Плахова Татьяна Владимировна, специалист в области воспитания. г. Самара, РФ
«Формирование у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни с позиций системного подхода»
Аннотация
Автор статьи предлагает посмотреть на проблему формирования у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни с позиций системного подхода, показывая примеры нестандартного решения вопросов поднятой проблемы с использованием эффективных форм общения (просвещения) и деятельности, примеров авторских целенаправленных воспитательных систем и проектов.
Ключевые слова:
Здоровье как ценность, культура здоровья и здорового образа жизни, системный и возрастной подходы, общение (просвещение), деятельность, системный проект.
Plakhova Tatiana Vladimirovna, an education specialist. SIPCRO, Samara, RF
“The system approach in the problem of students’ healthy lifestyle education”
Annotation
The author of the article suggests to observe the problem of students’ healthy lifestyle education using the system approach, gives the examples of effective ways to ensure students lead a healthy life, runs a number of her own educational programmes and projects about healthy living.
Key words:
Health as a value, health culture, healthy lifestyle, system and age approach, education, activity, system project.
В современной системе российского образования обозначилось множество проблем. Одной из приоритетных является решение проблемы ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Весомыми аргументами в пользу актуализации данной проблемы являются следующие:
Мы сегодня много говорим о нездоровье детей, о том, как сохранять и укреплять здоровье. Но в реальной практике часто ведутся беспрестанные разговоры о негативных факторах здоровья, делается на них особый акцент, что не приносят успеха, а наоборот заостряет на них внимание детей. А между тем, если мы не научим детей работать над улучшением и сохранением своего здоровья, мы никогда не решим проблемы. Поэтому, во-первых, важным является решение проблемы образования школьников без потерь для их здоровья. Во-вторых, жизненно необходимо обучать их науке быть здоровым в особой системе воспитания, где наряду с коллективной деятельностью по овладению данной наукой, предусматривается индивидуальная деятельность самих воспитанников, а также педагогов и родителей в рамках личностных программ «Я и мое Здоровье». Отметим также то, что проблема выживания человека является не только философской, социальной, экономической, медицинской, но и педагогической проблемой. Именно поэтому развитие здоровых сил человека начинается с решения такой значимой для детей, подростков, юношества и взрослых проблемы, как проблема сохранения, поддержания и укрепления нравственного, психологического и физического здоровья. Определение понятия такой общечеловеческой ценности как здоровье, постановка значимых целей воспитания - настраивает педагогов, родителей и самих воспитанников на системное и целенаправленное решение проблемы сохранения и укрепления своего здоровья.
В процессе выстраивании системы воспитания здорового человека субъектам воспитания нужно дать возможность задуматься над рядом проблем, понимание которых даст пищу для размышления и необходимые материалы для программирования деятельности субъектов воспитания в реализации поставленной цели:
-определить социальные болезни общества, семьи и школы и серьезно поговорить о них, пригласив людей, которые хорошо владеют информацией, работают над разрешением проблем, касающихся духовного, нравственного и физического здоровья человека;
-выделить наиболее распространенные нравственные и физические болезни педагогов, воспитанников и их родителей;
-задуматься над тем от кого и от чего нужно защищать здоровье педагогов, воспитанников и их родителей, окружающих людей;
-совместными силами субъектов воспитания разработать образ системы воспитания здорового человека;
-разработать ряд системных целевых программ и проектов по проблеме здоровья для совместной их реализации силами детей и взрослых, разумно распределив их силы в реализации программируемой и проектируемой деятельности.
Безусловно, определяющую роль в решении проблемы воспитания здорового человека призвана сыграть программа «Здоровье», которая должна представлять собой комплексную систему воспитания здоровых физически и нравственно, разносторонне развитых, инициативных и раскрепощенных, с развитым чувством собственного достоинства людей. Из понимания смысла содержания понятия «Здоровье» формулируем воспитательные цели:
-формирование в сознании субъектов воспитания идеи ценности здоровья;
-пробуждение желания трудиться над своим здоровьем, овладевать культурой здорового образа жизни;
-разработка системы воспитания здоровых физически, духовно и нравственно, разносторонне развитых, инициативных и раскрепощенных, с развитым чувством собственного достоинства людей.
Генеральная задача педагогов, воспитанников и их родителей: научиться быть здоровыми, вести здоровый образ жизни с детства.
Программа «Здоровье» может содержать в себе следующие разделы:
1.Психологическое оздоровление воспитанников.
2. Духовно-нравственное становление личности воспитанников.
3.Педагогическая поддержка детства в игровых и досуговых формах.
4.Обеспеспечение безопасности жизнедеятельности субъектов воспитания.
5.Приобщение субъектов воспитания к физической культуре и спорту.
6.Педагоги и родители в системе воспитания здорового человека.
8.Создание условий, способствующих реализации программы «Здоровье» на разных этапах ее развития.
Рассмотрим краткое содержание некоторых из данных направлений.
Духовно-нравственное становление личности воспитанников.
Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. Задачу восхождение человека к вершинам духовности можно решать с детьми и подростками путем:
-глубоких размышлений о высшем предназначении человека;
-воспитания доброты, сердечности, совестливости, отзывчивости, стимулирования в воспитанниках добронравия в делах и помыслах;
-введения в систему обучения и воспитания ценностного компонента (идеалы: Добро, Правда, Истина, Красота, Свобода, Справедливость, Достоинство, Ценность жизни; общечеловеческие ценности: Человек, Жизнь, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Культура, Труд, Здоровье):
-изучения ориентаций воспитанников на истинные идеалы и ценности жизни, общение просвещение с опорой на систему идеалов и ценностей жизни человека;
-опоры на такие духовные родники ребенка как: книга; сказка ;народная мудрость; этикет; полноценный досуг; общение с Другими людьми, природой, миром прекрасного; походы, путешествия, экскурсии; кино, видео, телепрограммы (отобранный материал, общение после просмотров).
- духовное, творческое и терапевтическое общение с природой как источником красоты, гармонии, здоровья;
-поощрения работы ребенка по программам самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;
-преодоления легкомысленного, поверхностного, одномерного мышления;
-воспитания внутренней свободы и ответственности;
-разъяснения и показа ложных ценностей, оберегания от безвкусицы, пошлости и невежества;
-показа достижений науки и техники через призму гуманных целей и ценностей;
-приобщения к духовности с помощью средств искусства на всех этапах образования и воспитания.
Психологическое оздоровление воспитанников
Психологическое оздоровление воспитанников педагоги и родители должны рассматривают как систему личностного развития ребенка, особенно тех ее граней, которые определяют способность человека к самопознанию, самосознанию, самосовершенствованию и самореализации.
В данной системе можно выделить следующие направления:
-обучение воспитанников психологическим аспектам здоровья;
-совместный поиск учителем, ребенком и родителями позитивного пути развития личности (в личностном, человеческом становлении, на пути к успеху в учебной и других видах деятельности, в укреплении и сохранении своего здоровья);
-корректировка условий жизни, нравственной и эмоциональной атмосферы в семье и школе.
Педагогическая поддержка детства в игровых и досуговых формах.
Досуг – это отдых. Отдых - необходимый фактор здорового образа жизни. Активный отдых – это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых исключает любые энерготраты, кроме трат основного обмена. Поэтому будут так важны на досуге и такие практические формы совместной деятельности субъектов воспитания как: прогулки на свежем воздухе; праздники, вечера отдыха; часы и минуты общения; спортивно-игровые программы (осенние, зимние, весенние, летние игры и забавы на свежем воздухе, на природе); туристические слеты, походы.
Приобщение субъектов воспитания к физической культуре и спорту.
Физическая культура и спорт в здоровьеформирующей и здоровьесберегающей системе воспитания должны занять свое особое и значимое место. Вовлечение воспитанников в спорт, в другую двигательную практику, будет способствовать формированию важнейших черт национальной психологии: духа соперничества, культа молодости, желания и умения продлевать жизнь. Приобщение детей и взрослых к физической культуре и спортивно-оздоро-вительной деятельности будет способствовать: укреплению жизненных, духовных и физических сил; выработке волевых качеств, закаливанию характера; развитию устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды; формированию ценностного отношения к собственной жизни и здоровью.
Средства реализации цели:
Общение-просвещение
Возможные темы общения-просвещения детей и взрослых: «Путешествие в историю Спорта»; «Физкультура – путь к силе и бодрости, путь к здоровью»; «Физическая гармония и способы ее достижения»»; встречи с врачами, физиотерапевтами, спортсменами, чемпионами из числа взрослых и самих детей в «Звездной гостиной»; «Спорт в стране ЗОЖ»; «Торопитесь из страны толстяков!»; «Подружимся со спортивной игрой!»; и т.д.
Разработка и реализация проектов: «Наш спортивный календарь, или Спорт круглый год»; «Спортивно-игровой комплекс – своими руками»; «Спортивная игротека в спортивном зале»; «Тур-град».
Деятельность, включающая внутренние силы и природную потребность человека в активном движении: товарищеские встречи по различным видам спорта; спортивные кроссы, спортивные эстафеты, игры и забавы; туристические эстафеты, туристическая полоса препятствий; спортивные праздники; Спартакиады народов России; Игры Доброй Воли; Малые Олимпийские игры; программы «Веселые старты» и «Старты надежд»; соревнования по различным видам спорта; работа спортивных секций, клубов и т.д.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
Вопрос о том, как бороться с травматической «эпидемией», особенно поразившей сегодня улицу, стоял всегда, но сегодня он стоит в ряду первоочередных вопросов, касающихся здоровья людей. Необходимо помнить также и о том, что проблема борьбы с травматизмом – это во многом проблема психологическая. Вот почему так важно наряду с обучением науке распознания опасности и умения противостоять ей, обучать науке самовоспитания.
Воспитательные цели:
-воспитание чувства ответственности за собственную жизнь, жизнь окружающих людей, природы, братьев наших меньших;
-обучение воспитанников науке распознания опасности и умения противостоять ей.
Общение-просвещение: «Травматическая «эпидемия»; «Откуда и почему приходит к людям беда?»; «От кого и от чего можно ждать беды?»; «Как нужно вести себя, чтобы избежать беды?»; «Прививки» против травм»; «Самая первая «скорая помощь»; «Мужество или неоправданный риск?»; «Добрые и вредные привычки»; «От не хочу и не могу – к надо!»; «Как стать несчастным человеком без посторонней помощи»; «Ты сам себе и друг, и враг…» и т.д.
Деятельность:
1. Создание условий для безопасного пребывания воспитанников в ОО.
2. Организация занятий в ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ по вопросам безопасности жизнедеятельности «Осторожно – беда!».
3. Проведение Минуток по профилактике несчастных случаев.
4. Проведение встреч с сотрудниками службы безопасности и МЧС, служащими пожарных частей, патрульно-постовой службы, спасателями и др.
5. Проведение практических занятий по обучению действиям в ситуациях опасности.
Эффективные средства и формы приобщения воспитанников к ценности здоровья
Как показывает опыт, использование в работе учителей педагогики мероприятий в сфере здоровьесбережения, опоры в просвещении детей на негативные факторы жизни человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение и др.) не приносит эффективных результатов ни в плане глубокого осмысления ценности здоровья, ни в плане овладения культурой здорового образа жизни, ни в плане овладения умениями работать над своим здоровьем. Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо использовать в решении проблемы эффективные средства и формы воспитания, а не одноразовые мероприятия. К таким средствам, прежде всего, относятся средства общения (просвещения) и деятельности. Данные средства и формы помогут нам посмотреть на рассматриваемую проблему с позиций системного подхода, наполнят духовно-нравственной основой. Приведем ряд примеров.
Формы общения просвещения:
У источников: мудрости, болезней века; болезней человеческой души; болезней духа; болезней тела; вредных пристрастий человека.
Уроки нравственности. В системе обучения науке быть здоровыми уроки нравственности имеют особое значение. Актуальные темы: «Как слово наше отзовется»; «Строим Понимающий Мир, начиная с себя»; «О достоинствах и болезнях души человека»; «Человек человеку – лекарство (!)(?)(…)»; «О достоинствах и болезнях души человека»; «Тему урока напишем Добро»; «Посеем семена Добра, покуда сеять можем»; и др.
Вечера Вместе: обсуждение проблем нравственного, духовного, физического здоровья, проблемы выживания человека в современном сложном мире. Вечера Вместе – это вечера, которые проводятся вместе с врачами, с подвижниками здорового образа жизни, с психологами, с психотерапевтами, с народными целителями, с сильными духом людьми, с религиозными деятелями и др.
Вечера актуальных проблем: «Здоровье как общечеловеческая ценность и как проблема»; «Здоровье как философия»; «Здоровье и духовность»; «Нравственность и здоровье»; «Вечные темы – любовь, духовность, нравственность, здоровье»; «Родители – лучшие врачи для своего ребенка»; «Откуда в детях эти гены зла?»; «Когда из мира уходит милосердие»; «Эмоции и здоровье»; и др.
У очага наших предков – групповая форма, позволяющая узнать и осмыслить воззрения наших предков на здоровье, на его укрепление и сохранение. Так темами общения ребят и взрослых у «Очага наших предков» могут стать темы: «Представление наших предков о здоровье и нездоровье»; «Системы оздоровления наших предков»; «Как лечились наши предки?»; «Взаимоотношения наших предков и Природы, как источника красоты, гармонии и здоровья»; и др.
Консультации по вечным проблемам здоровья – это консультации, которые проводят врачи, психологи, психотерапевты для воспитанников, их родителей и педагогов. Такие консультации проводятся в системе. Тематика их различна. Например: «Если ты заболел»; «Как поставить болезни преграду?»; «Как справляться со своими проблемами?»; «Как регулировать свое самочувствие?»; «Программа здоровья для тебя»; и др.
Деятельность
-проведение исследований духовного, нравственного и физического здоровья субъектов воспитания;
-проведение цикла различных форм общения (просвещения) и деятельностных форм, способствующих осознанию ценности здоровья и проблем, связанных с этим ценным качеством человека;
-проведение встреч с людьми, владеющими данными о состоянии здоровья детей и взрослых, здоровья нации в целом;
-разработка концептуального проекта;
-разработка образа (модели) системы воспитания здорового человека;
-разработка совместными усилиями воспитанников и взрослых целевых системных программ и проектов, способствующих осознанию ценности здоровья и обучающим науке быть здоровыми на практике; реализация программ и проектов;
-разработка и реализация целевого проекта: «Мы выбираем Здоровье!»;
-создание условий для реализации разработанных субъектами воспитания про грамм и проектов: функциональное оформление ОО;
-создание методической и материальной базы;
-разработка Памяток-ориентиров для педагогов и сотрудников ОО, воспитанников, родителей.
Практические уроки Культуры Здоровья: гигиенические, духовно-нравственного содержания, физической активности, закаливания, здорового питания, предупреждающие увлечения вредными привычками.
Конкурсы программы «Здоровье» могут быть как серьезными, так и веселыми, сориентированными на разный возраст и пол воспитанников. Систему конкурсов необходимо продумывать на весь учебный год. Например: «На зарядку становись!»; «Мы спортивная семья»; конкурс художников, поэтов и прозаиков, ораторов, которые воспевают Здоровье как ценное качество человека; конкурс Грации, Красоты и Обаяния для девушек; конкурс на призы богатырей былинных для юношей; конкурсы бегунов, прыгунов, лыжников, саночников, конькобежцев и др.
Системные проекты:
Школа здоровья для девочек-девушек-женщин : уроки нравственного здоровья, уроки здоровья души, уроки Гигеи - Богини здоровья, уроки целомудрия, уроки закаливания, уроки Красоты (внутренней и внешней), уроки здорового питания, уроки «Осторожно! – Беда!», уроки физиотерапии, уроки эстетотерапии, уроки игротерапии, уроки музыкальной терапии, уроки танцевальной терапии (уроки Терпсихоры).
Школа здоровья для мальчиков-юношей-мужчин:
Уроки общения (просвещения): встречи с представителями медицинских профессий, подвижниками здорового образа жизни, с людьми сильными духом и др.; -«В здоровом теле здоровый дух»; «Здоровье – это та вершина, которую каждый должен покорить сам»; «Закаляйся как сталь!»; «Здоровым быть – со спортом дружить»; «Питание для настоящих мужчин»; «Осторожно! Беда!».
Практические уроки Здоровья для юношей: физкультминутки, комплексы физических упражнений с учетом проблем со здоровьем и проблем физического развития; закаливание; занятия в спортивном зале и на спортивных площадках в любое время года; игры для настоящих мужчин (народные, спортивные, интеллектуальные и др.); оздоровительные системы; ралли выживания; на туристических тропах.
Целенаправленные системные проекты, имеющие опыт разработки и реализации на базе пилотных площадок: «Академия красоты и здоровья человека XXI в.»; «Школа – территория здоровья»; «Семья – территория здоровья».
Спортивно-оздоровительный центр «Будь здоров!». Из возможных подструктур в структуре центра могут действовать: Школа Здоровья; Банк «Будь здоров!»; спортивные секции и клубы; клуб «Турист»; Общество здоровых духом и телом людей (общество подвижников здорового образа жизни»).
Академия Красоты и Здоровья человека XXI века» является масштабным проектом, реализуемым как проект проектов. Каждый локальный проект имеет свою сферу и программу деятельности. Например: «Лаборатория ЗОЖ», «Школа здоровья для девочек-девушек-женщин «Здравушка», «Школа здоровья для мальчиков-юношей-мужчин», «Школа психологической грамотности»; Кафедры: игротерапии, смехотерапии, библиотерапии, музыкальной терапии, здорового питания; «Спортивно-туристическое объединение»; центр «Досуг – наш Друг»; клубы: Здоровячков и Неболеек (нач. кл.), «Берегиня», «Олимпийский резерв»; «Игро-Мир»; Экологическая служба; творческие мастерские; службы: милосердия, заботы о школе и др.
Принимаясь за дело становления и развития здоровьеформирующей и здоровьесберегающей системы воспитания, педагогам необходимо позаботиться о включении самих воспитанников в деятельность по сохранению, поддержанию и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
Опыт включения воспитанников в деятельность по сохранению, поддержанию и укреплению своего здоровья и здоровья других людей доказывает, что при умелой и мудрой поддержке взрослых участников воспитательного процесса дети и подростки могут делать очень многое: самостоятельно приобретать знания и овладевать умениями в системе овладения культурой здоровья и здорового образа жизни; разрабатывать проекты и программы, позволяющие овладевать культурой здоровья и здорового образа жизни; пропагандировать здоровый образ жизни; участвовать в движении милосердия, экологической и природоохранительной, трудовой, творческой и досуговой деятельности.
Самостоятельное приобретение знаний и умений в системе овладения культурой здоровья и здорового образа жизни подразумевает: работу с различными источниками, несущими нужную информацию; практическую деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья в рамках индивидуализированных программ «Я и мое здоровье».
Пропаганда здорового образа жизни. Воспитанники ОУ могут вести пропаганду здорового образа жизни, проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев; оказывать доврачебную помощь; организовывать физкультурно-оздоровительную работу и др.
Результатом организации педагогики здоровья в школе должны стать:
-способность строить взаимоотношения в первичных коллективах и в целом в школе на нравственной основе, что будет способствовать улучшению психологического, нравственного и физического здоровья субъектов воспитания;
-готовность вступать в продуктивное взаимодействие во всех сферах школьной жизни, в том числе и в сфере сохранения и укрепления своего здоровья;
-действующая и постоянно развивающаяся система воспитания здорового человека.
Литература:
1. Кабуш В. Т. Воспитать человека : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова А.В. Трацевская. – Минск: «Верасень», 2014 - 223 с.
2. Плахова Т.В. Компакт-диск: серия «Административное управление образовательным учреждением» («Формирование культуры ОУ», проект «Школа: время перемен», программно-методические рекомендации: «Возвращение к истокам», «Формирование культуры здоровья», «Самоуправление в системе воспитания»). - Волгоград: Учитель, 2010.
3. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя». Серии "ФГОС. Воспитательные системы". Издательство «Учитель». 2015
4. Спутник классного руководителя. Электронное пособие. Серия "ФГОС. Воспитательные системы. Издательство «Учитель». 2015.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.