УДК 711.7
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ К КРИЗИСНЫМ СИТУАЦИЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ.
Научный руководитель: Смаглий Татьяна Ивановна
кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор,
кафедры педагогики и психологии,
НАО «Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова»
педагогический институт им. У. Султангазина
г. Костанай, Казахстан
Е-mail: Smagliy56@mail.ru
Марченко Ирина Сергеевна
магистрант 1 курса
специальности Педагогика и психология
НАО «Костанайский региональный университет имени А.Байтурсынова»
педагогический институт им. У. Султангазина
г. Костанай, Казахстан
Е-mail: vbc3@yandex.ru
Аннотация
Қазіргі уақытта дағдарыстық жағдайларды жеңу мәселесі отандық психологияда барған сайын дамып келеді. Оны зерттеуге деген ғылыми қызығушылық қазіргі қазақстандық қоғамдағы жасөспірімдердің даму жағдайының тұрақсыздығымен байланысты. Әлеуметтік-тарихи күйзелістер, құндылықтарды қайта бағалаудан туындаған өмірлік белсенділіктің әдеттегі стереотиптерінің бұзылуы және агрессивті ақпарат ағынының артуы кәмелетке толмағандардың деструктивті әсерге төзімділігін төмендетеді. Сондықтан, ең шұғыл және маңызды нәрсе-күтпеген өмірлік қиындықтарға тап болған кезде жасөспірімнің өзін қалай ұстайтындығын және олармен күресу немесе олар тудыратын эмоционалды бұзылулардың алдын алу үшін қандай стратегияларды қолданатынын зерттеу.
Түйінді сөздер: дағдарыстық жағдайлардың, психологиялық тұрақтылық, өміршеңдігі, өмірлік қиындықтар.
Аннотация
В настоящее время проблема преодоления кризисных ситуаций получает все большую разработку в отечественной психологии. Научный интерес к ее изучению обусловлен крайней нестабильностью ситуации развития подростков в современном казахстанском обществе. Общественно-исторические потрясения, ломка привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают резистентность несовершеннолетних к деструктивным влияниям. Поэтому самым неотложным и актуальным является изучение того, как ведет себя подросток при столкновении с неожиданными жизненными трудностями и к каким стратегиям прибегает, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения.
Ключевые слова: жизненные трудности, жизнеспособность, психологическая устойчивость, кризисные ситуации.
Аbstract
Currently, the problem of overcoming crisis situations is increasingly being developed in domestic psychology. Scientific interest in its study is due to the extreme instability of the situation of adolescent development in modern Kazakh society. Socio-historical upheavals, the breaking of habitual stereotypes of life caused by the reassessment of values, and the increase in the flow of aggressively tuned information reduce the resistance of minors to destructive influences. Therefore, the most urgent and relevant is the study of how a teenager behaves when faced with unexpected life difficulties and what strategies he resorts to in order to cope with them or prevent the emotional disorders they generate.
Keywords: life difficulties, viability, psychological stability, crisis situations.
Актуальность исследования. Проблема преодоления кризисных ситуаций в подростковом возрасте является одной из актуальных проблем, стоящих перед школьной психологической службой.
Необходимость изучения данной проблемы обусловлена, с одной стороны, резким увеличением числа кризисных ситуаций в жизни и деятельности подростков. А с другой стороны, - отсутствием практических методик и программ организации целенаправленной психологической помощи подросткам в трудных ситуациях.
Подростки, как особая возрастная и социальная группа, оказываются в наибольшей мере восприимчивы к деструктивным внешним влияниям. Изменение привычных стереотипов жизнедеятельности, вызванная переоценкой ценностей, и возрастание потока агрессивно настроенной информации снижают устойчивость личности к деструктивным влияниям. [1]
Современная ситуация развития общества выявила новую категорию детей и подростков - с саморазрушительным поведением. В эту категорию внешне не трудных для общества детей включаются те, чье поведение и активность может не приносить вреда обществу, но наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью [2].
По данным Генеральной прокуратуры РК, десятки тысяч детей умирают от травм, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений [3].
Среди причин такого поведения в кризисных ситуациях психологи выделяют несформированность у подростков психологической устойчивости к трудностям Л.И. Анцыферова [1], М. Тышкова [4], Д.И. Фельдштейн [5] и отсутствие помощи и поддержки со стороны окружающих А.Н. Волкова [2], Д.Н. Исаев [6], Э.М. Александровская [7].
Спектр кризисных ситуаций, с которыми подросток сталкивается в своей повседневной жизни велик. Подросток находится перед необходимостью определять свои жизненные цели, включаться в совместную деятельность, самостоятельно вырабатывать критерии для восприятия себя и других, находить средства для решения определенных задач.
Особенности поведения и переживаний подростков в данных ситуациях взаимосвязаны и зависят от степени развития психологической устойчивости подростков. Психологическая устойчивость сохраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу для психического и соматического здоровье, позволяет своевременно реагировать на возникающие трудности, частые изменения путем оптимального снижения страха, тревоги, напряжения во всех сферах жизнедеятельности [8].
Важные аспекты предметной области и понятийного аппарата, проблемы поведения личности в трудных жизненных условиях внесли Л.С. Выготский [9], Л.И. Божович [10], Т.В. Драгунова, А.Л. Венгер [11]. Изучением особенностей переживания личности в экстремальных ситуациях занимались Ф.Е. Василюк [12] , А.Д. Андреева [13] , М. Тышкова [4], Р.А. Туревская [14], Л.М. Аболин [15].
В работах Д.И. Фельдштейна [5], О.В. Лишина [16], В.В. Неверовой [17], Д.Н. Исаева [6] отмечается, что кризисные ситуации и связанные с ними негативные переживания оказывают сильное отрицательное влияние на развитие и нравственную социализацию личности, что делает проблематичной интеграцию подростков в общество.
Феномен психологической устойчивости подростков в трудных жизненных ситуациях рассматривалась в трудах отечественных ученых А.Е. Личко, В.Н. Мясищева, В.Ф. Переваловой, В.Ф. Петренко, И. Пригожина, В.И. Слободчикова, B.C. Степина, В.Э. Чудновского и др.
В связи с этим, представляется актуальным рассмотрение особенностей поведения и переживаний подростков в кризисных ситуациях, и организации целенаправленной психологической помощи подросткам по повышению психологической устойчивости в рамках школьной психологической службы.
Целью нашей работы является - изучение специфики кризисных ситуаций в подростковом возрасте и возможностей образовательного пространства школы в развитии психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям.
Объект - кризисные ситуации в подростковом возрасте.
Предмет - возможности образовательного пространства школы в развитии психологической устойчивости подростков к кризисным ситуациям.
Гипотеза - мы предполагаем, что одним из эффективных средств развития психологической устойчивости к кризисным ситуациям среди подростков является модель школьной системы по развитию жизнеустойчивости и жизнеспособности у несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Подбор и апробация методов исследования.
3. Анализ результатов экспериментального исследования.
4. Разработка и реализация модели школьной системы по развитию жизнеустойчивости и жизнеспособности у несовершеннолетних.
Методологическую основу исследования составили: системный подход (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); деятельностный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев); исследования проблемы психологической устойчивости личности (Е.М.Бабосов, О.С. Газман, М. В.Богуславский, В.В. Андреев). В основу программы работы с подростками были положены ведущие идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В Франкл и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов
исследования, включающий теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, тестирование, формирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования - КГУ «Школа – лицей № 2 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель школьной системы по развитию жизнеустойчивости и жизнеспособности у несовершеннолетних, может быть использована в работе школьных психологов, учителей и являться основой для разработки специального курса занятий с учащимися выпускных классов по подготовке их к дальнейшей взрослой жизни.
Список литературы:
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. - № 1. - Т. 15 - С.3-16.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991. -С.358-372.
3. Горшенин JI. Подросток, характер, проблемы. Акцентуация характера и их реализация в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. -1994.-№ 2.-С. 12-16.
4. Исаев Д.И. Предупреждение реакций дезадаптации (кризисных состояний) / Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия. -М., Институт практ. психологии, 1996. С.88-103.
5. Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростков в условиях социально-экономического кризиса//Мир психологии и психология в мире. М.,- 1994. С. 39-46.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.