Предпрофильное образование
Оценка 4.7

Предпрофильное образование

Оценка 4.7
docx
20.01.2020
Предпрофильное образование
Копия Батенева система профильной и предпрофильной.docx

Система профильной и предпрофильной работы                                                                1-9

 в учреждении дополнительного образования

 

 

Анна Николаевна Батенева, методист  МБУДО ДДТ города Белово, 652645, г. Белово, пгт Новый Городок, ул. Киевская, 51-78; тел.  8 951 597 06 28,   E-mail: annabateneva@mail.ru

Краткая информация об авторе: Батенева Анна Николаевна родилась 18.08.1974 года, в 1996 г. окончила Кемеровский государственный институт культуры и искусств. В МБУ ДО ДДТ города Белово работает с 1999 года  педагогом дополнительного образования, а затем и методистом. Имеет высшую квалификационную категорию методиста. Среди профессиональных качеств Анны Николаевны можно выделить стремление к самовыражению, высокий творческий потенциал, огромную работоспособность.  Анна Николаевна всегда стремится развивать свою педагогическую  индивидуальность, восприимчива к инновациям, легко адаптируется в меняющейся педагогической среде. Ведет активную работу по внедрению новых технологий в работу педагогического коллектива МБУДО ДДТ города Белово.

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации профильной и предпрофильной работы в учреждении дополнительного образования, а также профессиональной ориентации учащихся в современных условиях. Автором рассматривается важность и необходимость данной деятельности. В статье, на примере опыта работы МБУДО ДДТ города Белово, рассмотрены различные варианты работы, направленные на профессиональную ориентацию учащихся. Достоинством статьи является диссеминация опыта работы учреждения дополнительного образования, а также доступность применяемых технологий.

Ключевые слова: профильное обучение; предпрофильное обучение; профессиональное самоопределение; предпрофессиональная социализация; профориентация школьников; самоопределение личности; выбор профессии; помощь в самоопределении; выбор профиля.

 

Профессия играет важную роль в жизни каждого человека. От того, где, кем и как мы работаем, зависит и то, как мы себя чувствуем, и то, как к нам относятся другие.

            Миру нужен самостоятельный человек. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической  обстановки   человек,   рассматривающий эти

 изменения как трагедию, вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, с  раннего детства ребенка  нужно  научить хорошо ориентироваться  в быстро                                                                                                                                                        

меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения, помогать в самоопределении.                                                                                                                                             Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку может один из социальных институтов – учреждение дополнительного образования. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей учреждения дополнительного образования. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом: необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством и, что немаловажно, с самим собой.

В соответствии с образовательными стандартами нового поколения, обозначенными в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», современная система дополнительного образования представлена как вариативное образовательное пространства личностного и профессионального самоопределения ребенка, в задачи, которой входит реализация как общеразвивающих, так и предпрофессиональных и дополнительных профессиональных программ.

Проблема выбора профиля является непростым испытанием,  как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит со­вершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть даль­нейшая судьба старшеклассников, в частности, уровень их подготовленно­сти к успешной сдаче государственных экзаменов и перспектива продолже­ния образования после школы.
Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить свои способности, развить их и подготовиться  к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. При этом очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности ребенка.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года отмечено, что отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

·         создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (на­правления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;

·         многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы,   склонности и потребности ребенка;

·         личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

·         личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;

·         создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

·         признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.

С 2009 года на базе МБУДО ДДТ города Белово функционировала городская экспериментальная площадка «Организация предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования детей».

Профориентационная  работа в  рамках  эксперимента  была  представлена деятельностью    информационного курса «Профиклуб»,  который дал возможность детям получить общее представление о мире профессий,  расширил профессиональный кругозор обучающихся. Курс «Человек и профессия»  формировал готовность к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Активно  велась профориентационная  работа с  родителями  учащихся.

Положительные результаты реализации эксперимента  показали  возможность и необходимость  внедрения  профориентации во  все  образовательные  программы  учреждения.

С начала 2007-2008 учебного года Домом детского творчества города Белово был запущен первый этап проекта сетевого взаимодействия  с  МБОУ СОШ №19, №9, основной целью которого явилась организация качественного развивающего досуга. В рамках проекта создан кабинет профориентационной работы и штаб старшеклассников «Перспектива», целью которого стала реализация педагогической и психологической поддержки в профессиональном самоопределении подростков с учетом современных жизненных реалий.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что основное  или среднее образование без дополнительного образования  не в состоянии выполнить этот социальный заказ общества. Особое место учреждений дополнительного образования в образовательном пространстве обуславливается следующими важными причинами:

 

• содержание дополнительного образования определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов;

• учреждения дополнительного образования предоставляют ребёнку многообразие функций деятельности;

• социально-педагогическая деятельность дополнительного образования способствует обеспечению полноценного развития детей;

• дополнительное образование дает возможность формирования ранней профессиональной ориентации  учащихся.

В связи с проблемами профессионального самоопределения, важную роль играет возрастной аспект, связанный с установлением границ профессионального отбора.

Существуют четыре  этапа динамического профессионального процесса изменения отношения к профессии в зависимости от возраста.

I этап. С 7 лет отношение к профессии формируется под влиянием собственных интересов и на основе личного примера родителей.

Так, например, дети  дошкольного  возраста  узнают мир  профессий  на развивающих занятиях, основой которых является игровая мотивация. Ребёнок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он пробует себя в различных областях взрослой жизни.

Младшие школьники на   занятиях внеурочной деятельности  расширяют свои представления о мире профессий,  исследуют свои способности  применительно к рассматриваемым  видам  деятельности, развивают интерес к профессиям родителей и ближайшего производственного окружения, проявляют интерес к наиболее распространённым профессиям.
            Педагоги на занятиях часто организуют проектную деятельность, которая развивает у учащихся активность, организаторские навыки  и побуждают к более глубокому изучению ценности и важности каждой профессии в современном мире.
Используются следующие  формы профориентационных  работ: беседы, экскурсии, встречи  с  представителями разных  профессий,  игровые  формы  работы.

            II этап. С 12-13 лет подросток активно вступает в мир социальных взаимоотношений. Для него становится важно, что о нём думают, говорят окружающие, так как оценка профессии включает в себя и её престижность.
Отдельно приветствуется,  когда родители    учащегося    дополняют его знания о себе, не

 навязывая при этом своего пожелания, поскольку эмоциональная связь с родителями у младших подростков (5-7 классы) требует своего упрочения. Помощь сверстников довольно ощутима в групповой работе и касается аспектов практической составляющей профориентации (как я справляюсь, подходят ли мне эти условия труда, есть ли у меня для этого задатки?), хотя и может способствовать лучшему пониманию своих личностных качеств.

III этап. К 15-16 годам встаёт проблема реального выбора. При оценке учитываются такие моменты, как уровень зарплаты, возможность получить образование, возможность получить реальную работу в начале профессионального пути

Большое внимание в Доме детского творчества  уделяется развитию учебно-исследовательской и опытнической работе, а также допрофессиональной подготовке учащихся. Работа со школьниками основывается на экспериментально-исследовательской, экспедиционной и природоохранной деятельности по направлениям «Краеведение и туризм», «Олимпиадное движение», «Развивающая экология» и «Здоровьесбережение». В январе этого года состоялась научно-практическая конференция, на которой учащимися, их родителями и педагогами были рассмотрены вопросы экологии, проблемы современной молодёжи. Были обсуждены вопросы, затрагивающие широкий спектр проблем, связанных с современным состоянием и перспективами развития профессиональной ориентации школьников, поиском талантливой молодежи, сохранением и развитием интеллектуального потенциала Дома детского творчества.
Учитывая актуальность цели и задач, поставленных перед участниками январской конференции, были внесены следующие предложения:

  1. Обеспечение участия работодателей в реализации программ и проектов, направленных на профориентацию подростков;
  2. Создание единого информационного сайта по профориентации подростков;
  3. Сотрудничество с БИФ КемГУ (модель взаимодействия учреждения высшего профессионального образования с МБУДО ДДТ города Белово).

IV этап. К 16-18 годам знания о профессиях становятся более разнообразными и глубокими:
а) устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов;

б) знания о специальностях всегда как бы "привязаны" к человеку, то есть мы скорее накапливаем информацию о профессионалах, а не о профессиях, и это влияет на наш выбор профессии.
              Эти факторы необходимо учитывать педагогу, планируя введение элементов предпрофильной подготовки в процесс обучения, в составление своих программ.

При переходе в старшие классы (10-11 классы), если у учащихся остались сомнения или полное непонимание себя в будущей профессиональной жизни, профориентационная работа сосредотачивается вокруг уточнения социальной роли и профессионального призвания подростка. Старшеклассники в большинстве своём жалуются на чрезмерную занятость, и профессиональная подготовка, таким образом, должна проходить параллельно с основным образованием.

               Исходя из опыта работы коллектива Дома детского творчества, можно сказать, что реализация допрофессиональной подготовки осуществляется в сфере дополнительного образования в двух возможных образовательных пространствах: через углубленное изучение отдельных курсов и через участие в соревнованиях, профессиональных конкурсах, выставках.  В учреждении разработаны программы, которые помогают старшеклассникам самоопределиться, например, «Физика в природе», «Ни шагу без математики», «Туризм +», «Спортивные танцы», «Юный краевед», с 2015 года внедрена   программа  «Я и дорога».   

               Показателем результативности этих программ является то, что по  окончании  школы  обучение  хореографии выбрало 10% учащихся, программа  «Туризм+» ориентировала  33% учащихся  на  поступление в  Академию пожарной защиты г. Екатеринбурга  и Кадетский  корпус МЧС, а также в медицинские учреждения. Многие выпускники объединения «Юный краевед» выбрали следующие профессии: геолога, егеря, музейных работников, поступили в сельскохозяйственный институт г. Кемерово. Программы «Физика в природе» и   «Ни шагу без математики» помогли успешно  поступить в  технические  ВУЗы  85% учащихся.

             Несколько слов о программе «Ни шагу  без  математики».  Содержание программы построено по принципу от теории к практике.

Например, тема «Математика и кулинария».

Теоретическая часть. Меры массы, соотношения между мерами, решение задачи о выпечке хлеба. Задачи на соотношения, смеси и сплавы.

Практическая часть. Составление кулинарных рецептов, раскладка продуктов. Составление меню. Расчёты стоимости семейного праздника на определённое количество

                                                                                                                                                   человек.  Решение задач на соотношение и округление (из сборника ЕГЭ). Аналогично изучаются  темы:    «Экономика и математика»,   «Математика в профессии врача», «Связь бизнеса и математики», «Математика в домашнем хозяйстве», «Искусство и математика» и т. д.

Результаты профориентационной  работы педагоги МБУДО ДДТ города Белово представляли  на II-ой международной заочной научно-практической конференции «Теоретические и практические основы профильного и профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях реформирования общего и профессионального образования в РФ», VIII научной конференции «Наука и образование», XII всероссийском интернет-педсовете.  Статьи педагогов публиковались в журнале «Учитель Кузбасса».

           Конечно, основным результатом проводимой работы является  профессиональная ориентированность учащихся Дома детского творчества   в выборе  профессий.

Нельзя сказать, что в Доме детского творчества сложилась окончательная система профилизации образования, на данном этапе можно говорить лишь о переходе к данной системе. Содержание образования постоянно обновляется новыми программами такими, как «Театр моды «Фантазия», «Дизайн», «Компьютерная графика», где учащиеся параллельно с изучаемым материалом знакомятся с профессиями швеи, манекенщицы, модельера, дизайнера, веб-дизайнера. Создавая оригинальную модель ракеты или самолета в творческих объединениях "Юный конструктор" и «Юный техник», ребята под руководством педагогов осваивают труд конструктора, чертежника, технолога, на практике познают законы физики, аэродинамики, материаловедения и других наук, что содействует их профессиональному самоопределению.

           При переходе на допрофессиональную подготовку учащихся педагоги ДДТ столкнулись с трудностями в работе. Например, современные условия требуют от педагога принципиально новых знаний и умений. И самое главное – умение самому воспринимать знания, успевать за переменами, и если не будет меняться сам педагог, то не будут меняться условия его работы.

Методистами МБУДО ДДТ города Белово для  педагогов дополнительного образования разработана система решения данной проблемы через:

• курсы повышения квалификации;
• учебу на МО различного направления;

• мастер-классы опытнейших педагогов;
• ежегодные открытые занятия педагогов.

             Трудности также встречаются в недостаточно высокой степени профессиональной готовности наших педагогов к разработке индивидуальных образовательных программ, основное содержание которых  нацелено на "приближение" учащихся к выбору профессии, удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, организации  досуга. 
             Мы понимаем, что не каждый ребенок, посещающий творческие объединения, станет художником или дизайнером, водителем или слесарем, но он сумеет овладеть необходимыми современными технологиями, приобретет опыт социальной адаптации в обществе.
           Таким образом, осуществление целостной системы профильной и предпрофильной деятельности в дополнительном образовании помогает сформировать выпускника социально-адаптированным, конкурентно способным и востребованным на рынке труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2. - С.28-33.

2. Кудрявцева Т.В., Сухарева А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. – 1985.- №1.- С. 86-93.

3.  Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988.- С. 22

4.  Дзятковская Е.Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при подготовке к профильному обучению// Профильная школа. - 2003. - №2. - С. 24-26.

5. Дугарова Д.П. Программа «Предпрофильная подготовка» // Завуч. - 2006. - №6. - С.63-72.

6. Ладнушкина Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы // Школьные технологии. - 2005. - №1. - С.71-84; // Народное образование. - 2006. - №1. - С.110-114.

7. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/ Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2003. - 83с.

 

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование

Предпрофильное образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020