Статья "Профилактика суицидального поведения у коррекционном учреждении"

  • doc
  • 14.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Статья Профил суицида.doc

 

Моисеева Р. И.

Профилактика суицидального поведения в коррекционном учреждении I, II вида  

 

Томск

По данным Всемирной Организации Здравоохранения каждые три секунды в мире происходит одна суицидальная попытка, а приблизительно каждую минуту совершается самоубийство. За последние пять лет 14.157 несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Современная справка. 9 февраля 2012 года стало известно о смерти семиклассника в Якутске, за день до этого в Москве выбросился из окна 15-летний мальчик, а ранее в подмосковной Лобне покончили с собой две 14-летние школьницы. 13 февраля 2012 года в Томской области в Зырянском районе 11-классник покончил жизнь самоубийством. Самоубийство – это противоестественный шаг, вызревает он не мгновенно, не скоро. Ему, как правило, предшествует весьма продолжительный период переживаний, который претерпевает несколько стадий.

Коррекционное (специальное) учреждение I, II вида, где обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проводят большую часть своего времени, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Главная цель программы – это  профилактика, состоящая из нескольких этапов:

общее предупреждение (1-ый этап), в процессе которого стараемся повышать групповое сплочение в школе посредством классных и внеклассных мероприятий, в которых принимают активное участие общественные организации, учителя, воспитатели, близкие люди, гости;

первичное предупреждение (2-ой этап), в процессе которого сопровождаем выявленных детей и подростков групп суицидального риска с целью предотвращения самоубийств, посредством бесед, рекомендаций, достоверной информации о суициде;

вторичное предупреждение (3-ий этап), целью которого является профилактика самоубийства. Оценка риска самоубийства проходит по выявленной схеме, когда учащийся имеет средство совершения самоубийства, у него уже выработан чёткий план; когда есть план, но нет орудия осуществления; когда подросток вербализирует намерения, но нет плана и орудия.  

На практике пришлось столкнуться с тем, когда ребёнок-выпускник (мой бывший воспитанник) демонстрировал явные признаки суицидальных намерений: психическую (душевную) боль, фрустрированные психологические потребности, беспомощность-безнадёжность, демонстративно вербализировал желание покончить с жизнью, причём использовал любую возможность, чтобы озвучить своё желание. Самоубийство рассматривалось им, как способ получить внимание, любовь, освобождение от семейных и школьных проблем.  Подросток  не видел выхода, поэтому подошёл к осознанию безнадёжности – жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Обволакивающие проблемы были настолько для него глобальны и неразрешимы, что он не мог сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной. Также, подросток хотел  сделать больно самому близкому человеку – маме – «Она ещё пожалеет!». Я вступила в контакт с ним, провела не одну доверительную беседу, выступила в роли консультанта учителей и воспитателей, оповестила детского педиатра и психиатра к.м.н. Карауш И.С., которая сделала всё возможное для выхода ребёнка из сложной психологической ситуации, также родители мальчика были оповещены и проинструктированы. Обучающемуся школьнику была оказана соответствующая квалифицированная помощь;

третичное предупреждение (4-ый этап), заключается в снижении последствий и уменьшении вероятности дальнейших случаев – психологическая реабилитация суицидента. В рамках третичного предупреждения была оказана  помощь, снятие стрессового состояния у всех тех окружающих, которые имели общение с подростком-выпускником - И.Ю.  (дети, подростки, персонал школы) посредством проведения глубинной психотерапевтической коррекции, обеспечивающей профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем. Было организовано выступление психиатра к.м.н. Карауш И.С.  на родительском собрании и выступление педагогов-психологов на педагогическом совете школы.

К сожалению, знания о суицидальном поведении среди педагогов и родителей являются недостаточными. Сознание многих людей наполнено, пропитано предрассудками о самоубийстве, которые мешают положительным, благоприятным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволяют принимать необходимые меры в отношении суицидального человека. Данное направление в работе с детьми по профилактике суицидального поведения требует дальнейшей качественной проработки, практического осмысления.

Поэтому, на базе нашего учреждения создан дискуссионный клуб для педагогов и родителей «От безнадёжности к надежде». Разработаны тесты для родителей: «Как уберечь ребёнка», «Наши взаимоотношения», «Как правильно общаться с подростком»; для педагогов: «Моя позиция по отношению к ребёнку», «Подросток и окружающий мир», «Оказание первой помощи»; составлены анкеты для учащихся начального, среднего и старшего блоков, рекомендации для учителей, воспитателей и родителей. Взрослые должны помнить, что за любое суицидальное поведение ребёнка они в ответе!

Таким образом, в процессе реализации программы предотвращения самоубийств, стараемся успешно и результативно охватить все уровни формирования суицидального поведения обучающихся,  расширяем систему мер по предупреждению суицидального поведения на каждом из 4-рёх этапов суицидальной превенции (профилактики).