Статья «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках художественного труда»
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Развитие творческого потенциала является одной из основных линий развития такой личности. Его развитие идет в процессе обучения и индивидуальной жизни. Уроки художественного труда позволяют развивать творческий потенциал особенно эффективно.
Творческая деятельность рассматривается как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.
Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. “Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста”, - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).
Что же можно предпринять для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Над этим вопросом я работаю всю свою школьную жизнь.
Прежде всего, скажу о принципах, которыми я руководствуюсь:
В конце концов, я пришла к выводу, что повысить творческий потенциал обучающихся на уроках мне помогают активные методы обучения.
В первую очередь это разнообразные игры.
Виды обучающих игр, применяемые мной на уроках художественного труда:
1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец, повар и посетитель ресторана и т.д.);
3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
Для меня важно при проведении игры:
Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность. Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Данный метод созвучен с принципами современной прогрессивной школы - стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её.
Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, умению задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставлю проблему, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.
Для повышения мотивации к выполнению проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:
• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;
• творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;
• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;
Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую приемы:
• прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;
• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;
• рекомендации лучших работ на конкурс;
Считаю, что проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:
• самостоятельно конструировать свои знания;
• ориентироваться в информационном пространстве;
• планировать свою деятельность;
• приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;
• способствует практической реализации деятельности ребёнка;
• развивает его индивидуальные интересы.
На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученик может раскрыть свое творческое начало, попробовать себя в роли исследователя. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.). Умение представить работу,защитить её покажет ребенка с самой неожиданной стороны, ещё больше раскроет его различные творческие возможности.
Выводы: Работая над развитием творческих способностей детей, у них появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. У детей раскрываются различные способности, они успешно начинают справляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что то другое».
С усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, можно добиваться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
ВИКТОРИНА "У ДЕВОЧЕК - У МАЛЬЧИКОВ"
У девочек – это предмет одежды для согревания кистей рук, а у мальчиков – устройство для соединения цилиндрических частей машин, тросов, труб.
(Муфта.)
У девочек – это часть рукава или штанины, а у мальчиков – уплотнительная деталь машины, препятствующая протеканию жидкости из одной полости в другую.
(Манжета.)
У девочек – это аксессуар для волос, а у мальчиков – крепёжная деталь в виде стержня.
(Шпилька.)
У девочек – это головной убор, а у мальчиков – верхняя расширенная часть гвоздя.
(Шляпка.)
У девочек – это вырез ворота на платье или стрижка, а у мальчиков – боевое построение пехоты четырёхугольником, для отражения атаки со всех сторон.
(Каре.)
Для девочек – это деталь кармана, а для мальчиков – род затвора, крышки, закрывающей проход газу, пару или жидкости.
(Клапан.)
Для девочек – это маскарадный костюм в виде длинного плаща с капюшоном, а для мальчиков – настольная игра с забиванием «козла».
(Домино.)
У девочек – это принадлежность для вязания, а у мальчиков – деталь колеса велосипеда.
(Спица – игла для вязания и спица – стержень, соединяющий втулку колеса велосипеда с ободом.)
Для девочек – это сосуд для кипячения чая, а для мальчиков – начинающий автолюбитель.
(Чайник.)
Для девочек – это первый весенний цветок, а для мальчиков – неопытный водитель, который по весне выехал на дорогу после зимнего отстоя в гараже.
(Подснежник.)
Для девочек – это то, что передаётся по радио или телевидению, а для мальчиков – механизм, передающий движение, мощность от одной части устройства к другой.
(Передача.)
Для девочек – это перекладина, на которую вешают штору, а для мальчиков – продольный выступ в верхней части стены или нависшая часть кручи, лавины.
(Карниз.)
Для девочек – это удлинённой овальной формы хрустальная ваза или салатница, а для мальчиков – старинное парусное судно.
(Ладья.)
У девочек – это плотная рубчатая или с выпуклым рисунком хлопчатобумажная ткань, а у мальчиков – это полёт самолёта, похожий на падение.
(Пике.)
У девочек – это кухонная принадлежность для зачерпывания жидкости, а у мальчиков – захватывающее устройство экскаватора.
(Ковш.)
У девочек – это механический зажим, зацепка, которой к дамской сумочке крепится дополнительная длинная ручка. А у мальчиков – это облегчённая короткоствольная винтовка.
(Карабин.)
У девочек – это овощ для супов и салатов, а у мальчиков – ручное оружие для метания стрел.
(Лук.)
У девочек – это кольцо в их цепочке, а у мальчиков – подразделение ВВС.
(Звено.)
Для девочек – это обидные слова, ругань, а для мальчиков – война и битва.
(Брань.)
У девочек – это начинка ореха, а у мальчиков – старинный орудийный снаряд.
(Ядро.)
У девочек – это игрушка на самой макушке новогодней ёлки, а у мальчиков – колющее оружие.
(Пика.)
У девочек – это комплект красивой одежды, а у мальчиков – воинское задание.
(Наряд.)
У девочек – это сало с паприкой, а у мальчиков – тайный агент полиции.
(Шпик.)
У девочек – это поджаренный ломтик хлеба, а у мальчиков – короткая речь с предложением выпить вина.
(Тост.)
У девочек – это левый или правый край пиджака, а у мальчиков – боковая стенка корпуса судна.
(Борт.)
У девочек – это вазочка для варенья, а у мальчиков – устройство для присоединения электроприборов к сети.
(Розетка.)
У девочек – это столовый прибор, а у мальчиков – устройство для присоединения электроприборов к сети.
(Вилка.)
У девочек – это вкусный фрукт, а у мальчиков – спортивный снаряд для битья.
(Груша.)
У девочек – это приспособление для вязания, а у мальчиков – часть удочки.
(Крючок.)
У девочек – это оконный переплёт со стеклом, а у мальчиков – это скелет велосипеда.
(Рама.)
У девочек – это подвешенное ювелирное украшение, а у мальчиков – элемент конструкции автомобиля.
(Подвеска.)
У девочек – это телевизор, а у мальчиков – это механизм в машине.
(Коробка передач.)
У девочек – это многосекционный предмет мебели, а у мальчиков – строй футболистов перед воротами.
(Стенка.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.