Современные технологии необходимы на уроках музыки. Применение мультимедийных средств - это развитие инновационного мышления ребенка в процессе изучения художественно-эстетических дисциплин в учебных заведениях для интеллектуального развития учащихся и оптимизации образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.
На сегодняшний день существует много различных электронных изданий, которые могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. "Энциклопедия классической музыки" включает 278 статей о композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных произведений и описание их содержания. Показаны в анимации 44 музыкальных инструмента и даны образцы их звучания. 121 статья познакомит с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта, симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерно-инструментальная музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями, видеофрагментами и отрывками музыкального звучания.
Инновационные технологии на уроках музыки.
Технический прогресс развивается очень активно. Каждый день
появляются все более новые технологии. Современный человек имеет дома
компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото и видеокамерами. В
каждой школе есть компьютер или компьютерный класс.
Современные технологии необходимы на уроках музыки. Применение
мультимедийных средств это развитие инновационного мышления ребенка
в процессе изучения художественноэстетических дисциплин в учебных
заведениях для интеллектуального развития учащихся и оптимизации
образовательного процесса, развитию творческой компетентности учащихся.
На сегодняшний день существует много различных электронных
изданий, которые могут быть использованы в музыкальнообразовательной
деятельности. "Энциклопедия классической музыки" включает 278 статей о
композиторах всех стран, 209 музыкальных фрагментов самых известных
произведений и описание их содержания. Показаны в анимации 44
музыкальных инструмента и даны образцы их звучания. 121 статья познакомит
с самыми известными исполнителями всего мира. Не забыли авторы
рассказать о десяти основных жанрах музыки (опера, балет, оперетта,
симфония, концерт, соната, фортепианная музыка, камерноинструментальная
музыка, кантаты и оратории, песни и романсы) с иллюстрациями,
видеофрагментами и отрывками музыкального звучания.
Тематические – М.П.Мусоргский “Картинки с выставки”,
П.И.Чайковский “Щелкунчик”, “Времена года”, К. СенСанс “Карнавал
животных” и др. Данные программы с помощью анимации, трехмерной
графики в интересной форме знакомят нас с содержанием и музыкальными
особенностями и художественными образами отдельных произведений
выдающихся мировых композиторов;
Образовательноигровые – “Учись рисуя”, “Клиффорд. Угадай
мелодию”, “Музыкальный класс” и др. “Музыкальный класс” программа, где
с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные
федеральной программой по музыке. Курс “Теория музыки” поможет
учащимся узнать и понять основные термины музыкальной грамоты – нота,
тон, интервал, мелодия, гармония, ритм и многие другие. “Музыкальные
кубики” позволят собрать мелодию, “Музыкальный диктант” поможет
проверить свой музыкальный слух и память. “История музыкальных
инструментов” поможет не только узнать, какие существуют музыкальные
инструменты, но и услышать их звучание. “Компьютерное фортепиано” даёт
возможность исполнить любую мелодию на клавиатуре компьютера,
используя самые различные инструменты (арфа, кларнет, труба, барабан,
гитара, фортепиано, синтезатор, колокольчики и литавры). Фонотека – записи музыкальных произведений: подборки по странам,
композиторам, жанрам;
Фонограммы песен разучиваемых учащимися.
Очень часто на уроках музыки применяются такие формы работы, как
подготовка учениками докладов и рефератов. Появление Интернета и наличие
в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся довольно легко
получить интересующий их материал и монотонно рассказать его на уроке.
При работе над презентацией это становится невозможным. Для подготовки
презентации ученик должен провести огромную научноисследовательскую
работу, использовать большое количество источников информации, что
позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт
индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в
презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть
красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое
мышление, формирует навыки. В процессе демонстрации презентации ученики
приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится
в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет
повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является
одним из элементов современной молодежной культуры.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно
организовать групповую деятельность учащихся: совместное творчество по
созданию слайдов учителя и учеников создает благоприятный
психологический климат, формирует умение работать в группе. Также с
помощью разнообразных технологий,
реализуется гуманистическая
философия образования, целью которых является не только трансляция
знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей
каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной
учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная
методика. Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать задачи
личностноориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и
предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств,
мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной
ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики
на уроке можно достичь сразу нескольких целей побудить ребенка к
творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу
праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить,
оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение
традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения,
школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опытпознавательной и учебной деятельности. Организуя работу над проектом
важно вовлечь в работу всех учащихся класса.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая
игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на
себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в
отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие
возможности.
Информативноисследовательские проекты рефераты, презентации.
Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество
композитора», «История одного музыкального инструмента».
Творческие проекты – создание видеоклипа в программе Movie Maker.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие
помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять
инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию
«успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов
деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее
способностей, склонностей, интересов. Ориентируясь на те цели и задачи,
которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы учащихся в
современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.
(Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя
полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не
вовлечены в активную деятельность, то любой материал вызовет у них
созерцательный интерес к предмету. Для того чтобы разбудить в школьниках
активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и
значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения
готовых знаний к их осознанному приобретению.)
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки
– это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость
использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни.
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит,
современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,
т.к. главная задача школы воспитать новое поколение грамотных, думающих,
умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя
забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не
“подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить
его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики.
Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те еёоткрытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности
ребёнка.