Статья: "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Оценка 4.6

Статья: "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Оценка 4.6
docx
07.06.2024
Статья: "Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"
Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.docx

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Аннотация. В статье описан опыт педагогических приёмов, способствующих формированию читательской грамотности младших школьников.

Ключевые слова: читательская грамотность, универсальные учебные действия, литературное чтение, работа с текстом, приёмы работы на уроках

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать своё знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования функциональной грамотности. Необходимо учить ребёнка читать для себя, а это значит, его нужно научить умению понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой человек.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Рассмотрим приёмы, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

1 этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность).

Она включает:

1. Постановка цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

2. Определение характера текста: сплошные тексты (без визуальных изображений); несплошные тексты (с визуальными изображениями).

3. Просмотр заголовка текста.

4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

Наиболее распространённые приёмы:

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

  1. Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  2. Закончив чтение текста, дети возвращаются к данным словам (это уже послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Алгоритм реализации приёма:

  1. Обучающимся предлагаются суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  2. После чтения они отмечают их ещё раз. Если ответ изменился, то обучающиеся объясняют, почему так произошло (послетекстовая стратегия).

«Предваряющие вопросы»

Алгоритм реализации приёма:

  1. Просмотрите текст быстро (Просмотровое чтение).
  2. Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

«Соревнуемся с писателем»

Ученикам даётся установка: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений)

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка обобщающих вопросов к тексту как учителем, так и детьми. Обращение к отдельным фрагментам текста.

К приёмам текстовой деятельности  относятся «Чтение вслух» и «Чтение про себя с вопросами».

Алгоритм реализации приёма:

  1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
  2. Чтение про себя второго абзаца. Работа в парах: один задаёт вопросы, другой – отвечает.
  3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями, задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие - на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Данный приём чаще всего используется для работы с научными текстами. Обучающиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Ключевые слова»: обучающиеся находят наиболее важные слова в тексте.

«Восстанови текст»: обучающиеся вставляют пропущенные слова в текст.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображения, осмысление содержания)

Приёмы  послетекстовой  деятельности:

«Тайм – аут»

Чтение первой части текста. Работа в парах: дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, вопросы выносятся на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

 «Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящихся за пределами текста.

«Мозговой штурм»

Позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данному произведению, и записать в тетрадь. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль произведения.

«Проверочный лист»

«Написание творческих работ»

«Создание диафильма»

Предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит детей делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.

Все вышеперечисленные приёмы были апробированы мною на уроках литературного чтения. Результаты диагностики демонстрируют следующие показатели сформированности читательской грамотности.

На диаграмме 1 видно, что к окончанию 4 класса повысился базовый уровень сформированности читательской грамотности. Но в классе есть дети и с низким уровнем сформированности читательской грамотности.

По окончании начальной школы была проведена диагностика читательской грамотности.

Диаграмма 1 Уровень сформированности читательской грамотности, %

Диаграмма 2 Работа с художественным текстом, %

 

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, являющиеся важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Библиографический список:

 Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. В

 Функциональная грамотность/М.В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2024.


 

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Глоссарий» Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста

Глоссарий» Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста

Работа с текстом после чтения. 1

Работа с текстом после чтения. 1

Диаграмма 2 Работа с художественным текстом, %

Диаграмма 2 Работа с художественным текстом, %
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024