Близнецова Л.В.
Преподаватель ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»
«Развитие цифровой образовательной среды в профессиональном образовании»
Общие понятия
1. Информационные технологии (ИТ) обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. ИТ нацелена на овладение способами пополнения знаний, способами самообразования и на быструю ориентацию в сложном мире науки и техники.
2. Целью ИТ является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями СПО, применяя всевозможные методы обработки данных и средства ИТ - математические, технические, программные, информационные, аппаратные и др.
3. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
Понятия ИТ и ИКТ часто используются как одно общее – методы взаимодействия с информацией и педагогические технологии с применением программных и технических средств.
4. Термин «цифровая образовательная среда» появился в 2014 году вслед за Манифестом о цифровой образовательной среде. Манифест был разработан некоммерческой инициативой проекта Edutainme, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архитекторы, IT- проектировщики и разработчики.
За последние время в обществе, как мы знаем, действительно формировались такие цифровые поля как: электронное здравоохранение, электронное правительство, электронная наука, электронная армия, электронная культура, экономика знаний. Электронное обучение внедрилось в структуру цифрового общества и является его одним из системообразующего элемента. Однако, ведя речь об электронном обучении, основной упор делается, как правило, на информационные технологии.
Требования и задачи ФГОС в части развития цифровой образовательной среды.
Быстроразвивающиеся технологические процессы в обществе создают такие условия, при которых выпускник СПО должен быть конкурентоспособным и иметь такие качества, которые будут способствовать его успешной социализации и адаптации за порогом СПО: профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Для этого необходимо создание педагогической, материально-технической, информационно-методической учебной документации, в которой применяются и используются соответствующее ИТ.
В связи с этим преподавателям СПО необходимо:
· привести техническое обеспечение образовательного процесса в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ФГОС;
· создать модель интерактивной образовательной среды СПО в рамках ФГОС;
· встроить информационные и коммуникационные технологии в существующую образовательную систему СПО.
Преимущества обучения с использованием ИТ
1. Предполагаемые эффекты от реализации требований.
1.1. повышение компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса (от преподавателя до студента - 100%);
1.2. повышение конкурентной способности выпускников СПО на рынке труда;
1.3. развитие материальной базы учреждений СПО;
1.4. повышения престижа образовательного учреждения (публикации в прессе и на Интернет-ресурсах, репортажи на телевидении и в радиоэфире);
1.5. повышение имиджа и привлекательности образовательного учреждения.
2. Благодаря ИТ-технологиям достигается гибкость, предполагающая наличие большого количества источников информации, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности обучающегося.
Учебный процесс, который ориентируется на использование новых ИТ-методов и организационных форм, может включать в себя:
2.1. индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);
2.2. систематическую работу студентов в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;
2.3. обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);
2.4. использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;
2.5. подготовку и ведение личных учебных достижений.
3. Переход к более компактным, как сейчас говорят, гранулированным образовательным форматам, откроет новые возможности для обучения:
3.1. учителя смогут включать в свои курсы фрагменты материалов других учителей, давать на них ссылки;
3.2. ученики смогут легче находить информацию для междисциплинарных исследований, легче выходить за пределы своего курса – например, из биологии в химию, из истории в экономику;
3.3. для широкого круга аудитории, который продолжает учиться всю жизнь, в том числе и заочники, сделает обучение гибким и доступным.
4. Использование ИТ-технологий на уроках, как правило, способствует студентам переходить от пассивного слушания к активному действию.
Недостатки, которые могут возникнуть.
Параллельно с преимуществами обучения с использованием ИТ могут возникнуть и негативные последствия воздействия этих средств на студентов. В числе которых:
1. негативные факторы психолого-педагогического характера;
2. негативные факторы влияния на физиологическое состояние и здоровье;
3. отсутствие живого диалога участников образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой и др.) создает общение в виде «диалог с компьютером», а это:
3.1. создает тотальную индивидуализацию, ослабляя творческое мышление, которое по самому своему происхождению основано на диалоге;
3.2. свертывает социальные контакты;
3.3. сводит к нулю «обратную связь»;
4. студенты не могут приобретенные знания закрепить проведением реальных опытов своими руками или применить на практике;
5. информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. В связи с этим пропадает интерес к познанию, а интернет ресурсы используются для других целей:
5.1. возможное увлечение игроманией (геймерство), которое отвлекает от действительной реальности;
5.2. возможное развитие компьютерной преступности: получение информации (прибыли от нее) с правонарушения (киберпреступность).
6. колоссальные объемы информации, также могут отвлекать внимание в процессе обучения:
6.1. создается феномен психологической зависимости от сети Интернет.
Заключение.
1. Социальная значимость требований ФГОС создает необходимость создать цифровую образовательную среду, разработать учебную документацию с применением ИТ-технологий на все радиотехнические и естественнонаучные дисциплин нашего техникума.
2. Межпредметные связи важны так же, как отдельные области знаний. Установленные горизонтальные связи между образовательными дисциплинами, позволяют развивать новые образовательные программы, учебные материалы. В итоге появляется возможность лучше классифицировать знания и навыки студентов, создавая гибкие системы аттестации.
3. Стремительное развитие современного общества предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система. Преподаватель сам, в первую очередь, должен иметь современное мышление, владеть интерактивными технологиями, самосовершенствоваться и быть примером для студентов.
Литература:
1. http://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii
2. http://manifesto.edutainme.ru/
3. http://nvsu.ru/ru/Intellekt
4. http://www.gpntb.ru/win/Inter-Events/crimea2004/309.pdf
5. https://cyberleninka.ru/article/n/k
6. https://infourok.ru/primenenie-smarttehnologii-v-obrazovatelnom-processe-mobu-sosh-obrazovanie-bez-granic-540134.html
7. https://studopedia.ru/9_115649_informatsionnie-tehnologii-v-obrazovanii.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.