Статья "Развитие графомоторных навыков средствами декоративно – прикладного и изобразительного искусства"
Оценка 4.6

Статья "Развитие графомоторных навыков средствами декоративно – прикладного и изобразительного искусства"

Оценка 4.6
docx
11.08.2021
Статья "Развитие графомоторных навыков средствами декоративно – прикладного и изобразительного искусства"
Статья Графомоторные навыки.docx

Сизова Наталия Владимировна

 учитель ИЗО, логопед

Статья

«Развитие графомоторных навыков средствами декоративно – прикладного и изобразительного искусства»

 

      Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

     Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего.

     Только письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

     При рисовании же дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача - использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов.

     На коррекционно – развивающих занятиях с детьми с общим недоразвитием речи  использую различные  виды  изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование.

     На занятиях дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.

          Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.

     Особенность рисования заключается и в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формируются не сразу, а постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных  изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).

     Одним из эффективных средств развития графических навыков является  декоративное рисование. Технические приемы рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки. Детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

     Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

     Декоративное рисование можно использовать и при решении воспитательных и образовательных задач.

     Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного народного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

     Во-вторых, возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет детям удовольствие.

     В-третьих, очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

     Детский рисунок также может послужить психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.

     При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваивается многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению.

     Изучая народно-прикладное творчество, дети узнают об орнаменте. (Орнамент, согласно словарю С.И. Ожегова, - это узор, состоящий преимущественно из геометрических, растительных элементов, чередующихся в определенной последовательности, он также может включать в себя изображения животных). Чаще всего встречается орнамент из геометрических фигур в виде овала, круга, ромба, квадрата и растительный орнамент, состоящий из многообразия растительных форм с включением изображения животных и птиц. Знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств ознакомления с окружающей природой. Природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Из нее взяты образы, узоры, сюжеты, краски.

     Дети учатся находить в природе детали своего узора, бережно относиться к ней.

     Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас детей. Дети называют предметы (чашка, ладья, матрешка, дымковская игрушка и т.д.); материал, из которого они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутон, завитки, кудрины, гирлянды).

     При рассмотрении узора хорошо проходит обучение по образному сравнению: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на мрамор, дымковская игрушка - на сказку. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают о цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

     Еще одно преимущество декоративного рисования заключается в том, что многие его элементы рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Так, рисование жостовского, городецкого узора, гжели требует, чтобы дети из основных цветов получали различные оттенки и другие цвета. Если педагог не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета.

     Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

     Очень хорошие результаты на занятиях ИЗО дает прослушивание литературного отрывка (словесный портрет, пейзаж и пр.), когда дети создают изображение без привлечения наглядных средств. Также рисуем иллюстрации по знакомым сказкам и рассказам. Каждый ребенок выбирает один из эпизодов, предложенных педагогом, и изображает его на отдельном листе. Затем педагог составляет из детских рисунков сюжеты, а дети поочередно рассказывают об изображенном эпизоде. Такие занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение. Занятия ИЗО должны быть интересны ребенку и желанны для него.

     Таким образом, изобразительное творчество позволяет развивать у детей с ОВЗ  психическую и физическую сферы. В результате систематических занятий у них улучшается моторика, развиваются сенсорная и познавательная функции. Все это в процессе социализации ребенка помогает ему успешно осваивать различные виды деятельности и, главным образом, речевую.

 

 

 

 


 

Сизова Наталия Владимировна учитель

Сизова Наталия Владимировна учитель

Особенность рисования заключается и в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением…

Особенность рисования заключается и в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением…

Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна

Работы народных мастеров детям более понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна

Если педагог не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета

Если педагог не дает готовых рецептов, то дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые цвета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2021