Статья "развитие творческого потенциала учащихся на уроках художественного труда"
Оценка 4.7

Статья "развитие творческого потенциала учащихся на уроках художественного труда"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
технология
5 кл
30.11.2020
Статья "развитие творческого потенциала учащихся на уроках художественного труда"
Материал из опыта работы о методах развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала
развитие творч потенциала учащихся на уроках художественного труда.docx

Статья «Развитие творческого потенциала учащихся  на уроках художественного труда»

 

 

         Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Развитие творческого потенциала является одной из основных линий развития такой личности. Его развитие идет в процессе обучения и индивидуальной жизни. Уроки художественного труда позволяют развивать творческий потенциал особенно эффективно.

         Творческая деятельность рассматривается как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

         Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. “Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста”, - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

         Что же можно предпринять для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Над этим вопросом я работаю всю свою школьную жизнь.

Прежде всего, скажу о принципах, которыми я руководствуюсь:

  • идти в объяснении материала от простого к сложному;
  • следить за последовательностью своих действий, а также действий обучающихся;
  • использовать наглядность;
  • всегда доводить изготовление учебного продукта до логического конца;
  • полученный результат осмыслить и применить в реальной практической деятельности

      В конце концов, я пришла к выводу, что повысить творческий потенциал обучающихся на уроках мне помогают активные методы обучения.

В первую очередь это разнообразные игры.

Виды обучающих игр, применяемые мной на уроках художественного труда:

  • Организационно - деятельностные игры, предусматривающие организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий). В свое время я разработала и проводила игры интеллектуальные по типу телевизионных передач «Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес».
  • Ролевые игры, характеризующиеся наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

1.     Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

2.     Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец, повар и посетитель ресторана и т.д.);

3.     Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;

4.     Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;

5.     Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

  • Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

Для меня важно при проведении игры:

  • побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации;
  • увидеть согласование действий участников игры, потому что в отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом.
  • акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

         Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность.  Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Данный метод созвучен с принципами современной прогрессивной школы - стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её.

         Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, умению задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

         Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставлю проблему, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.

         Для повышения мотивации к выполнению проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:

• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;

• творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;

• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;

         Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую приемы:

• прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;

• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;

• рекомендации лучших работ на конкурс;

         Считаю, что проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

• самостоятельно конструировать свои знания;

• ориентироваться в информационном пространстве;

• планировать свою деятельность;

• приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

• способствует практической реализации деятельности ребёнка;

• развивает его индивидуальные интересы.

         На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская  работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученик может раскрыть свое творческое начало, попробовать себя в роли исследователя. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

         Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.). Умение представить работу,защитить её покажет ребенка с самой неожиданной стороны, ещё больше раскроет его различные творческие возможности.

        

        

         Выводы: Работая над развитием творческих способностей детей,  у них появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. У детей раскрываются различные способности, они успешно начинают справляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что то другое».

         С усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, можно добиваться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

 

 

 

ВИКТОРИНА "У ДЕВОЧЕК - У МАЛЬЧИКОВ"

У девочек – это предмет одежды для согревания кистей рук, а у мальчиков – устройство для соединения цилиндрических частей машин, тросов, труб.

(Муфта.)

 У девочек – это часть рукава или штанины, а у мальчиков – уплотнительная деталь машины, препятствующая протеканию жидкости из одной полости в другую.

 (Манжета.)

 У девочек – это аксессуар для волос, а у мальчиков – крепёжная деталь в виде стержня.

(Шпилька.)

 У девочек – это головной убор, а у мальчиков – верхняя расширенная часть гвоздя.

(Шляпка.)

 У девочек – это вырез ворота на платье или стрижка, а у мальчиков – боевое построение пехоты четырёхугольником, для отражения атаки со всех сторон.

(Каре.)

  Для девочек – это деталь кармана, а для мальчиков – род затвора, крышки, закрывающей проход газу, пару или жидкости.

(Клапан.)

 Для девочек – это маскарадный костюм в виде длинного плаща с капюшоном, а для мальчиков – настольная игра с забиванием «козла».

(Домино.)

 У девочек – это принадлежность для вязания, а у мальчиков – деталь колеса велосипеда.

(Спица – игла для вязания и спица – стержень, соединяющий втулку колеса велосипеда с ободом.)

 Для девочек – это сосуд для кипячения чая, а для мальчиков – начинающий автолюбитель.

(Чайник.)

 Для девочек – это первый весенний цветок, а для мальчиков – неопытный водитель, который по весне выехал на дорогу после зимнего отстоя в гараже.

(Подснежник.)

 Для девочек – это то, что передаётся по радио или телевидению, а для мальчиков – механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой.

(Передача.)

 Для девочек – это перекладина, на которую вешают штору, а для мальчиков – продольный выступ в верхней части стены или нависшая часть кручи, лавины.

(Карниз.)

 Для девочек – это удлинённой овальной формы хрустальная ваза или салатница, а для мальчиков – старинное парусное судно.

(Ладья.)

 У девочек – это плотная рубчатая или с выпуклым рисунком хлопчатобумажная ткань, а у мальчиков – это полёт самолёта, похожий на падение.

(Пике.)

 У девочек – это кухонная принадлежность для зачерпывания жидкости, а у мальчиков – захватывающее устройство экскаватора.

(Ковш.)

 У девочек – это механический зажим, зацепка, которой к дамской сумочке крепится дополнительная длинная ручка. А у мальчиков – это облегчённая короткоствольная винтовка.

(Карабин.)

 У девочек – это овощ для супов и салатов, а у мальчиков – ручное оружие для метания стрел.

(Лук.)

 У девочек – это кольцо в их цепочке, а у мальчиков – подразделение ВВС.

(Звено.)

 Для девочек – это обидные слова, ругань, а для мальчиков – война и битва.

(Брань.)

 У девочек – это начинка ореха, а у мальчиков – старинный орудийный снаряд.

(Ядро.)

 У девочек – это игрушка на самой макушке новогодней ёлки, а у мальчиков – колющее оружие.

(Пика.)

 У девочек – это комплект красивой одежды, а у мальчиков – воинское задание.

(Наряд.)

 У девочек – это сало с паприкой, а у мальчиков – тайный агент полиции.

(Шпик.)

 У девочек – это поджаренный ломтик хлеба, а у мальчиков – короткая речь с предложением выпить вина.

(Тост.)

 У девочек – это левый или правый край пиджака, а у мальчиков – боковая стенка корпуса судна.

(Борт.)

 У девочек – это вазочка для варенья, а у мальчиков – устройство для присоединения электроприборов к сети.

(Розетка.)

 У девочек – это столовый прибор, а у мальчиков – устройство для присоединения электроприборов к сети.

(Вилка.)

 У девочек – это вкусный фрукт, а у мальчиков – спортивный снаряд для битья.

(Груша.)

 У девочек – это приспособление для вязания, а у мальчиков – часть удочки.

(Крючок.)

 У девочек – это оконный переплёт со стеклом, а у мальчиков – это скелет велосипеда.

(Рама.)

 У девочек – это подвешенное ювелирное украшение, а у мальчиков – элемент конструкции автомобиля.

(Подвеска.)

 У девочек – это телевизор, а у мальчиков – это механизм в машине.

(Коробка передач.)

 У девочек – это многосекционный предмет мебели, а у мальчиков – строй футболистов перед воротами.

(Стенка.)


 

Статья «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках художественного труда»

Статья «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках художественного труда»

Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес»

Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес»

Для этого провожу консультации, собеседования

Для этого провожу консультации, собеседования

Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что то другое»

Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что то другое»

У девочек – это кухонная принадлежность для зачерпывания жидкости, а у мальчиков – захватывающее устройство экскаватора

У девочек – это кухонная принадлежность для зачерпывания жидкости, а у мальчиков – захватывающее устройство экскаватора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020