Статья
на тему: «Психологическая коррекция агрессивного поведения обучающихся»
Козлова А.А.
учитель
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.
Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные.
Гнев — ситуативная реакция, и необходима она, пока существует опасная для человека ситуация Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Гнев, как у животных, так и у человека направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т. д.
Проблема агрессивного поведения детей очень актуальна в наши дни.
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования - это удовольствие и неудовольствие. Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.
Обширную исследовательскую работу в этой области проводил Джеральд Паттерсон, чьи данные были большей частью основы на тщательном систематическом наблюдении за агрессивными детьми в их семьях. Основной вывод, сделанный Паттерсоном, - родители играют ведущую роль в культивировании агрессивного поведения. Многие родители и старшие братья и сёстры, например, использовали физическое наказание или угрозы, чтобы остановить агрессивное поведение. Несмотря на то, что такой метод и приводит к мгновенному эффекту, само физическое наказание служит моделью, наглядно демонстрирующей, что физическая сила «срабатывает» как средство управления другими людьми. Шлёпая сына, отец тем самым фактически говорит: «Ты был прав. Самый лучший способ заставить людей делать то, что ты хочешь, или заставить их прекратить то, что ты не хочешь, - это достаточно сильно ударить их».
Неудивительно, что применение родителями суровых физических наказаний связано с агрессивным поведением детей.
Во многих семьях с агрессивными детьми, по всей видимости, образуется порочный круг. По сравнению с семьями с неагрессивными детьми, в таких семьях и агрессивные дети, и их родители чаще реагируют на нейтральное поведение агрессией. Более того, если начинается обмен агрессивными реакциями, то и родители, и дети склонны разжигать конфликт, а не гасить его. И как только родители и другие члены семьи назвали ребёнка агрессивным, то его начинают обвинять в агрессии и наказывают, даже когда он вёл себя вполне корректно.
Некоторые дети наследуют склонность к импульсивности, раздражительный темперамент и неспособность в должной мере регулировать своё поведение. Эти характеристики зачастую заставляют родителей более сурово наказывать таких детей , а это делает их ещё более агрессивными. Таким образом, и родители, и дети вносят вклад в формирование порочного круга нарастающей агрессии.
Большинство детей в наше время начинают регулярно смотреть телевизор в возрасте 3 лет, а к 15 годам проводят за экранами больше времени, чем в школе. Фактически, в детстве чаще смотрят телепередачи, чем занимаются чем бы то ни было ещё. Что видят дети, когда смотрят все эти передачи? Ответ зависит от конкретного ребёнка, однако большинство детей проводят много времени за просмотром боевиков и приключенческих сериалов, а на них моделируется довольно много агрессивных поступков.
Экспериментальные исследования показывают, что просмотр теленасилия вызывает агрессию, поэтому разумно сделать выводы о том, что дети, регулярно наблюдающие насилие на телеэкране, прибегают к насилию при взаимодействии с другими. Некоторых эта агрессия в конце концов приводит за решётку. Разумеется, поток насилия - не единственная причина агрессии у детей . Но это существенный фактор в чрезвычайно сложном процессе, в который вовлечены также родители и сверстники.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Т. П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков — 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Формирование опознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
3. Развитие позитивной самооценки.
4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении. Отдельным блоком она выделила консультационную работу с родителями и педагогами, направленную на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
Каждый блок направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1—2 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста — не более 40 мин., младшего школьного возраста — не более 60 мин.
Развитие позитивной самооценки
В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, систематический характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, и в первую очередь, такие как отсутствие контроля над своими эмоциями; ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях; отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности. Для того чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
— снижение уровня личностной тревожности;
— обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
— обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
— формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
— развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит в основном негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение. Родители агрессивных детей нуждаются в положительном опыте общения со своими детьми, им не хватает навыков конструктивного, бесконфликтного взаимодействия с детьми и друг с другом. Развитие подобных навыков и обучение конкретным приемам конструктивного общения может быть основным содержанием работы психолога с родителями агрессивного ребенка. На период перестройки поведения ребенка необходимо психологическое сопровождение семьи агрессивного ребенка, т. к. вся семья в целом нуждается в поддержке, психолог может помочь осознать родителям, в связи с чем возникают те или иные трудности и что конкретно нужно исправить.
Список литературы
1.Психологический словарь / Под общ. ред. Ю. Л, Неймера. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
2. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. М., 2000
4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 200111.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 12016
5. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 2015
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.