Статья "Проектная деятельность как необходимый элемент обучения детей с нарушениями слуха"
Оценка 4.6

Статья "Проектная деятельность как необходимый элемент обучения детей с нарушениями слуха"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
19.03.2020
Статья "Проектная деятельность как необходимый элемент обучения детей с нарушениями слуха"
На современном этапе развития общества, новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем проектного метода, поэтому поиск новых средств и методов формирования творческой личности в образовательном процессе, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию – актуальная задача современной педагогической науки.
Статья Проектная деятельность 2020.docx

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Авторы:

Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии [email protected]

Моисеева Раиса Ивановна – учитель-дефектолог [email protected]

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

На современном этапе развития общества, новые образовательные стандарты предусматривают обязательное использование учителем проектного метода, поэтому поиск новых средств и методов формирования творческой личности в образовательном процессе, способной к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию – актуальная задача современной педагогической науки.

Своё начало метод проектов берёт в философии прагматизма Джона Дьюи, американского философа, оказавшего существенное влияние на педагогику США. По мнению Д. Дьюи, полноценное обучение ребёнка возможно лишь посредством организации его деятельности по решению познавательных проблем, в неразрывной связи с развитием самостоятельного критического и творческого мышления. В своей педагогической практике идеи Дж. Дьюи и метод проектов использовали также А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, П.П. Блонский, В.В. Игнатьев, Е.Г. Каганов, П.Ф. Каптерев, М.В. Крупенина, В.Н. Шульгин и другие. Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике [1, с. 66-67].

Сущность понятия проектной деятельности основана на общепсихологическом понимании деятельности, которое сложилось в отечественной психологии в школе Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова. Деятельность в понимании А.Н. Леонтьева не есть отправление какого-то сугубо внутреннего (психического или физиологического) механизма, а процесс, организуемый предметом и внешней средой [4, с. 24].

Дети с нарушениями слуха, имеющие вторичные нарушения в развитии, нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Далеко не секрет, информационно-коммуникационные технологии облегчают образовательный процесс, способствуют поиску информации, её переработки и использовании в определённых целях, т.е. обучающиеся могут реализовывать в практической жизни полученные в образовательной организации знания. Для этого применяется такая педагогическая технология как проектная деятельность.

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: постановка проблемы, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, и каждый этап направлен на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, даёт возможность участнику чувствовать себя полноценным членом общества. На практике доказано, участие в проектной деятельности способствует развитию памяти и мышления; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует детей с нарушениями слуха на восприятие вербальной информации и ответы на вопросы «Как?», «Зачем?» и «Почему?». А самое важное — проектная деятельность расширяет словарный запас, круг общения и предоставляет возможность обучающимся участвовать в конкурсах, конференциях.

Стоит отметить, проектная деятельность рассматривается нами как самостоятельная структурная единица учебно-воспитательного процесса. В практику обучения введена не так давно, призвана, выполнять роль связующего звена между естественнонаучным и общественно-гуманитарным знанием, поскольку в процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8]. Ребята нашей школы-интерната умеют создавать и реализовывать свои проекты в классе, школе, за пределами образовательной организации с помощью и под руководством педагогов.

Выполняя проекты, обучающиеся, прежде всего, осваивают алгоритмы проектно-преобразовательной деятельности, самостоятельно или с помощью родителей, классных руководителей ищут и анализируют информацию, получают новые знания, навыки и умения, применяют их на практике. Любые проекты, которые выполняют наши ребята, дают возможность задумываться над вопросами: Я могу это сделать? Я на это способен? Где могу применить эти знания? Где мне это может пригодиться?

Так, например, обучающиеся 5-ого и 9-ого классов были организаторами и участниками следующих проектных мероприятий.

Проект «Дай лапу, друг!». Данный проект был выбран не случайно, так как давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, поглаживание кошки успокаивает нервы. Появились целые методики занятий с животными-терапевтами.

В ходе реализации проекта «Дай лапу, друг!» с сентября 2013 года, наше образовательное учреждение активно сотрудничает с томской зоозащитной организацией «Содружество», её представителями, волонтёрами, пропагандирующими бережное отношение к бездомным животным. Суть этого проекта – воспитать растущее поколение в духе гуманности к братьям нашим меньшим и ко всему окружающему миру. Важным аспектом является расширение представлений о помощи и поддержке бесхозных животных.

Проект «Этот милый Мурлыка!».

Авторы – обучающиеся 5-ого и 9-ого классов: Бердников Павел, Никитина Кира, Месхи Алёна, Ширякова Евгения, Левин Эдуард, Морозов Семён, Иванова Валерия.

Мир кошек удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое, удивительное, необычное. Но случается, что люди не задумываясь, избавляются от заведённых ими питомцев – кошек, пополняя тем самым и так многочисленную армию уличных животных. В настоящее время на наших улицах можно встретить много брошенных человеком кошек. Хочется, чтобы люди задумались над этой проблемой, стали толерантными по отношению к животным, понимающими, милосердными. При разработке проекта «Этот милый Мурлыка!» использовали:

метод планирования, т.е. определили последовательность действий, предположили результат;

метод коммуникации, т.е. организованно взаимодействовали, занимались индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельностью;

метод исследования, т.е. наблюдали за кошками в домашних условиях, а также кошками, находящимися в приюте, анализировали, сравнивали, обобщали;

метод анкетирования, т.е. проводили тесты, анализировали продукты собственной творческой деятельности;

метод статистики, т.е. обрабатывали полученные данные, делали выводы.

Проект «Протянем птицам добрые руки!». База реализации проекта: обучающиеся (12-18 лет) отделения слабослышащих детей (16 человек), родители, законные представители (30 человек)

Срок реализации проекта: долгосрочный (с 01.09 1017 по 01.06. 2018 г.)

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный (информационный)

Форма работы: познавательно-продуктивная

Вид проекта: учебно-образовательный

Актуальность идеи (проблематика). Птицы приносят неоспоримую пользу. Не станет птиц, что человеку без птиц природа? Она суха, безжизненна, мертва… Охрана птиц – очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. Природа гибнет, поэтому всех нас должно волновать здоровье нашей планеты – нашего дома. Ведь другого дома у нас нет… Каждый проект вскрывал проблему взаимоотношений человека и животных, человека и природы и поиск пути решения.

Таким образом, результат организации и проведения проектной деятельности: у ребят повысился словарный запас, воспитательный результат учебной деятельности, уровень нестандартного мышления, показатель творческого потенциала, чуткого и внимательного отношения к окружающему миру природы. Несмотря на положительный итог в организации и проведении проектной деятельности, был сделан вывод о том, что поиск новых форм и методов работы в этом направлении требует дальнейшего изучения.

Литература:

1.       Гаврилова Е.Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 66-72. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2370

2.       Немчанина Е.С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3778/

3.       Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (Что такое метод проектов?). – М., 2000.

4.       Руководство проектной деятельностью учащихся в общеобразовательной школе / Сост. Насипов А.Ж., Поздняков А.В. – Нальчик, 2003.


 

5.       Скачано с www.znanio.ru

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЙ

На практике доказано, участие в проектной деятельности способствует развитию памяти и мышления; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует детей с нарушениями слуха на восприятие…

На практике доказано, участие в проектной деятельности способствует развитию памяти и мышления; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует детей с нарушениями слуха на восприятие…

Мир кошек удивительный и многообразный

Мир кошек удивительный и многообразный

Литература: 1. Гаврилова

Литература: 1. Гаврилова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2020