узор», «Найди отличия», «Собери узор».
Русские народные игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. У детей есть любимые игры, в которые они любят играть: «Дударь», «Гори, гори ясно», «Плетень», «Весёлый бубен», «Карусель»
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, Песни, потешки, попевки, пляски, мелодии используем как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
Необходимым условием для формирования и развития у детей общественно значимых идеалов и ориентиров является взаимодействие с семьей, и без участия родителей это невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками и вовлечь в образовательный процесс, мы используем такие формы работы как: оформление уголка для родителей, анкетирование, беседы, родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, конкурсы стихов, семейное участие в конкурсах, выставках и благотворит акциях, в которых семьи наших воспитанников принимают очень активное участие.
Включение родителей в работу по приобщению детей к истокам народной культуры является приоритетным направлением в формировании ценностных ориентаций у дошкольников.
В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности.
Мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны сохранить и передать детям.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.