Статья "«Развитие цифровой образовательной среды в профессиональном образовании»
Оценка 4.6

Статья "«Развитие цифровой образовательной среды в профессиональном образовании»

Оценка 4.6
doc
20.11.2020
Статья "«Развитие цифровой образовательной среды в профессиональном образовании»
Цифровые образовательные технологии.doc

 

Близнецова Л.В.

Преподаватель ТОГБПОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»

 

«Развитие цифровой образовательной среды в профессиональном образовании»

Общие понятия

1.    Информационные технологии (ИТ) обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. ИТ нацелена на овладение способами пополнения знаний, способами самообразования и на быструю ориентацию в сложном мире науки и техники.

2.    Целью ИТ является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями СПО, применяя всевозможные методы обработки данных и средства ИТ - математические, технические, программные, информационные, аппаратные и др.

3.    ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Понятия ИТ и ИКТ часто используются как одно общее – методы взаимодействия с информацией и педагогические технологии с применением программных и технических средств.

4.    Термин «цифровая образовательная среда» появился в 2014 году вслед за Манифестом о цифровой образовательной среде. Манифест был разработан некоммерческой инициативой проекта Edutainme, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архитекторы, IT- проектировщики и разработчики.

За последние время в обществе, как мы знаем, действительно формировались такие цифровые поля как: электронное здравоохранение, электронное правительство, электронная наука, электронная армия, электронная культура, экономика знаний. Электронное обучение внедрилось в структуру цифрового общества и является его одним из системообразующего элемента. Однако, ведя речь об электронном обучении, основной упор делается, как правило, на информационные технологии.

Требования и задачи ФГОС в части развития цифровой образовательной среды.

Быстроразвивающиеся технологические процессы в обществе создают такие условия, при которых выпускник СПО должен быть конкурентоспособным и иметь такие качества, которые будут способствовать его успешной социализации и адаптации за порогом СПО: профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми. Для этого необходимо создание педагогической, материально-технической, информационно-методической учебной документации, в которой применяются и используются соответствующее ИТ.

В связи с этим преподавателям СПО необходимо:

·      привести техническое обеспечение образовательного процесса в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ФГОС;

·      создать модель интерактивной образовательной среды СПО в рамках ФГОС;

·      встроить информационные и коммуникационные технологии в существующую образовательную систему СПО.

Преимущества обучения с использованием ИТ

1.             Предполагаемые эффекты от реализации требований.

1.1.  повышение компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса (от преподавателя до студента - 100%);

1.2.  повышение конкурентной способности выпускников СПО на рынке труда;

1.3.  развитие материальной базы учреждений СПО;

1.4.  повышения престижа образовательного учреждения (публикации в прессе и на Интернет-ресурсах, репортажи на телевидении и в радиоэфире);

1.5.  повышение имиджа и привлекательности образовательного учреждения.

2.             Благодаря ИТ-технологиям достигается гибкость, предполагающая наличие большого количества источников информации, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности обучающегося.

Учебный процесс, который ориентируется на использование новых ИТ-методов и организационных форм, может включать в себя:

2.1.  индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);

2.2.  систематическую работу студентов  в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;

2.3.  обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);

2.4.  использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;

2.5.  подготовку и ведение личных учебных достижений.

3.             Переход к более компактным, как сейчас говорят, гранулированным образовательным форматам, откроет новые возможности для обучения:

3.1.  учителя смогут включать в свои курсы фрагменты материалов других учителей, давать на них ссылки;

3.2.  ученики смогут легче находить информацию для междисциплинарных исследований, легче выходить за пределы своего курса – например, из биологии в химию, из истории в экономику;

3.3.  для широкого круга аудитории, который продолжает учиться всю жизнь, в том числе и заочники, сделает обучение гибким и доступным.

4.             Использование ИТ-технологий на уроках, как правило, способствует студентам переходить от пассивного слушания к активному действию.

Недостатки, которые могут возникнуть.

Параллельно с преимуществами обучения с использованием ИТ могут возникнуть и негативные последствия воздействия этих средств на студентов. В числе которых:

1.             негативные факторы психолого-педагогического характера;

2.             негативные факторы влияния на физиологическое состояние и здоровье;

3.             отсутствие живого диалога участников образовательного процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой и др.) создает общение в виде «диалог с компьютером», а это:

3.1.  создает тотальную индивидуализацию, ослабляя творческое мышление, которое по самому своему происхождению основано на диалоге;

3.2.  свертывает социальные контакты;

3.3.  сводит к нулю «обратную связь»;

4.             студенты не могут приобретенные знания закрепить проведением реальных опытов своими руками или применить на практике;

5.             информацию на экране компьютера не так легко читать, как печатную. В связи с этим пропадает интерес к познанию, а интернет ресурсы используются для других целей:

5.1.       возможное увлечение игроманией (геймерство), которое отвлекает от действительной реальности;

5.2.       возможное развитие компьютерной преступности: получение информации (прибыли от нее) с правонарушения (киберпреступность).

6.             колоссальные объемы информации, также могут отвлекать внимание в процессе обучения:

6.1.           создается феномен психологической зависимости от сети Интернет.

Заключение.

1.             Социальная значимость требований ФГОС создает необходимость создать цифровую образовательную среду, разработать учебную документацию с применением ИТ-технологий на все радиотехнические и естественнонаучные дисциплин нашего техникума.

2.             Межпредметные связи важны так же, как отдельные области знаний. Установленные горизонтальные связи между образовательными дисциплинами, позволяют развивать новые образовательные программы, учебные материалы. В итоге появляется возможность лучше классифицировать знания и навыки студентов, создавая гибкие системы аттестации.

3.             Стремительное развитие современного общества предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система. Преподаватель сам, в первую очередь, должен иметь современное мышление, владеть интерактивными технологиями, самосовершенствоваться и быть примером для студентов.

 

Литература:

1.      http://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii

2.      http://manifesto.edutainme.ru/

3.      http://nvsu.ru/ru/Intellekt

4.      http://www.gpntb.ru/win/Inter-Events/crimea2004/309.pdf

5.      https://cyberleninka.ru/article/n/k

6.      https://infourok.ru/primenenie-smarttehnologii-v-obrazovatelnom-processe-mobu-sosh-obrazovanie-bez-granic-540134.html

7.      https://studopedia.ru/9_115649_informatsionnie-tehnologii-v-obrazovanii.html


Скачано с www.znanio.ru

Близнецова Л.В. Преподаватель

Близнецова Л.В. Преподаватель

Однако, ведя речь об электронном обучении, основной упор делается, как правило, на информационные технологии

Однако, ведя речь об электронном обучении, основной упор делается, как правило, на информационные технологии

Переход к более компактным, как сейчас говорят, гранулированным образовательным форматам, откроет новые возможности для обучения: 2

Переход к более компактным, как сейчас говорят, гранулированным образовательным форматам, откроет новые возможности для обучения: 2

В связи с этим пропадает интерес к познанию, а интернет ресурсы используются для других целей: 1

В связи с этим пропадает интерес к познанию, а интернет ресурсы используются для других целей: 1

1. https://infourok.ru/primenenie-smarttehnologii-v-obrazovatelnom-processe-mobu-sosh-obrazovanie-bez-granic-540134.html 2. https://studopedia.ru/9_115649_informatsionnie-tehnologii-v-obrazovanii.html

1. https://infourok.ru/primenenie-smarttehnologii-v-obrazovatelnom-processe-mobu-sosh-obrazovanie-bez-granic-540134.html 2. https://studopedia.ru/9_115649_informatsionnie-tehnologii-v-obrazovanii.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2020