Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Аннотация. В статье описан опыт педагогических приёмов, способствующих формированию читательской грамотности младших школьников.
Ключевые слова: читательская грамотность, универсальные учебные действия, литературное чтение, работа с текстом, приёмы работы на уроках
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать своё знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.
Цель уроков литературного чтения – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования функциональной грамотности. Необходимо учить ребёнка читать для себя, а это значит, его нужно научить умению понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой человек.
За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Рассмотрим приёмы, используемые на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.
1 этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность).
Она включает:
1. Постановка цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
2. Определение характера текста: сплошные тексты (без визуальных изображений); несплошные тексты (с визуальными изображениями).
3. Просмотр заголовка текста.
4. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
Наиболее распространённые приёмы:
«Глоссарий»
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
«Ориентиры предвосхищения»
Алгоритм реализации приёма:
«Предваряющие вопросы»
Алгоритм реализации приёма:
«Соревнуемся с писателем»
Ученикам даётся установка: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений)
К приёмам текстовой деятельности относятся «Чтение вслух» и «Чтение про себя с вопросами».
Алгоритм реализации приёма:
«Чтение с остановками»
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие - на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
Данный приём чаще всего используется для работы с научными текстами. Обучающиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
«Ключевые слова»: обучающиеся находят наиболее важные слова в тексте.
«Восстанови текст»: обучающиеся вставляют пропущенные слова в текст.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста.
2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображения, осмысление содержания)
Приёмы послетекстовой деятельности:
«Тайм – аут»
Чтение первой части текста. Работа в парах: дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, вопросы выносятся на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящихся за пределами текста.
«Мозговой штурм»
Позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данному произведению, и записать в тетрадь. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль произведения.
«Проверочный лист»
«Написание творческих работ»
«Создание диафильма»
Предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит детей делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.
Все вышеперечисленные приёмы были апробированы мною на уроках литературного чтения. Результаты диагностики демонстрируют следующие показатели сформированности читательской грамотности.
На диаграмме 1 видно, что к окончанию 4 класса повысился базовый уровень сформированности читательской грамотности. Но в классе есть дети и с низким уровнем сформированности читательской грамотности.
По окончании начальной школы была проведена диагностика читательской грамотности.
Диаграмма 1 Уровень сформированности читательской грамотности, %
Диаграмма 2 Работа с художественным текстом, %
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, являющиеся важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
Библиографический список:
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. В
Функциональная грамотность/М.В. Буряк, С. А. Шейкина. – М.: Планета, 2024.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.