Работа с текстами физического содержания при подготовке обучающихся к ГИА
Функциональная грамотность – одна из базовых компетенций человека, которая предполагает умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию. Функциональная грамотность в основном проявляется за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. С позиций ФГОС функциональная грамотность носит метапредметный характер и относится к универсальным учебным действиям. Естественнонаучная грамотность отражает общий уровень культуры общества и человека, говорит о его способности к использованию естественнонаучных знаний; умение выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека. Работа с текстом является способом формирования читательской грамотности. Смысловое чтение – это чтение, направленное на понимание смыслового содержания текста.
Выделяют следующие действия смыслового чтения:
– осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
– определение основной и второстепенной информации;
– формулирование проблемы и главной идеи текста.
К навыкам смыслового чтения относят:
– различение типов содержания текста (факты, мнения, суждения, оценки);
– распознавание иерархии смыслов в рамках текста (основная идея, тема и ее составляющие);
– собственное понимание (процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации).
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов, в том числе и физики. Надо отметить, что в соответствии с требованиями ФГОС содержательный и процессуальный компоненты УМК учебного предмета «Физика» достаточно хорошо и детально разработаны. Однако по результатам ГИА школьники испытывают большие трудности при работе с информацией, представленной в текстах физического содержания.
В результате изучения физики ученик основной школы должен осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах.
В содержании ГИА по физике основного общего образования выделены следующие требования к умению работать с текстами физического содержания:
– понимать смысл использованных в тексте физических терминов;
– отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;
– отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;
– использовать информацию из текста в измененной ситуации;
– переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Типы текстов с физическим содержанием
1. Текст с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни
Задания к ним могут проверять:
– понимание информации, имеющейся в тексте;
– понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
– умение выделить описанное в тексте явление или его признаки.
Например: текст «Цвета неба и заходящего Солнца». Какая часть заходящего Солнца (верхняя или нижняя) выглядит более красной? Ответ поясните. Решение: более красной выглядит верхняя часть заходящего Солнца, так как лучи, идущие от нее, проходят до наблюдателя больший путь, чем лучи, идущие от нижней части, а, следовательно, больше «очищаются» от желтых, зеленых и фиолетовых, которые рассеивает атмосфер).
2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики
Задания к текстам могут проверять:
– понимание информации, имеющейся в тексте;
– умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;
– умение определить (или сформулировать) выводы;
– умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.
Например: «Токи Фуко». Какой железный сердечник будет больше нагреваться в переменном магнитном поле: сердечник, набранный из тонких изолированных пластин, или сплошной сердечник? Ответ поясните. Решение: сплошной сердечник будет нагреваться больше, поскольку он имеет меньшее электрическое сопротивление, чем сердечник, набранный из тонких изолированных пластин. Соответственно, сила вихревого тока в нем будет больше.
3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики
Задания к текстам могут проверять:
– понимание информации, имеющейся в тексте;
– понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
– умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;
– умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.
Учащиеся очень любят такие тексты, ищут их сами, сами формулируют вопросы и задания к тексту.
Например: «Принцип работы СВЧ-печи». Для разогрева пищи в СВЧ-печи нельзя использовать посуду из: 1) меди; 2) стекла; 3) фарфора; 4) керамики.
4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека
Задания могут проверять:
– понимание информации, имеющейся в тексте;
– понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
– умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;
– умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.
Например: «Ультрафиолетовое излучение». Для получения максимального бактерицидного эффекта целесообразно использовать: 1) ультрафиолет-А; 2) ультрафиолет-В; 3) ультрафиолет-С; 4) естественный ультрафиолет).
5. Тексты общекультурного содержания
Задания могут проверять:
– понимание информации, имеющейся в тексте;
– понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
– умение оценивать степень актуальности описанных в тексте взглядов и убеждений ученых, деятелей культуры и искусства;
– умение оценивать степень актуальности описанных в тексте физических явлений, технических устройств и т.д. для жизни общества.
Работа с текстами общекультурного содержания способствует формированию у учащихся умений:
– выделять главную мысль текста или его части;
– выделять физическую информацию, завуалированную в тексте: физические термины, явления, закономерности, процессы и т. д.;
– раскрывать смысл использованных в тексте физических терминов;
– выделять явно заданную в тексте информацию (отвечать на прямые вопросы по содержанию текста);
– отвечать на вопросы, требующие использования информации из данного текста;
– переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст – в таблицу, график, диаграмму, рисунок);
– делать выводы;
– сравнивать, классифицировать описанные в тексте объекты и явления;
– критически оценивать содержание информации.
Например: «Атмосферное давление». Если в опыте Герике заменить полушария на «полупараллелепипеды» – кубы со стороной 0,5 м и без одной грани, то с какой силой они будут прижиматься друг к другу при атмосферном давлении 760 мм рт.ст.? Дайте развернутое решение. Решение: сила, с которой кубы будут прижиматься друг к другу, равна произведению давления (760 мм рт.ст.= 105 Па) на площадь грани куба, т.е. получаем: F = p ∙ S = 105 Па ∙ 0,25м2 = 25 кН.
6. Сюжетная (текстовая) задача
Задания могут проверять:
– понимание информации, имеющейся в тексте;
– понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
– умение моделировать описанную ситуацию;
– умение анализировать;
– умение определить (или сформулировать) выводы.
Дорожные видеокамеры
Для исследования безопасности дорожного движения в настоящее время используют видеокамеры. Их обычно ставят на опасных участках дороги: на подъемах, узких участках, на поворотах и т.д. На видеокамере можно наблюдать за тем, как быстро движутся машины на этой дороге, на каком расстоянии друг от друга они едут и какую часть дороги они используют при движении. Затем на дорогах устанавливаются разделительные полосы и дорожные знаки, ограничивающие скорость движения и запрещающие обгон. Теперь на видеокамере можно увидеть: движутся машины быстрее или медленнее; ближе или дальше друг от друга располагаются машины; ближе к краю дороги или к центру движутся машины.
Задания к тексту
1. При большой скорости водителям рекомендуется между своей и движущейся впереди машиной оставлять большее расстояние, чем при движении с небольшой скоростью, так как быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться. Объясните, почему быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться, чем машине, которая едет медленно.
2. Сотрудник ГИБДД на видеокамере видит, что машину А, скорость которой 36 км/ч, обгоняет машина Б, движущаяся со скоростью 72 км/ч. Насколько быстрее едет машина Б по сравнению с машиной А?
1) 0 км/ч
2) 18 км/ч
3) 36 км/ч
4) 60 км/ч
5) 105 км/ч
3. На данном участке дороги дорожный знак, ограничивающий скорость движения до 40 км/ч. Какая из машин едет с нарушением правил дорожного движения?
1) Машина А
2) Машина В
3) Обе машины
Ответы и комментарии к заданиям
Задание |
Правильный ответ |
1 |
Тормозной путь автомобиля не зависит от его массы, а зависит от начальной скорости и коэффициента трения. Время торможения зависит от начальной скорости и коэффициента трения. Поэтому быстро движущейся машине требуется больше времени, чтобы остановиться, чем машине, которая едет медленно. А) Атр=mV2/2-mV02/2; Атр= FтрS; Fтр=μmg; Атр =μmgS; mV02/2= μmgS, S= V02/2μg. Б) S=V0t/2; V0t/2= V02/2μg, t= V0/ μg |
2 |
3 |
3 |
2 |
Для подготовки учащихся основной школы в процессе обучения физике к выполнению таких заданий, формированию информационных УУД необходимо использовать методику, которая ориентирована на преодоление трудностей, возникающих у школьников при работе с текстовой информацией. Я выделяю следующие этапы деятельности при работе с текстовой информацией физического содержания:
1) понимание смысла, написанного;
2) выделение из текста главной мысли;
3) извлечение дополнительной информации из рисунков, таблиц и графиков, представленных в тексте;
4) самостоятельный разбор математических выводов формул, аналитически выражающих закономерную связь явлений и величин, их характеризующих;
5) изложение прочитанного своими словами (логично, последовательно), дополнение информации, имеющейся в тексте, сведениями, полученными из других источников, в том числе и на электронных носителях, т.е. овладение первоначальными умениями по систематизации и обобщению информации, изложенной в различных источниках;
6) использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и Интернета для нахождения нужного источника информации.
Самым сложным при чтении текста является умение выделять главные мысли в тексте. При работе с информацией естественнонаучного содержания формированию этого умения способствуют основные представления о научных фактах, явлениях, законах, т.е. об основных компонентах системы научных знаний. Такую систематизацию осуществляет учитель, излагающий учебный материал по обобщенным планам изучения физического явления, понятия, величины, закономерности, закона, теории, технического устройства. В процессе беседы на уроке, осуществляется выделение основных структурных элементов системы научных знаний. Затем раскрываются требования к усвоению каждого из элементов, коллективно строятся обобщенные планы для их изучения. На учебном занятии организуется самостоятельная работа с учебником – с небольшими текстами однородного содержания (т.е. содержащими один из структурных компонентов). Чтение текста становится продуктивным, когда ученики занимают активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. Такой вид чтения – изучающее чтение. Например, читая условие задачи, учащиеся отмечают ключевые слова, физические явления, физические величины, составляют план, графические схемы, схематические рисунки, чертежи и т. д.
Для лучшего усвоения алгоритма работы с текстовой информацией необходимо последовательно работать над отдельными задачами:
Задача 1. Научиться выделять главную мысль текста или его частей (передать суть текста, разделить текст на смысловые части, подобрать другой заголовок для текста, сделать вывод по содержанию текста).
Задача 2. Научиться понимать информацию, содержащуюся в тексте (выделять явно заданную и не явно заданную в тексте информацию, прямы вопросы по тексту и вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста).
Задача 3. Научиться преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования (способы представления информации – графики, таблицы, схемы, методы – кластеры, тезисы).
Задача 4. Научиться применять информацию из текста в измененной ситуации (использовать аналогию при решении других задач, описывающих такое же явление).
Задача 5. Научиться критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации (формирование собственного критического мнения, умение критически воспринимать информацию можно развивать через задания на нахождение ошибки в тексте на основе имеющихся знаний или с помощью дополнительной информации, на оценку достоверности информации).
Методические приемы организации работы с учебной и научно-популярной информацией физического содержания:
ü алгоритмы («Закон Ома для участка цепи». Задание. Прочитайте предложенный текст. Пользуясь обобщенным планом описания физического закона, на основе предложенного текста и текста учебника охарактеризуйте закон Ома для участка цепи);
ü сравнение (сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера, этот прием можно использовать на уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений, приборов, например, Ф.И. Тютчев. «Фонтан»);
ü «знаем / хотим узнать / узнали» («инсерт» - самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления. Читая, ученик делает пометки в тексте: «v» – уже знал, «+» – новое «–» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы, нужно вернуться, нужно найти ответ в других источниках);
ü синквейн – стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами (1 строка – заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженная в форме существительного, 2 строка – два прилагательных, 3 строка – три глагола, 4 строка – фраза, несущая определенный смысл (4 слова), 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Например, текст «Радуга», строчка 1 – радуга, строчка 2 – семицветная, круглая, строчка 3 – появляется, наблюдается, изменяется, строчка 4 – атмосферное оптическое явление, строчка 5 – преломление);
ü составление графических систематизаторов (блок-схемы, диаграммы, ментальные карты, кластеры);
ü «лови ошибку» (учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы);
ü «Тонкие» и «толстые» вопросы («Толстые» вопросы Объясните почему…? Почему вы думаете…? Предположите, что будет если…? В чем различие…? Почему вы считаете…? «Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?).
Если систематически в процессе обучения физике предлагать учащимся тексты и текстовые задачи, а также задания к ним, направленные на понимание смысла использованных в тексте физических терминов, перевод информации из одной знаковой системы в другую, применение информации из текста в измененной ситуации, сопоставление информации из разных частей текста, то это способствует формированию умения выполнять задания к тестам физического содержания, представленным в КИМ ГИА по физике и функциональной грамотности в целом.
Литература
1. Великие эксперименты в физике / пер. с англ. И.Б. Виханского и В.А. Кузьмина; под ред. В.И. Рыдника. – М.: Мир, 1972. – 215 с.
2. Демидова М.Ю. Естественно-научный цикл: читательские умения / М.Ю. Демидова // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 214.
3. Демидова М.Ю. Обучение работе с информацией // Физика
(приложение к газете «Первое сентября»). – № 48. – 2000. – С. 1–2.
4. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения /Е.П. Кузнецова, В.И. Титаренко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. Науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара : АСГАРД, 2016. – С. 151–153.
5. Низовская И. Критическое мышление это… // Библиотека в школе. – 2003. – № 16. – URL: lib. 1september/ru htm
6. Пентин А.Ю., Никифоров Г.Г., Никишова Е.А. Основные под ходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 80–97.
7. Усова А.В. Развитие познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения физике / А.В. Усова, З.А. Вологодская. – Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1996. – 126 с. 94
8. Шефер О.Р. Тексты физического содержания как средство формирования у учащихся умения работать с научно-популярной информацией: монография / О.Р. Шефер, Е.П. Вихарева. – Челябинск: ООО «Край Ра», 2013. – 148 с.
9. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.
Интернет-ресурсы
1. http://class-fizika.narod.ru/8_27.htm
2. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
3. https://www.elektro.ru/articles/detail/istoriya-vozniknoveniya
lamp-nakalivaniya-i-ikh-kharakteristika/
4. https://www.elektro.ru/articles/detail/kakimi-yavleniyami
soprovozhdaetsya-elektricheskiy-tok/
5. https://citaty.su/kratkaya-biografiya-georga-oma
6. https://ethnomir.ru/articles/istoriya-fontanov/
7. https://foxford.ru/wiki/fizika/elektroskop-i-elektromet
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.