Окочутина С.В.,
учитель-дефектолог,
высшая квалификационная категория
Система работы над составлением диалога.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка.
Использование в учебном процессе современных педагогических технологий, ориентированных на диалогическую ситуацию, позволяет осуществить деятельностный подход, на котором базируются государственные образовательные стандарты второго поколения.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития неслышащих детей.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой, жестами, интонацией.
Для успешного обучения детей диалогической речи необходима систематическая работа, которая направлена на реализацию следующих целей:
1. Научить детей вступать в контакт и поддерживать его
в условиях учебно-игровых и реальных ситуаций общения;
2. Сформировать
умения пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми,
вербальными и невербальными, содержательными, смысловыми; умения создавать их;
3. Описывать
на элементарном уровне людей, предметы, животных и действий с ними; научить
описывать свой день; комментировать действия сверстников;
4. Научить
детей выражать свои интересы, потребности и реагировать на интересы и
потребности собеседника;
5. Научить
высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, прослушанном;
обмениваться мнениями об этом;
6. Тренировать
в выразительном чтении диалога вслух и про себя.
Обучение ведению диалогов хорошо реализуется с использованием ТСО:
- компьютерных технологий (дистанционное обучение, использование специальных программ)
- радио-классов
- стационарной звукоусиливающей аппаратурой (для детей с тяжёлой потерей слуха).
Участие в диалоге требует сложных умений:
-слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;
· формировать ответ, правильно выражать его средствами языка;
· менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
· поддерживать определенный эмоциональный тон;
· следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
· слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки
Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство – сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формы речи нужно усваивать различные типы диалогических единиц:
· вопрос-ответ;
· вопрос-ответ-вопрос;
· сообщение-вопрос;
· сообщение-сообщение;
· побуждение-сообщение.
Формирование диалогов сложный и длительный процесс для детей с недостатком слуха. Модель формирования диалога можно представить в виде четырех этапов:
Первый этап - подготовительный: выбор участников диалога, определение вида диалога.
Второй этап – выбор темы, определение содержания; готовность, желание, эмоциональный настрой собеседников.
Третий этап – словарная подготовка.
Четвертый этап – совершенствование речевого материала и непосредственно структуры диалога.
В своей работе по обучению составлению диалогов, мы используем планы для учителей и для учеников.
УЧИТЕЛЬ
1. Определяет тему.
2. Изучает умения и навыки учеников по выбранной теме (важно провести диалог, самостоятельно составленный учениками).
3. Составляет диалоги – образцы, речевые клише, модели речевого воздействия.
4. Определяет последовательность типовых диалогов.
5. Знакомит учеников с новыми словами и групповой структурой ведения диалога.
6. Комментирует социально-культурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.
7. Читает и проигрывает диалог.
8. Отрабатывает и обращает внимание на правильность фонетического оформления речи.
9. Организовывает работу с текстом диалога, направляет ее на полное понимание и запоминание.
10. Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности, моделирует, трансформирует диалог (включает различные клише из разных стандартных диалогов).
11. Развивает творческую деятельность учеников.
12. Продумывает невербальные и вербальные опоры для конкретных учеников.
13. Планирует пары учеников.
Обучающиеся
1. Знакомятся с новыми словами и речевыми клише.
2. Отрабатывают, сопряжённо с учителем и индивидуально на занятиях по формированию произношения и развитию слухового восприятия, индивидуальные реплики, работают над образом.
3. Учатся быстро реагировать на реплики собеседника или собеседников.
4. Разыгрывают диалоги близко к тексту или учат наизусть.
5. Составляют собственные диалоги.
Особо следует подчеркнуть непосредственную возможность ориентировки обучащихся на образцовую речь учителя, помощь им в преодолении трудностей и немедленную коррекцию ошибок.
Важно на первых порах обучения формировать у детей умения отвечать на вопросы, высказываться в присутствии посторонних, слушать себя и других детей.
Ребята должны:
- знать и понимать систему построения диалога;
- владеть лексическими единицами;
- правильно оформлять грамматически и фонетически фразы;
- уметь излагать и употреблять в пределах темы мысли;
- воспринимать на слух собственную речь и речь собеседников;
- чувствовать практическую
необходимость использования этого вида речи в повседневной жизни.
Овладение диалогическим единством осуществляется через группу упражнений.
Сначала обучающиеся учатся строить отдельные реплики, затем
упражняются в составлении целого диалога. К тому же для ускорения процесса
овладения диалогической речью необходимо помочь детям осмыслить и обобщить
имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной
речи как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность;
повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.
I этап
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА РЕЧИ
Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделять главное, осознать проблему и
верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению формулировать вопрос и
отвечать на вопросы способствует формированию как грамматического строя речи
учащихся, так и развитию понимания логико-грамматических отношений, то есть
понимание обращенной к школьнику речи. Для оформления вопросно-ответной формы
речи используются различные упражнения, игры.
1. Игра "Выбери правильный вариант ответа", направленная на
развитие понимания логико-грамматических отношений, то есть на понимание
обращенной к ученику речи.
Необходимо из предложенных вариантов ответов на заданный вопрос выбрать
правильный.
2. Упражнение "Сформулируй вопрос" по содержанию прочитанного
произведения (кинофильма), по пройденной теме с помощью опорных слов, серии
картинок.
3. Игра "Вопрос-ответ".
Ученикам предлагается задать вопрос, записанный на карточке,
своему однокласснику.
4. Игра "Раз ты – раз я". Дети по очереди правильно
формулируют вопрос на основе деформированных предложений.
Например,
У какое, настроение, тебя, сейчас?
Предмет, любимый, учебный, твой, какой?
5.Упражнение "Составь вопросы к тексту".
Прочитай текст.
Каким предстает перед тобой автор этих строк?
В глубине памяти я храню голос сказки. Я весь дрожу от печальных слов:
«Аленушка, сестрица моя …»
Вспоминаю лицо деда, его седую бороду, глухой голос:
"Огни горят горючие.
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные …"
Я боюсь огромных котлов и разбойников с острыми ножами. От страха и жалости я
лью горькие слезы, как сам братец Иванушка.
От этих мучительных впечатлений я бегу в мир природы, в свет яркого солнца, в
тепло от родной земли.
(По И. Соколову-Микитову)
Составь вопросы к репликам автора.
Что ты …?
От каких ….?
Что ты вспоминаешь?
Чего ….?
От чего …..?
Куда ….?
6.Упражнение "Распространение предложений"
способствует расширению словарного запаса учащихся. По сюжетной
картинке первый ученик составляет простое нераспространенное вопросительное
предложение и отвечает на него, каждый следующий добавляет к нему по
слову.
Например. Ребята что делают? (Ребята наблюдают). Ребята наблюдают за кем?
(Ребята наблюдают за птицами). Какие ребята наблюдают за птицами?
(Неравнодушные, добрые ребята наблюдают за птицами). Какие ребята как наблюдают
птицами? (Неравнодушные ребята с интересом наблюдают за птицами) и т.д.
Девочка что делает? (Девочка спасает). Девочка спасает кого? (Девочка спасает
брата). Какая девочка спасает кого? (Смелая девочка спасает брата). Какая
девочка спасает от чего? (Смелая девочка спасает брата от беды). Какая девочка
спасает от кого? (Смелая девочка спасает брата от собаки) и т.д.
7. Игра "Волшебный мешок" способствует формированию умения
формулировать вопросительное предложение.
Ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают
вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.
Например:
· Из какого материала выполнен это предмет?
· Какова форма этого предмета?
8. Задание "Сформулируй вопросы по изученной теме урока
учителю или однокласснику".
9. Упражнение "Сформулируй вопрос, соответствующий данному ответу".
10. Упражнение "Придумай несколько вариантов ответов на поставленный
вопрос".
II этап
ОБОБЩЕНИЕ.
На первый план выходит общение детей друг с другом. Создаются коммуникативные
ситуации, в том числе, игры для развития невербального общения (мимика, жесты)
и умения переключаться с позиции слушающего на позицию говорящего.
1. Игра "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем".
Дети работают в парах. Изображают животное или птицу и т.п., а
остальные должны узнать.
2. Игра "Увидел – показал – назвал, назвал – увидел – показал".
С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику
предметов (самолет пашет, утюг поет и т. д.). Это направляет мышление детей на
выделение главного, функционального признака понятия - образа, способствует
формированию динамической психолингвистической модели «подлежащее-сказуемое».
Затем вводится модель «подлежащее-сказуемое-дополнение» (я мою посуду и т.д.).
Одновременно расширяется словарный запас, развивается грамматический строй и
произносительная сторона речи.
3. Пантомимические сценки:
· изобразить воробья в лапах у кошки;
· представить себя доброй и ласковой Весной;
· разговор с капризным ребенком или с рассерженным человеком и т.п.
4. Игра
"Снежный ком", направленная на развитие грамматического строя и
произносительной стороны речи.
Предлагается ученикам составить небольшой диалог на заданную тему по кругу.
Первый ученик задает вопрос, у следующего обуучающегося в ответе должны
содержаться слова (или слово), произнесенное в вопросе и т.д.
5. Игра "Продолжи разговор с разными вариантами его финала"
способствует формированию грамматического строя речи, умению правильно строить
синтаксические конструкции, развитию творческой фантазии учащихся.
6. Задание "Прочти диалог и придумай к нему продолжение с добавлением
собеседников".
7. Минутка "Почемучки". Дети задают вопросы по желанию на
интересную для них тему.
8. Игра "Будь внимателен". обучающиеся должны не только
сформулировать вопрос, но и постараться быстро и правильно ответить на него. Например,
сколько окон в твоей квартире? Какого цвета обои у вас в самой большой
комнате?
III этап
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСВОЕННЫХ НАВЫКОВ
На данном этапе используются диалоги, дидактические игры.
1. Упражнение "Продолжи диалог"
По дороге из школы домой ты разговариваешь с товарищем...
Ты пришел к больному товарищу....
2. После чтения по ролям текста художественного произведения учащимся
предлагается воспроизвести диалог в форме драматизированной игры.
3. Упражнение "Дополни диалог".
Прочитай
диалог. Какие слова приветствия забыла сказать девочка маме утром?
- Мама, уже пора вставать?
- Да, дочка, пора. Вставай скорее, а то опоздаешь в школу.
- Я встала, мама, иду умываться.
4. Упражнение "Составь диалог по опорным словам по заданной теме".
Предлагается ученикам определенная тема и ключевые слова или
словосочетания.
5.Упражнение "Составь диалог по образцу". Обучающимся
предлагается готовый диалог и дается задание составить аналогичный.
6.Придумай диалог между реальными лицами, животными и растениями,
неодушевленными предметами.
7. Участие в диалоге со сменой лиц (злой – добрый и т.п.)
8. Сочинение стихотворений в диалоговой форме по опорным словам.
- ……….тишина? - Почему такая тишина?
- ………луна. – Это ночь. На нас глядит луна.
- ……….журчит? - Что так ласково журчит?
- ……говорит. – Это ручеек с луною говорит.
Для развития диалогических форм речи полезно
-организовывать инсценировки,
-предлагать продолжить разговор, когда даны начальные реплики или конец диалога;
- практиковать составление текстов разговора при опоре на наглядно воспринимаемую ситуацию (например, по картинке); на основе прослушанного текста.
Примерные упражнения:
Закончи фразу:
Вариант 1.
- Не выключай, пожалуйста, телевизор.
- Прости, я думала, что ты _____________________ (читаешь, смотришь и т.д.)
-Читаю и смотрю программу (фильм).
- Какую (какой) ты смотришь программу (фильм)?
- ________________________, очень интересно.
Вариант 2.
- ______, привет! Ты был на стадионе? Я и не знал, что ты ____________ (занимаешься спортом, любишь плавать, играешь в теннис и т.д.)
- _______, привет! Да, я люблю ______________________ .
- А еще какой вид спорта ты любишь?
- Летом - ______, зимой ______ . Без спорта _______ (скучно жить, мало друзей)
Вариант 3.
- Познакомься, пожалуйста, это моя _________ (мама, бабушка). Её зовут _______ .
- Здравствуйте, мне очень приятно (я очень рад).
- ________, пойдем с нами в _______ (в кафе, в кино, в парк).
- Нет, спасибо, я не могу пойти, потому, что___________ (мне надо делать уроки, меня ждёт мама и т.д.)
Вариант 4
- Бабушка, мы пойдём с тобой в ____________ (Макдоналдс, кафе-мороженое, Шоколадницу и т.д.)?
- Да, конечно (вечером, в субботу, через час и т.д.)
- Заказывать я буду все сам.
- Для меня закажи ______________ (мороженое, кофе, сок, чизкейк и т.д.)
- Знаю, знаю ты любишь:__________ .
Диалог по заданному началу или концовке
Вариант 1
А)- Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, проездной билет
- На какой вид транспорта? (автобус, троллейбус, трамвай, метро)
- Мне нужен ________.
- ___________________ .
- ___________________ .
Б) - _____________________
- _______________________
- ______________________
- Возьмите ваш билет. Он стоит 900 рублей.
- Спасибо, до свидания.
Вариант 2.
(сумка, пакет, кошелёк, погода на улице – одежда, зонт)
А) - _________, иди в магазин и купи (молока, хлеба, масла, конфет и т.д.)
- Можно я куплю __________ (мороженое, киндер-сюрприз, чипсы и т.д.)?
- Хорошо. Не забудь купить __________________ .
- _____________________
- ________________ .
Б) - _____________________.
- _______________________ .
- ______________________.
- _______________________ .
- Дай мне кошелёк и пакет.
- Возьми на тумбочке в прихожей. Не забудь зонт, на улице дождь.
- _______________________
- докажи, что книгу…….. стоит прочесть;
- объясни, почему ты не любишь математику;
- узнай как можно больше о предмете (чей, чья, чье, чьи);
Особая роль отводится работе по формированию интонации.
Помимо
перечисленных игр и упражнений, сообщение новой темы также происходит в
диалоговой форме.
Кроме того, построение урока или занятия на диалогической основе, позволяет
уйти от стереотипности в преподавании и воспитании. Уроки и занятия
приобретают яркость, оригинальность: будь то театральная постановка или деловой
диспут. Создание на уроках диалогических ситуаций способствует превращению
«сухого» учебного материала в более доступный, увлекательный для детей. Знания
не преподносятся в готовом виде, а добываются обучающимися.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.